Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Регулировка подшипников ступицы

Подшипники ступицы регулируют следующим образом: колесо вывешивают с помощью домкрата и покачивают в верхней части рукой в направлении, перпендикулярном к плоскости вращения (фиг. 104). Прорезную гайку 1 подтягивают до тех. пор, пока не исчезнет зазор, определяемый большим пальцем руки, положенным на упорную шайб) 2 одновременно на край отверстия ступицы 3. При подтягивании гайки колесо нужно поворачивать, чтобы дать возможность шарикам правильно установиться в кольцах подшипников. После этого гайку 1 отпускают на одну прорезь (не более) до совпадения с отверстием под шплинт и шплинтуют.

По окончании регулировки ступицу закрывают колпачком, набив его предварительно смазкой.

Следует предупредить, что недопустимо регулировать подшипники, проверяя только легкость вращения колеса. Колесо может свободно вращаться даже в том случае, если гайка чрезмерно затянута. В этом случае подшипник неизбежно выходит из строя.

Проверка и регулировка схождения передних колес

При изменении правильного схождения передних колес, происходящем в процессе эксплуатации, ухудшается управляемость автомобиля, увеличивается расход топлива и, что особенно важно, быстро выходят из строя покрышки шин.

Схождение передних колес проверяют специальной раздвижной линейкой (или штангой), снабженной указателем и шкалой.

Линейку устанавливают перед балкой передней оси между краями ободов колес на высоте 180 мм от горизонтальной поверхности пола, что соответствует длине свободно вытянутой подвесной цепочки, прикрепленной к концам линейки (фиг. 105).

Фиг. 104. Проверка затяжки подшипников ступицы передних колёс.

 

Затем, толкая руками автомобиль, перекатывают его вперед до тех пор, пока линейка окажется сзади балки передней оси на той же высоте (180 мм) На шкале линейки при этом отсчитывают величину схождения колес в миллиметрах, т. е. разность между размерами В и А (фиг. 106). При правильной установке колес эта разность должна быть равна 2 + 0,5 мм.

Фиг. 105. Проверка схождения передних колёс.

 

В случае отклонения величины схождения колес от нормы отпускают контргайки 2 у наконечников поперечной тяги (см. фиг. 102) и вращением трубы тяги укорачивают или удлиняют ее. Затем снова проверяют штангой разность размеров В и А.

После регулировки необходимо затянуть и законтрить контргайки тяги.

При отсутствии специальной линейки схождение колес можно измерять деревянной рейкой и масштабной линейкой с отметкой мелом контролируемых точек на ободах.

Фиг. 106. Размеры, определяющие схождение передних колёс.

Уход за передним мостом

Уход за передним мостом заключается в следующем:

периодической смазке (после каждой 1000 км пробега) шкворневых соединений, шаровых шарниров рулевых тяг и реактивных рычагов;

смазке подшипников ступиц колес (после каждых 3000 км пробега);

проверке осевого зазора в подшипнике опорного диска тормоза, регулировке подшипника (при необходимости), смазке подшипника и регулировке подшипников ступиц (после каждых 6000 км пробега);

проверке осевого зазора и подтяжке при необходимости шарниров реактивных рычагов (только у рычагов с разборными головками) и продольной рулевой тяги (по мере надобности, но не реже чем после 6000 км пробега);

систематической проверке и регулировке при необходимости схождения передних колес;

проверке уровня амортизаторной жидкости в цилиндрах подвески, добавлении при необходимости (после каждых 6000 км пробега) и замене жидкости (после каждых 12 000 км пробега).

Шарнирные соединения переднего моста смазывают согласно указаниям таблицы и карты смазки автомобиля.

Для смазки подшипников ступиц передних колес нужно плотно набить колпачок ступицы консистентной смазкой требуемого сорта и установить колпачок в выточку ступицы. При установке колпачка часть смазки из его внутренней полости выдавливается в ступицу.

Следует предупредить о совершенной недопустимости смазывания подшипника щита тормоза без снятия ступицы колеса. При такой смазке исключается возможность контроля ее количества и неизбежно избыточное поступление смазки во внутреннюю полость подшипника и далее на накладки тормозных колодок. Замасливание накладок тормозных колодок выводит из строя тормоза.

После движения автомобиля по дороге с глубокой колеей необходимо убедиться в целости прессмасленок, установленных на шарнирах переднего моста, и при обнаружении их поломок немедленно заменить новыми. При этом шарниры обязательно надо смазать до появления из зазоров чистой смазки. Если поперечная тяга погнулась, ее следует выправить и проверить схождение колес.

Если почему-либо рулевая тяга была снята вместе с шаровыми пальцами, а последние были отсоединены от кронштейнов реактивных рычагов, то при последующей установке тяги на место не следует менять местами защитные (штампованные) шайбы, потому что приработавшиеся к головкам шайбы надежнее защищают шаровые шарниры от грязи.

При установке тяг необходимо проверять затяжку и шплинтовку гаек шаровых пальцев.

Выпускать жидкость из амортизаторов следует, ослабляя болты 14 (см. фиг. 95) крепления крышек 13. Воздух при последующей заправке амортизатора удаляют, покачивая переднюю часть автомобиля нажатием руки на. крыло.

Для наполнения жидкостью на корпусе амортизаторов имеется наливное отверстие, закрываемое резьбовой пробкой 7. Вследствие того, что диаметр наливного отверстия примерно разен 10 мм, заливать жидкость можно только через воронку, на конец которой должна быть надета тонкая резиновая трубка, свободно проходящая в наливное отверстие, или с помощью резиновой груши. При пользовании воронкой с резиновой трубкой нужно следить, чтобы оставался просвет между трубкой и краем отверстия для выхода из цилиндра воздуха.

Перед доливкой жидкости необходимо тщательно протереть концами головку пробки наливного отверстия и крышку цилиндра вокруг пробки, чтобы исключить попадание грязи в амортизатор.

Уровень жидкости после доливки в цилиндр подвески должен находиться у кромки наливного отверстия. После этого, следует подождать, пока стечет избыток жидкости (собирающийся со стенок корпуса амортизатора и цилиндра), и затем завернуть пробку

Если в соединении крышки 13 (см. фиг. 95) и головки 4 цилиндра появится течь жидкости, то необходимо заменить прокладку, поставленную между этими деталями.

В процессе эксплуатации автомобиля следует систематически проверять состояние буферов, ограничивающих ход кривошипа, и в случае отслоения или отрыва резины немедленно заменять буферы.

Неисправности переднего моста

Основные неисправности переднего моста, встречающиеся при эксплуатации автомобиля, следующие:

ощутимое рукой покачивание опорного диска тормоза; при движении по булыжному шоссе слышен дребезжащий стук;

стук в передней подвеске при торможении автомобиля;

ускоренный и односторонний износ покрышек передних колес.

Ощутимое рукой покачивание опорного диска тормоза является следствием износа торцов бронзовых втулок подшипника диска. Неисправности устраняют регулировкой подшипника.

При значительном износе торцов бронзовых втулок, крышки и заплечика стакана подшипника может оказаться, что даже при удалении всех регулировочных прокладок устранить осевое перемещение опорного диска тормоза не удастся. В таком случае следует заменить опорный диск тормоза или в условиях мастерских прошлифовать поверхность крышки подшипника, прилегающую к регулировочным прокладкам, на 0,2—0,5 мм. Затем, подобрав необходимое количество регулировочных прокладок, собрать и отрегулировать подшипник заново.

При шлифовании крышки ее нужно устанавливать на станке, используя в качестве базовой поверхность, прилегающую к цилиндрической головке кривошипа. При таком способе шлифования исключается возможность перекоса поверхности, сопрягающейся с прокладками, относительно поверхности, соприкасающейся с торцом бронзовой втулки, что очень важно для правильной работы подшипника в дальнейшем.

Следует предупредить, что при шлифовании крышки подшипника нужно стремиться снимать минимальный слой металла, необходимый лишь для получения чистой поверхности. В противном случае при последующей сборке подшипника потребуется установить дополнительные (сверх нормального комплекта.) регулировочные прокладки.

Стук в передней подвеске, обнаруживаемый при торможении автомобиля, возникает из-за износа шарниров реактивных рычагов. Такие рычаги при износе шарниров следует заменять.

У реактивных рычагов с разборными головками износ шаровых шарниров компенсируется соответствующей подтяжкой резьбовых пробок. Подтяжка не должна быть чрезмерной, так как это может ускорить износ рабочих поверхностей шарниров.

Ускоренный и односторонний износ покрышек передних колес служит признаком нарушения схождения колес или значительной деформации балки передней оси. В первом случае неисправность устраняют восстановлением нормального схождения колес. Во втором случае следует сначала также отрегулировать схождение колес, и если при дальнейшей эксплуатации автомобиля неисправность возникнет вновь, то балку передней оси нужно сменить.

Деформированную (вследствие перегрузки или аварии автомобиля) балку передней оси не рекомендуется править как в холодном, так и горячем состоянии.

Если возникнет необходимость замены пружины подвески, то для удаления (и последующей установки) пружины следует обязательно пользоваться приспособлением, показанным на фиг. 107, для чего сначала нужно снять ступицу колеса и опорный диск тормоза. Приспособление 3 надевают на шкворневую бобышку 2 цилиндра подвески, а подтягивающий крючок 8 зацепляют за стебель 7 кривошипа 1. Завертывая ключом 4 гайку на крючке 8 приспособления, кривошип подтягивают вверх до положения, при котором можно выполнять некоторые частичные работы (например, замену нижнего резинового буфера). Следует помнить, что снимать болты 6 крепления кронштейна 5 реактивного рычага без предварительного освобождения кронштейна от давления, оказываемого кривошипом, т. е. без применения приспособления, совершенно недопустимо.

При подтянутом вверх кривошипе можно сиять кронштейн реактивного рычага и, сняв крышку цилиндра с амортизатором (вывертывая шесть болтов), отвертывать гайку приспособления до тех пор, пока кривошип полностью освободится от давления пружины подвески. Сняв приспособление, повернуть дальше кривошип до его упора и, вынув чашку пружины, извлечь пружину из цилиндра.

Сборку осуществляют

Фиг. 107. Приспособление для сжатия пружины перед разборкой цилиндра подвески.

 

в обратном порядке с той лишь разницей, что при установке чашки 2 (фиг. 108) между торцом пружины 1 и рычагом 3 чашка должна быть поставлена в положение, показанное на фигуре. При подтягивании пружины крючком приспособления чашка автоматически правильно установится на пружине. При установке крышки цилиндра с амортизатором необходимо следить за тем, чтобы выступ поршня амортизатора с упорным грибком был обращен вниз. Несоблюдение этого условия может привести к поломке амортизатора.

Фиг. 108. Установка чашки пружины при сборке подвески.

 

При подборе пружины подвески взамен поломанной (или ослабевшей) нужно учитывать, что допустимая разность нагрузки между обеими пружинами при осадке на 160 мм не должна быть более 25 кг.