Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Неисправности распределительного механизма

К основным неисправностям распределительного механизма относятся:

нарушение величины зазора между регулировочными болтами толкателей и стержнями клапанов;

износ и обгорание рабочих поверхностей клапанных головок и седел для них;

потеря упругости и поломка клапанных пружин;

износ стержней клапанов и их направляющих втулок;

зависание клапанов в направляющих;

износ зубьев распределительных шестерен.

Наиболее часто наблюдаемое в эксплуатации нарушение вели чины зазора между толкателем и стержнем клапана—увеличение зазора происходит из-за ослабления затяжки контргайки регулировочного болта толкателя, вследствие чего болт при работе двигателя ввинчивается в толкатель.

Признаками увеличенных зазоров между толкателями и стержнями клапанов являются: затрудненный пуск двигателя, стуки клапанов, прослушивающиеся во время работы двигателя при любых нагрузке и числах оборотов (но особенно на холостом ходу), и падение мощности.

Признаками уменьшенных зазоров между толкателями и стержнями клапанов являются перебои при работе двигателя под нагрузкой, неровная работа двигателя (подергивания и тряска) на оборотах холостого хода и падение мощности. Последнее объясняется тем, что из-за неплотного закрытия клапанов уменьшается компрессия и ухудшается протекание рабочего процесса в цилиндрах.

Признаком уменьшенного зазора у впускного клапана является чихание, т. е. вспышки в карбюраторе, При недостаточном зазоре у выпускного клапана будут наблюдаться выстрелы в глушителе. И та и другая ненормальности в работе двигателя особенно заметны при больших числах оборотов коленчатого вала.

Необходимо помнить, что длительная работа двигателя при уменьшенных зазорах клапанов приводит к обгоранию их головок и клапанных седел. Такую неисправность не всегда можно своевременно обнаружить, так как клапаны не стучат, но после некоторого времени работы выходят из строя.

При обнаружении чрезмерного износа головки регулировочного болта толкателя (глубокая выемка), мешающего нормальной проверке зазора щупом, болт рекомендуется заменить.

Износ и обгорание рабочих поверхностей (фасок) клапанных головок и клапанных седел в блоке цилиндров являются естественным процессом при эксплуатации двигателя. Однако отсутствие периодического контроля и регулировки зазоров между толкателями и стержнями клапанов может привести к ускоренному выходу из строя клапанов и их седел.

Признаки ухудшения состояния рабочих поверхностей клапанов и их седел одинаковы с признаками работы клапанного механизма при уменьшенных против нормальных зазорах между толкателями и стержнями клапанов.

Потеря компрессии или полное выключение из работы одного какого-либо цилиндра двигателя указывает на ослабление или поломку пружины клапана.

При значительном увеличении зазоров между стержнями клапанов и их направляющими втулками (вследствие износа) возникает подсос воздуха, а вместе с ним и масла из клапанной коробки в цилиндры двигателя. В результате этого происходит усиленное образование нагара на клапанах и головке блока, расход масла в двигателе повышается и он неустойчиво работает на холостом ходу. При увеличенных зазорах между стержнями клапанов и их втулками шум во время работы клапанов повышается.

Состояние деталей клапанного механизма следует проверять при каждом снятии головки блока цилиндров; изношенные детали нужно заменить или отремонтировать.

 

Фиг. 29. Система охлаждения двигателя.