Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Тормоза

Автомобиль оборудован двумя независимо действующими системами тормозов: одной — с ножным гидравлическим приводом, действующей на все колеса, и другой — с ручным механическим приводом, действующей только на задние колеса.

Тормоз с ножным приводом предназначен для торможения движущегося автомобиля при любых эксплуатационных условиях. Основным назначением тормоза с ручным приводом является затормаживание автомобиля на стоянке. Однако при выходе из строя ножного тормоза или при недостаточно эффективной работе его допускается пользование ручным тормозом для остановки движущегося автомобиля.

Тормозные механизмы передних и задних колес—колодочно-разжимного типа с шарнирной подвеской тормозных колодок к опорному диску на одном опорном пальце и промежуточных звеньях. При такой подвеске колодок каждая из них автоматически устанавливается в тормозном барабане, хотя усилие нажатия (от поршня колесного цилиндра) прикладывается только к верхнему концу колодки.

Фиг. 118. Тормоз переднего колеса.

 

На фиг. 118 показана конструкция тормоза переднего колеса.

На штампованном из листовой стали опорном диске 1 запрессован (во фланец 14 и кронштейн 13) опорный палец 5 звеньев колодок. Звенья 18 из полосовой стали могут поворачиваться относительно пальца 5 и удерживаются на нем стопорной шайбой 22. Другими концами звенья попарно охватывают ребра тормозных колодок 3 и б и шарнирно соединяются с ними с помощью стальных омедненных втулок 20 и стяжных винтов 19 со специальными пружинными шайбами 21.

Ребра колодок входят в прорези толкателей 2 поршней колесного цилиндра 9 гидравлического привода. При торможении поршни под давлением тормозной жидкости в цилиндре раздвигаются, и толкатели прижимают колодки к внутренней поверхности тормозных барабанов. Вследствие наличия шарнирных звеньев колодки равномерно прижимаются к барабану по всей поверхности. При отпускании педали тормоза стяжная пружина S возвращает тормозные колодки в исходное положение. От бокового смещения тормозные колодки удерживаются с помощью устройства, прижимающего их к штампованным опорам 10 и состоящего из стержня 17, пружины 16 и чашки 18. Опоры 10 выштампованы из листовой стали и приварены точечной сваркой к опорному диску.

Тормозные колодки состоят из ребер и ободов, соединяемых электросваркой. Накладки 4 и 7 колодок, изготовленные из формованной асбестовой массы, приклепаны к колодке двенадцатью пустотелыми латунными заклепками. Рабочие поверхности накладок после их соединения с колодками шлифуют и затем колодки устанавливают на опорный диск. Толщина накладок 4,1 мм, ширина 30 мм, угол обхвата 119°. Диаметр рабочих поверхностей накладок, собранных и концентрично установленных на опорном диске, должен быть в пределах 229,6—229,8 мм.

Фиг. 119. Тормоз заднего колеса.

 

Фланец 14, приваренный к опорному диску 1, имеет отверстие, в которое установлены две бронзовые втулки 11. Поверхности трения втулок и подшипника опорного диска, укрепленного на кривошипе подвески колеса, при сборке смазывают графитовой смазкой.

Для предупреждения попадания смазки из подшипника опорного диска, а также из подшипников ступицы колеса к рабочим поверхностям тормоза и стакане подшипника опорного диска установлен сальник. Смазка, проникающая из подшипника опорного диска, а также через сальник по мере его износа собирается в стальном штампованном маслоуловителе 15, из которого отводится наружу через два специальных отверстия.

Для предохранения внутреннего сальника подшипника опорного диска от попадания пыли и грязи имеется защитное кольцо 12.

Конструкция тормоза заднего колеса (фиг. 119) аналогична конструкции тормоза переднего колеса. Опорный диск 1 тормоза, снабженный штампованным стальным усилителем 2, и маслоуловитель 3 отличаются по форме от таких же деталей тормоза -переднего колеса. Опорный палец 18 промежуточных звеньев подвески колодок вставлен в отверстия опорного диска и усилителя и прижат к диску гайкой 17 с пружинной шайбой.

Опорный диск тормоза прикреплен к фланцу кожуха полуоси заднего моста четырьмя болтами.

Тормозные колодки могут приводиться в действие, кроме гидравлического привода, также и механическим приводом от рычага ручного тормоза. Для этого на задних колодках (если смотреть по ходу автомобиля) на эксцентрично расположенной цилиндрической части винта 11 установлен штампованный из листовой стали разжимной рычаг 9. Винт 11 прижат к ребру верхней части колодки гайкой 10 с пружинной шайбой. Разжимной рычаг шарнирно соединен через тягу 6 с передней колодкой. Для этого тяга 6 имеет отогнутый конец, входящий в отверстие передней колодки и закрепляемый шплинтом 4. На другом конце тяги имеется прорезь, в которую заходит тело рычага 9. Положение тяги 6 на рычаге 9 закреплено пружиной 7, расположенной между буртиком тяги и выступом рычага и отжимающей рычаг от тяги.

Трос 14 привода ручного тормоза, заключенный в гибкую стальную оболочку 16, закрепленную в зажиме 15 опорного диска, заканчивается ушком 12. Это ушко охвачено крючком, имеющимся на конце рычага 9. Между зажимом 15 и ушком 12 на трос надета пружина 13, отжимающая рычаг 9.

При натягивании троса 14 рычаг 9, поворачиваясь на винте 11, как на шарнире, упирается выступом в опорную плоскость 8 тяги 6. При дальнейшем повороте рычага 9 последний прижимает заднюю колодку к тормозному барабану и одновременно перемещает тягу 6 влево. При этом передняя колодка также прижимается к барабану. При оттормаживании колодки сближаются под действием стяжной пружины 5, а рычаг 9 возвращается в исходное положение под действием пружины 13. Тормозные колодки (в сборе с накладками) тормозов передних и задних колес не взаимозаменяемы. Однако тормозные колодки задних тормозов могут быть установлены на опорные диски тормозов передних колес.

Тормозные барабаны, применяемые на автомобиле, — составной конструкции и образуют неразборный узел со ступицами колес.

Конструкция тормозного барабана-ступицы переднего колеса показана на фиг. 120. Обод 1 тормозного барабана отлит отдельно из серого чугуна, обладающего высоким коэффициентом трения, а остальная часть барабана, включая и ступицу 4, отлита из ковкого чугуна высокой прочности и твердости. Соприкасающиеся поверхности частей 1 и 4 проточены. При этом фланец ступицы 4

Фиг. 120. Тормозной барабан-ступица переднего колеса.

 

плотно входит в заточку, сделанную в ободе 1, и до последующего прочного соединения закрепляется с ободом с помощью трех винтов 8 с утопленными коническими головками. Окончательно обод 1 и ступицу 4 скрепляют пятью запрессованными шпильками 3, имеющими мелкие шлицы 6. Винты 8, как правило, после запрессовки шпилек 3 вывинчивают. После запрессовки и обжатия шпилек 3 барабан образует цельную неразборную конструкцию.

Для большей жесткости ступица имеет усиливающие ребра 7.

Диск колеса прикреплен к ступице пятью ганками 5, навертываемыми на шпильки 3. Гайки имеют наружные конусы, которыми они прижимают и центрируют диск колеса на ступице, так как отверстия в диске для прохода шпилек снабжены фасками, соответствующими конусам гаек. Резьба на шпильках крепления колес на всех ступицах правая.

Для регулировки зазоров между накладками колодок и барабаном в последнем имеются окна 9. Внутренний диаметр рабочей поверхности барабана (одинаковый для барабанов всех колес) равен 230 мм.

Для предохранения фрикционных поверхностей тормоза от попадания смазки из ступицы служит маслоотражатель 2.

Конструкция тормозного барабана-ступицы заднего колеса показана на фиг. 121. Обод / тормозного барабана отлит из серого чугуна, а ступица 6 с фланцем откована из стали. Способ соединения обеих частей такой же, как для тормозного барабана-ступицы переднего колеса (фиг. 120). Ступица закреплена на полуоси на конусе и шпонке.

Фиг. 121. Тормозной барабан-ступица заднего колеса.

 

Ступица имеет коническое отверстие 5 и шпоночную канавку 4. На наружном конце ступицы имеется резьба 3 для навертывания съемника, необходимого для снятия ступицы с полуоси. Для предохранения трущихся поверхностей тормоза от попадания на них смазки, которая может проникнуть через сальник шарикового подшипника полуоси, установлен маслоотражатель 2. Маслоотражатель работает вместе с маслоуловителем, закрепленным на опорном диске тормоза.