Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Проверка и установка зажигания

Момент зажигания рабочей смеси в цилиндрах необходимо проверять и устанавливать с высокой точностью, так как даже при небольшой неточности установки зажигания расход топлива возрастает, а мощность двигателя падает.

Момент зажигания следует проверять и устанавливать в таком порядке:

Вывернуть свечу первого цилиндра (считая от радиатора) и вложить в отверстие головки блока пробку из смятой бумаги или 15-копеечную монету.

Ослабить винт 1 (см. фиг. 21) и открыть крышку 2 смотрового люка, расположенного в верхней части картера сцепления с правой стороны по ходу автомобиля.

Вращать пусковой рукояткой коленчатый вал двигателя до момента начала такта сжатия в переднем цилиндре, что обнаруживают по выталкиванию пробки (монеты), закрывающей отверстие вывернутой свечи.

Вращать коленчатый вал двигателя далее в направлении нормального его вращения до тех пор, пока метка 4 (запрессованный шарик) с надписью в. м. т. не установится точно против конца штифта 3, закрепленного в смотровом люке.

Ослабить стяжной винт хомутика пластины крепления корпуса прерывателя, снять крышку и ротор распределителя.

Повертывать корпус распределителя по направлению часовой стрелки до полного размыкания контактов.

Проверить и. если необходимо, отрегулировать зазор между контактами прерывателя.

Включить зажигание, вынуть провод тока высокого напряжения из гнезда центральной клеммы крышки распределителя и поднести его к массе на расстояние 3—4 мм.

Повертывать корпус распределителя в направлении против часовой стрелки до замыкания контактов прерывателя и затем повернуть корпус в противоположном направлении до момента проскакивания искры между проводом и массой (фиг. 63).

Фиг. 63. Проверка и установка зажигания "на искру".

 

Закрепить стяжной винт хомутика пластины крепления корпуса распределителя в положении, соответствующем проскакиванию искры, и завернуть на место свечу первого цилиндра.

Надеть на кулачок ротор распределителя, поставить на место крышку распределителя и заметить, против какой клеммы крышки установилась токоразносная пластина ротора.

Закрепить крышку распределителя защелками, вставить в центральное гнездо крышки провод высокого напряжения от катушки зажигания и подсоединить к гнезду клеммы, упомянутой в п. 11, провод от свечи первого цилиндра.

Вставить в остальные гнезда крышки распределителя провода и присоединить их к свечам в порядке работы цилиндров (1—3—4—2), учитывая, что ротор распределителя вращается в направлении против часовой стрелки.

Описанная проверка и установка зажигания называется установкой на искру. Такая установка значительно точнее, чем часто применяющаяся установка на начало разрыва контактов. Более точно (при отсутствии специального приспособления) зажигание может быть проверено и установлено с помощью шести-вольтовой контрольной лампочки. В этом случае первые семь операций (1—7) такие же, как при установке на искру; кроме того, необходимо:

8.Включить шестивольтовую контрольную лампочку (фиг. 64) концом одного провода с клеммой 26 (см. фиг. 60), соединенной с молоточком прерывателя, а концом другого провода—с массой.

Включить зажигание.

Провернуть корпус распределителя в направлении против часовой стрелки до получения замыкания контактов прерывателя.

Фиг. 64. Проверка установки зажигания с помощью контрольной лампочки.

 

Нажать пальцем на ротор распределителя в направлении вращения часовой стрелки и устранить этим зазоры в механизме привода. 12. Медленно поворачивать корпус распределителя в направлении часовой стрелки до тех пор, пока не загорится контрольная лампочка,

Проверить точность установки контактов прерывателя на размыкание, нажав пальцем на молоточек прерывателя. Контрольная лампочка должна при этом погаснуть.

Не меняя положения корпуса распределителя, затянуть стяжкой винт хомутика пластины крепления корпуса к блоку цилиндров и поставить на место свечу первого цилиндра.

Последующие операции производить, как указано в п.п. 11, 12 и 13.

Наиболее точно правильность установки зажигания может быть проверена при наличии контрольной неоновой лампы.

Ниже дан порядок операций при проверке установки зажигания на работающем двигателе с помощью неоновой лампы.

Установить число оборотов холостого хода двигателя не более 600 в минуту вращением упорного винта на рычаге оси дроссельной заслонки. Это необходимо для того, чтобы исключить влияние регулятора опережения зажигания, которое становится заметным примерно с 600 об/мин.

Разъединить провод и свечу первого цилиндра и присоединить его к одному проводу неоновой лампы. Другой провод неоновой лампы присоединить к свече первого цилиндра. Таким образом, неоновая лампа включается последовательно со свечой.

Направить свет неоновой лампы в смотровой люк картера сцепления.

При правильной установке зажигания середина освещенного шарика с отметкой в. м. т. (верхняя мертвая точка) на маховике, который кажется неподвижным, должна находиться против острия штифта, закрепленного в смотровом люка.

При необходимости некоторой корректировки момента зажигания следует отпустить стопорный винт хомутика пластины крепления корпуса распределителя и, поворачивая корпус в нужном направлении, добиться правильней установки зажигания, после чего затянуть стопорный винт.

При сборке и испытании двигателя на заводе начальную установку зажигания производят по лампе. При этом на корпусе и па хомутике пластины крепления корпуса распределителя иногда ставят контрольные технологические метки (кернением ). В дальнейшем при эксплуатации автомобиля этими метками для восстановления начальной установки зажигания или для ее корректирования пользоваться нельзя.

При эксплуатации автомобиля может встретиться необходимость изменения (корректирования) установки момента зажигания, например, при переходе па другой сорт топлива для питания двигателя. Однако во всех случаях восстановления или изменения установки зажигания нужно стремиться отрегулировать возможно раннее зажигание так, чтобы двигатель работал на границе появления детонационного горения топлива.

Окончательную установку зажигания, т. е. предельно допустимый угол опережения, нужно корректировать методом подбора с проверкой во время движения автомобиля.

Наивыгоднейшим будет такое опережение зажигания, при котором во время резкого разгона автомобиля (с полной нагрузкой) с начальной скорости 30—40 км/час на прямой передаче будут едва прослушиваться отдельные, прерывающиеся детонационные стуки в двигателе. Если при резком разгоне автомобиля стуки отсутствуют, это значит, что зажигание установлено позднее; появление отчетливых стуков указывает на чрезмерно раннее зажигание.

При применении бензина высокого качества, имеющего октановое число G6 и выше, целесообразно изменить начальную установку зажигания и увеличить на 2—4° угол опережения зажигания, что значительно улучшает экономичность двигателя.