Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Контрольно-измерительные приборы и специальное оборудование

Спидометр и комбинация приборов

На переднем щитке кузова автомобиля установлены: спидометр СП-18Б со счетчиком пройденного расстояния и комбинация приборов КП-8, т. с. прибор, в котором объединены приемник указателя уровня бензина и манометр давления масла.

Приборы установлены в рамку держатель 10 (фиг. 161) и прикреплены к ней винтами 3 через резиновые уплотнительные кольца 14. В свою очередь, рамка прикреплена к переднему щитку кузова двумя винтами 11 и тремя винтами, проходящими через отверстия 15.

Спидометр 2, показывающий скорость движения автомобиля в данный момент, работает по принципу индукционного тахометра и получает привод от вторичного вала коробки передач посредством гибкого вала 4. Внутри корпуса спидометра помещен суммирующий счетный механизм, регистрирующий общий пробег автомобиля.

Манометр давления масла, помещенный в комбинации приборов 1, имеет трубчатую пружину и соединен с масляной магистралью трубкой 9. Для предупреждения повреждений трубки в результате вибраций двигателя имеется спираль с тремя витками.

Механизм манометра показан на фиг. 162. Поступающее по трубке к манометру масло входит в штуцер б и из него в трубчатую, пружину 7. Пружина представляет собой изогнутую сплющенную латунную трубку, впаянную открытым концом в штуцер 6 и герметично запаянную с противоположного конца. Под действием давления масла трубчатая пружина стремится выпрямиться и при этом поворачивает рамку 4, с которой пружина связана шарнирно рычажком 5. Рамка 4 и выполненная за одно целое с ней стрелка 1 поворачиваются в отверстиях кронштейна 3 на осях 2. Перемещение свободного конца пружины и угол поворота стрелки пропорциональны величине давления масла, что позволяет контролировать давление по шкале прибора. Механизм манометра прикреплен посредством штуцера б и прижимной гайки к отдельной планке внутри корпуса комбинации приборов.

В середине рамки 10 (фиг. 161) поставлен отражатель 12, направляющий свет лампочки 13, установленной в патроне 6, на шкалы приборов. Лампочка 7, вставляемая в патрон 8, помещена внутри корпуса спидометра. Лампочка 7 освещает отверстие 5 в шкале прибора при включении дальнего света фар.

Трубка 9, подающая масло к манометру, соединена с угловым штуцером на блоке цилиндров двигателя ниппельной гайкой 20 и припаянной к трубке конусной муфтой 19.

Фиг. 161. Контрольно-измерительные приборы и их арматура.

 

Оболочка гибкого вала 4 прикреплена к панели передней части кузова (под капотом) посредством кронштейна 17 и стяжного винта 16 Кронштейн привернут к панели винтом 18. В месте прохода внутрь кузова, в отверстиях панели передней части кузова, трубка 9 и вал 4 уплотнены резиновыми втулками 21 и 22.

Уход за контрольно-измерительными приборами и устранение основных неисправностей

Уход за спидометром заключается в смазке гибкого вала привода в его оболочке, которую рекомендуется выполнять при ремонте автомобиля. Гибкий вал следует снять с автомобиля, разобрать и промыть в бензине или керосине отдельно вал и его оболочку. Затем на вал наносят тонкий слой специальной смазки марки НК-30 (ГОСТ 3275-46) или KB (ГОСТ 2931-51). После сборки гибкого вала удаляют смазку из наконечника оболочки, присоединяемого к спидометру, во избежание попадания смазки внутрь прибора и вывода из строя его скоростного узла.

При установке гибкого вала на место сначала соединяют вал со спидометром и поворачивают свободный конец вала рукой; вал при этом должен совершенно свободно вращаться. Затем, продвигая вал рукой в оболочке вперед и назад, нужно проверить, имеется ли продольный зазор (1 — 3 мм).

Фиг. 162. Механизм манометра давления масла.

 

Причиной отсутствия продольного зазора может быть забивание грязью глухих отверстий в наконечниках гибкого вала, которые нужно прочистить (желательно перед сборкой).

При ремонтах автомобиля рекомендуется снять спидометр с переднего щитка кузова и для смазки хвостовика прибора плоскогубцами вынуть латунную пробку, запрессованную в отверстие. Вынув из этого отверстия фитиль, промывают фитиль в керосине или бензине и обильно пропитывают его вазелиновым маслом марки МВП (ГОСТ 1805-51), устанавливают фитиль на место и закрывают отверстие в корпусе прибора латунной пробкой.

Возможными неисправностями спидометра могут быть:

отказ в работе счетного и скоростного узлов;

отказ в работе одного из узлов (счетного или скоростного);

занижение показаний обоих узлов (счетного и скоростного);

неустойчивость при работе стрелки скоростного узла. Причиной полного отказа в работе прибора может быть или

лопнувший гибкий вал, или заедание приводного валика в подшипниках корпуса.

Если не работает один из узлов прибора, спидометр нужно снять и направить в ремонт в специальные мастерские.

Заниженные показания обоих узлов прибора могут быть следствием пробуксовывания ведущей шестерни 20 (см. фиг. 74) привода спидометра на вторичном валу коробки передач. Для устранения этой неисправности нужно разъединить фланцы переднего карданного шарнира, отогнуть замковую шайбу и подтянуть гайку крепления фланца карданного шарнира, установленного на шлицах хвостовика вторичного вала.

Причинами неустойчивой работы стрелки спидометра (колебаний стрелки во время движения с постоянной скоростью даже по ровной дороге) могут быть:

трение упорной шайбы гибкого вала о торец приводного валика спидометра (дефект изготовления вала);

скручивание гибкого вала вследствие недостаточной глубины квадратного гнезда в приводном валике со стороны коробки передач, вследствие чего квадратный наконечник гибкого вала не может войти на всю длину в гнездо;

погнутость квадратных наконечников гибкого вала, приводящая к перекосу вала в его оболочке и задеванию вала за оболочку;

перегибы оболочки вала (радиусы изгиба менее 150 мм) или надломы оболочки, приводящие к скручиванию, биению и задеванию вала за оболочку;

повышенный осевой зазор приводного валика в корпусе спидометра, приводящий к попеременному изменению расстояния между магнитом и картушкой прибора.

Некоторые из перечисленных неисправностей могут быть устранены путем восстановления правильного закрепления гибкого вала на резьбовых наконечниках привода спидометра у коробки передач и на корпусе прибора и расположения вала на автомобиле, в других случаях прибор нужно сдать в ремонт.

Уход за манометром давления масла заключается в периодической подтяжке ниппельных соединений маслопроводной трубки к прибору и к штуцеру на блоке цилиндров двигателя.

Отказ в работе манометра может быть следствием засорения маслопроводной трубки. Трубку нужно сиять с двигателя и продуть сжатым воздухом. Нельзя продувать трубку, если она не отъединена от манометра, во избежание его повреждения.

Если стрелка манометра не устанавливается в нулевое положение при неработающем двигателе, то прежде всего нужно расконтрить крепление манометра к основной планке в корпусе комбинации приборов и установить кронштейн манометра в правильное положение по отношению к шкале.

В случаях неправильных показаний манометра или появления течи масла из него прибор нужно снять и отправить в ремонт.