Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Силовая передача

МЕХАНИЗМ СЦЕПЛЕНИЯ

Механизм сцепления помещен в штампованном кожухе 3 (фиг. 69), привернутом к маховику 1 шестью болтами 2 и центрированном по двум установочным шпилькам 6. Для осевого направления в окнах кожуха чугунный нажимной диск снабжен тремя выступами 5. Между кожухом и нажимным диском расположены шесть нажимных пружин 4. Три штампованных отжимных рычага 6 (фиг. 70) качаются на осях 5, проходящих через отверстия в регулировочных пальцах 3. Одним концом эти пальцы входят в отверстия в нажимном диске, на другом конце навинчены регулировочные гайки 4. Отжимные рычаги внешними концами входят под выступы нажимного диска и постоянно прижимаются к этим выступам пружинами 2. Внутренние концы отжимных рычагов имеют прорези, в которые входят выступы чугунной пяты 8. Пята скреплена с концами отжимных рычагов тремя проволочными пружинными соединительными звеньями 7.

Механизм сцепления в сборе подвергают балансировке, после чего нажимной диск и кожух клеймят для предотвращения ошибок при повторных сборках.

Ведомый диск сцепления имеет гаситель, предназначенный для гашения резких изменений угловых скоростей в силовой передаче, возникающих главным образом при движении по неровным дорогам.

Гаситель предохраняет коленчатый вал двигателя от излишних нагрузок на кручение.

Ведомый диск сцепления состоит из кованой стальной ступицы 4 (фиг. 71) с фланцем, в отверстии которой имеются шлицы, и диска 8. Во фланце ступицы пробиты шесть прямоугольных окон для пружин 2 гасителя и три прорези для прохода стальных пальцев 6.

Стальной ведомый диск 5 имеет одно центральное отверстие под ступицу и шесть прямоугольных из которых три совмещаются с отверстиями ступицы, а три (через одно) сдвинуты в направлении вращения диска примерно на 1,5 мм. Диск имеет фасонную ферму (получаемую на пробивном станке) с изгибом лопастей для пружинения.

 

Фиг. 69. Механизм сцепления

 

К диску с двух сторон прикреплены на заклепках 10 фрикционные накладки 7, изготовленные из асбестовой ткани с вплетенной в нее медной проволокой и подвергнутые бакетилизации в прессах с нагревом.

На стороне фланца ступицы 4, обращенной к коробке передач, поставлена пластина 1 гасителя с шестью окнами, аналогичными окнам ведомого диска. В окна всех трех деталей вставлены шесть пружин 2, которые удерживаются от выпадения проволочными держателями 9. В свою очередь, держатели закреплены на диске 8 и пластине 1 накладками 5.

Фиг. 70. Ведущие части механизма сцепления.

 

При сборке на заводе ведомого диска с гасителем для получения необходимого момента трения внутри гасителя иногда устанавливают регулировочное стальное кольцо 3. Ведомый диск S, ступица 4 и пластина 1 гасителя скреплены в один неразборный узел тремя пальцами 6, Головки этих пальцев раскатываются.

На заводе ведомый диск после сборки балансируют статически, причем обнаруженный дисбаланс (неуравновешенность) исправляют установкой балансировочного грузика 11 соответствующего веса. Грузик, представляющий собой стальную проволочную скобу, вставляют в прорези ведомого диска и заклеивают на нем, загибая концы.

 

 

Ведомый диск устанавливают на шлицованном конце первичного вала коробки передач так, чтобы гаситель стороной с пластиной 1 был обращен к коробке передач.

При появлении неравномерности вращения валов трансмиссии или коленчатого вала происходит угловое смещение ведомого диска 8 по отношению к ступице 4; пружины 2 при этом сжимаются. Вследствие трения, возникающего между боковыми поверхностями деталей 1, 3, 8 и 4, угловые смешения валов быстро гасятся.

Фиг. 71. Ведомый диск сцепления

 

Внутри картера сцепления на его задней стенке установлен механизм выключения сцепления, состоящий из кованой вилки 32, качающейся на шаровом пальце 28. В растворе вилки укреплена обойма 26 подпятника выключения сцепления, в которой помещен подпятник 25, изготовленный из прессованной угольно-графитовой композиции, пропитанной маслом. В процессе эксплуатации подпятника дополнительная смазка не требуется.

Противоположный конец вилки выключения сцепления выходит через окно в левой части картера сцепления. На выведенном наружу конце вилки имеется отверстие с резьбой для полого регулировочного болта 37, закрепляемого болтом 17. Привод выключения сцепления состоит из педали 2, поворачивающейся на неподвижной оси 43, общей с педалью тормоза, цепочки 8 из трех звеньев, валика 14 выключения сцепления, установленного по концам на шаровых пальцах 9 и 21, и толкающего штока 22, упирающегося изнутри в полый регулировочный болт 37 вилки.

В отверстие педали сцепления для оси 43 запрессована бронзовая втулка 40. Такая же втулка запрессована в отверстие педали тормоза. В оси 43 педалей имеются осевые и радиальные каналы для подачи смазки к втулкам через прессмасленку 3, ввернутую в наружный торец оси.

На площадку педали 2 надет резиновый чехол — накладка 1.

При нажатии на педаль сцепления вилка 32 поворачивается относительно шарового пальца 28, перемещая обойму 26 с подпятником 25 вперед. Подпятник нажимает на пяту 8 (см. фиг. 70), а последняя нажимает на нижние концы отжимных рычагов. Верхние концы рычагов в отходят назад и оттягивают в ту же сторону нажимной диск 1. Вследствие этого ведомый диск освобождается от нажатия пружин 9, и передача вращения от двигателя к коробке передач прекращается.

Оттягивание педали в исходное положение осуществляется пружиной 1, зацепленной одним концом за стяжной болт вилки выключения и другим концом за ушко, приваренное к раме.