Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

ЛуАЗ 969

Проверка деталей сцепления ЛуАЗ 969.

 

Потребность в проверке де­талей механизма сцепления возникает обычно при износе фрикционных накладок или графитового под­пятника. Остальные детали изнашиваются незна­чительно, причем пх износ не приводит к потере работоспособности механизма.

Картер сцепления. Уплотняющие поверхности картера не должны иметь рисок, забоин и трещин.

Риски и забоины зачистите, при обнаружении трещин заварите или замените картер.

Проверьте размеры втулок и оси вилки (см. табл. 6), зазор между втулками и осью не должен превышать 0,6 mm . При увеличенном зазоре втул­ки замените.

Ведомый диск. Убедитесь в легкости перемеще­ния ступицы диска по шлицам вала. При значитель­ном износе шлицев ступицы или вала (перекос сту­пицы на валу), изношенные детали замените.

Фрикционные накладки не должны быть замаслен­ными, поломанными, сгоревшими пли изношенными до головок заклепок. В случае выявления указан­ных повреждений накладки замените, т. к. при на­личии указанных дефектов уменьшается коэффи­циент трения между ведущим и ведомыми элемен­тами, что приводит к пробуксовке сцепления при разгоне автомобиля пли при повышении сопротив­ления его движению.

Проверьте состояние торцов, наружного диамет­ра н упругость пружин 5 (рис. 105) демпфера.

По торцам и наружному диаметру пружины демпфера не должны иметь следов натиров и выра­ботки глубиной более 0,2 mm . При выработке более указанной пружины замените. Длина пружин демп­фера в свободном состоянии 24,25...24,75 mm , а при сжатии иод нагрузкой 42...50 kgf - 21,5 mm .

Момент трения в демпфере ведомого диска при проверке должен находиться в пределах 0,375... ...0,9 kgf - m , при этом поверхности трения диска 10, ступицы 6, колец 7 и пластины демпфера 8, должны быть чистыми и сухими.

При замене фрикционных накладок осторожно (не задев пружинные пластины диска) высверлите сверлом 0 4,2 mm заклепки 3 и снимите повреж­денные накладки.

Пользуясь ведомым диском, как кондуктором, просверлите в новых фрикционных накладках во­семнадцать отверстий 0 4,2...4,4 mm и девять из них (через одно) рассверлите напроход 0 9 mm .

Оставшиеся девять отверстий раззенкуйте под головки заклепок сверлом 0 9 mm с углом заточки 140° па глубину 1,35...1,85 mm .

Перед приклепкой фрикционных накладок вни­мательно осмотрите пружинные пластины ведомого диска и проверьте, нет ли па них трещин и глубоких царапин. Если указанные повреждения отсутству­ют, приклепайте новые фрикционные накладки к диску.

Наложите фрикционную накладку на диск так, чтобы зенкованные отверстия были обращены на­ружу большим диаметром и отверстия в пружин­ных пластинах, обращенные выпуклой стороной к накладке, совпадали с отверстиями D 4,2 mm во фрикционной накладке.

В первую очередь расклепывайте при помощи оправки заклепки, находящиеся в диаметрально противоположных отверстиях.

Приклепав одну фрикционную накладку, также приклепайте вторую. При этом зенкованные отвер­стия одной накладки должны совпадать с незенкованными отверстиями другой.

После приклепки обеих фрикционных накладок проверьте: утопание головок заклепок — они долж­ны быть утоплены относительно рабочей поверхнос­ти накладки на 1,0...1,6 mm ; толщину диска в сборе в свободном состоянии, которая должна быть 8,1... ...8,7 mm.

После приклепки фрикционных накладок про­верьте биение рабочих поверхностей накладок ведо­мого диска относительно оси ступицы (на оправке или на ведущем валу коробки передач), которое допускается не более 0,60 mm . При необходимости отрихтуйте диск.

На этой же оправке отбалансируйте статически диск. Допустимый дисбаланс составляет 15 gf - cm . Повышенный дисбаланс устраните установкой ба­лансировочных грузиков с легкой стороны в специ­альные отверстия в ведомом диске, которые распо­ложены между пружинными пластинами. Д.чя за­крепления грузиков их концы расклепайте. В зави­симости от величины дисбаланса ведомых дисков для их балансировки используются грузики с раз­ной высотой головки.

Для изготовления балансировочных грузиков применяйте прутковую сталь или латунь любых марок, которые хороню поддаются расклепке.

При статической балансировке в случае большо­го дисбаланса допускается снятие материала фрик­ционных накладок 2 в местах F глубиной до 2 mm .

Нажимной диск. Проверьте неплоскостность ра­бочей поверхности диска 2 (рис. 104). Неплоскост­ность допускается не более 0,05 mm .

Внимательно проверьте поверхности трения при обнаружении задиров , забоин, кольцевых ри­сок, следов износа, а также коробления нажимного диска прошлифуйте его рабочую поверхность. Шли­фование нажимного диска и связанное с этим умень­шение его толщины снижает суммарное рабочее усилие нажимных пружин 10. Для сохранения это­го усилия при сборке сцепления установите шайбы между торцами изоляционных прокладок 11 и опор­ными площадками в нажимном диске сцепления 2. Толщина шайбы должна быть равна толщине сня­того при шлифовании слоя металла.

Боковые поверхности трех выступов не должны иметь износа более 0,2 mm . При большем износе происходит заедание рычагов 7, поэтому диск не­обходимо заменить.

Рабочие поверхности нажимных рычагов 7, упор­ных стоек 6, опорных шайб 3 не должны иметь из­носа более 0,2 mm .

При большем износе замените изношенные де­тали или весь узел в сборе.

Проверьте упругость нажимных пружин. Рабо­чее усилие каждой из нажимных пружин (при сжа­тии ее до размера 31,0 mm ) —50,5...56,5 kgf .

Подпятник выключения сцепления. Осмотрите шариковый закрытый подшипник подпятника, если осевой зазор более 0,35 mm , то подпятник замените.

Проверьте наличие смазки в подшипнике, при отсутствии смазки подпятник замените или запол­ните подшипник смазкой. Для этого промойте его в бензине или растворителе и просушите, затем в ванне нагрейте смазку ЛЗ—31 до температуры 150... ...170°С и поместите в нее подпятник в сборе на 15... ...20 min . После этого остудите ванну вместе с подпятником до температуры не выше 50°С , извлеките н протрите его снаружи.

Поверхности цапф обоймы не должны иметь из­носа более 0,3 mm . При большем износе подпятник замените.

Игольчатый подшипник ведущего вала коробки передач передний. Проверьте свободу вращения иголок подшипника в болте маховика. Вращение должно быть свободным, без заедания. Промойте подшипник и заправьте тугоплавкой смазкой № 158 в количестве 2...3 g .

Сборка. При сборке устанавливайте детали по меткам, нанесенным при разборке. Порядок сборки:

установите сальник 9 (рис. 103) в картер 10 сцепления, смазав наружный диаметр и рабочую кромку сальника маслом для двигателя, проверьте правильность установки пружины сальника;

установите втулки 2 и 3 (рис. 106);

смажьте рабочие шейки оси 4 смазкой № 158, введите ее во втулку 3, установите на ось пружину

5 и вилку 6 выключения. Затяните гайку 12 клина 14 (момент 2.2..Д 2 kgf - m );

проверьте и при необходимости установите осе­вое перемещение оси 4 0,1...0,5 mm , которое обеспе­чивается подбором опорных шайб 7;

установите на вилку 6 подпятник, смазав цапфы его обоймы смазкой № 158, и закрепите соедини­тельными звеньями 9;

соберите нажимной диск сцепления с кожухом (рис. 104). Перед сборкой опорные поверхности шайбы 3, упорных стоек 6, рычагов 7 и пяты 8 слег­ка смажьте смазкой № 158;

отрегулируйте предварительно положение пяты (размер 52±0,37) mm , регулировочные гайки 4 при этом не стопорите;

снимите сцепление в сборе с приспособления и прокачайте его, нажимая на пяту рычагов при по­мощи рычажного или винтового пресса. Ход пяты при этом должен быть 11 mm (количество качков не менее 150).

При замене нажимного диска сцепление в сборе статически отбалансируйте (допустимый дисбаланс 20 gf - cm ). Повышенный дисбаланс устраните вы­сверливанием металла в радиальном направлении по наружному диаметру нажимного диска 2. Металл удаляют сверлом 0 7 mm (глубина сверления до

6 mm ), с расстоянием от рабочего торца диска до центра сверления 6 mm .

При балансировке нажимной диск установите па контрольные отверстия а. После балансировки на нажимной диск и кожух нанесите метки для предотвращения смещений при повторной сборке и нарушения при этом балансировки. Метки b нане­сите на одном из выступов нажимного диска и на плоском участке поверхности кожуха сцепления.

Установка и окончательная регулировка сцепления ЛуАЗ 969.

Уста ­ новите ведущий вал коробки передач или оправку 6 (рис. 114) в подшипник 11, протрите опорную по­верхность маховика и установите по шлицам оправ­ки ведомый диск сцепления 3. Установите на махо­вик / диск 4 с кожухом в сборе, совместив при этом цифры, нанесенные на кожухе сцепления и махови­ке (рис. 115).

Этим сохраняется взаимное положение деталей, которое было при динамической балансировке ко­ленчатого вала в сборе с маховиком и сцеплением. Закрепите сцепление болтами 2 (рис. 114) (момент затяжки 1,6...2,0 kgf -m).

 

Подготовьте приспособление для окончательной регулировки положения пяты сцеп­ления на двигателе.

Установите перемычку 2 с индикатором на уста­новочную плиту 5, по контрольной стойке 1 пяты задайте натяг 0,5...1,0 mm и совместите стрелку ин­дикатора с нулевым показанием шкалы (контроль­ная стойка 1 установлена на номинальный устано­вочный размер пяты, равный 52±0,37 mm ).

Установите приспособление для проверки биения пяты па шпильки картера (рис. 116) и закрепите его.

Отрегулируйте положение пяты 5 (рис. 114), т. е. установите размер (52±0,37) mm и параллельность плоскости В пяты сцепления относительно плоскости С маховика. Это осуществляется отвин­чиванием или завинчиванием регулировочных гаек 9.

При регулировке рычаги 7 сдвиньте в крайнее положение от центра до упора в упорные стойки 8, т. е. зазора а в соединении не должно быть. Биение плоскости В пяты 5 допускается не более 0,1 trim . После регулировки зафиксируйте клещами (рис. 113) регулировочные гайки 2, вдавив бурт на гай­ках в продольную прорезь на торцах пальцев 3. После стопорения гаек биение пяты не должно пре­вышать 0,8 mm .

Регулировка зазора между пятой и подпятни­ком.

По мере износа фрикционных накладок ведо­мого диска 4 (рис. 103) нажимной диск 5 смещается в сторону маховика, вследствие чего рычаги 16, по­ворачиваясь, перемещают пяту 15 в сторону подпят­ника 8— зазор уменьшается, и, следовательно, уменьшается свободный ход рычага 8 (рис. 110) и педали сцепления.

 

Весьма малый зазор или его отсутствие приво­дит к ускоренному износу графитной шайбы под­пятника. Отсутствие зазора может привести к про­буксовке ведомого диска сцепления, его ускоренно­му износу и к потере упругости (из-за перегрева) нажимных пружин нажимного диска сцепления.

Если же регулировка произведена с установкой большого эксплуатационного зазора (или зазор уве­личился в связи с быстрым износом по какой-либо причине графитовой шайбы подпятника), то это приводит к неполному выключению сцепления. Следствием неполного выключения сцепления бу­дет шумность шестерен при включении передач, ус­коренный износ пли поломка блокирующих колец синхронизаторов и шестерен коробки передач, а также быстрый износ графитовой шайбы подпят­ника.

Нельзя регулировать величину свободного хода вращением гаек 18 (рис. 103), так как это приводит к перекосу пяты 15 и рычагов 16. Перекос пяты и рычагов в свою очередь вызывает при выключении сцепления перекос нажимного диска 5, что затруд­няет выключение, и сцепление начинает вести, затрудняя переключение передач.

Порядок регулировки:

снимите с рычага 8 (рис. 110) оттяжную пружи­ну .9 и с конца толкателя 1 шплинт 4;

удерживая толкатель 1 прижатым до упора в поршень цилиндра, поверните рычаг 8 в сторону его снятия с толкателя до упора подпятником в пяту (при этом ощущается сопротивление пружины 7, а упор подпятника в пяту может сопровождаться сту­ком). Измерьте величину хода рычага 8 относитель­но регулировочной гайки 3 на толкателе / по его оси, как показано на рисунке. При несоответствии хода отпустите контргайку 2 и вращением гайки 3 установите размер 5...6 mm , затем, удерживая тол­катель от проворачивания, затяните контргайку, по­ставьте пружину 9 и шплинт 4.

Главный цилиндр привода выключения сцепле ­ ния ЛуАЗ 969.

Надев шланг на клапан выпуска воздуха ра­бочего цилиндра и отвернув клапан на 1,5...2 оборо­та, выкачайте через него в чистую стеклянную ем­кость рабочую жидкость из гидропривода выключе­ния сцепления;

отвинтите соединительную гайку трубки гидро­привода от главного цилиндра сцепления;

снимите шплинт, шайбу и палец крепления вил­ки толкателя к недали . Отвинтите гайки крепления цилиндра к кронштейну и снимите цилиндр.

Разборку и сборку цилиндра см. Тормоза. Раз­борка и сборка главного тормозного цилиндра (без снятия и установки деталей двойного клапана, которые в главном цилиндре сцепления отсутст­вуют).

Устанавливайте цилиндр в последовательности, обратной снятию. При этом:

проверьте величину полного хода педали от ее верхнего крайнего положения до упора в полик (с измерением по центру площадки) — ход должен быть (166±2) mm . При необходимости отрегулируйте ход, изменяя длину толкателя вращением вилки 10 (рис. 111) при отпущенной контргайке 9. После регулировки, удерживая толкатель от прово­рачивания, затяните контргайку до отказа. При ус­тановке нового цилиндра его вилку толкателя сни­мите, а взамен навинтите вилку снимаемого цилиндра или вилку поставляемого в запчасти главного тормозного цилиндра 412-3505010-10, при­меняемого для контура гидропривода тормозов зад­них колес;

затягивайте соединительные гайки трубки клю­чом 12x14 до отказа (без применения удлинителя);

после установки заполните гидропривод рабочей жидкостью с удалением воздуха и проверкой гер­метичности.

Рабочий цилиндр привода выключения сцепле­ния ЛуАЗ 969.

Надев шланг на клапан выпуска воздуха рабо­чего цилиндра и отвернув клапан на 1,5...2 оборота, выкачайте через него в чистую стеклянную емкость рабочую жидкость из гидропривода выключения сцепления;

отвинтите соединительную гайку трубки гидро­привода от рабочего цилиндра сцепления;

снимите оттяжную пружину 9 (рис. 110). Отвин­тите гайки крепления цилиндра к картеру и сними­те цилиндр со шпилек картера и с толкателя.

Устанавливайте цилиндр в последовательности, обратной снятию. При этом:

затягивайте соединительные гайки трубки клю­чом 12X14 до отказа (без применения удлинителя);

заполните гидропривод рабочей жидкостью с удалением воздуха и проверкой герметичности;

отрегулируйте зазор между пятой и подпятни­ком сцепления.

Разборка и сборка. Рабочее место, инструмент, а также ремонтируемый цилиндр должны быть чистыми во избежание повреждений рабочих по­верхностей цилиндра и манжеты. Не протирайте детали ветошью во избежание попадания на уплот­няющие поверхности волокон, которые могут нару­шить герметичность;

снимите защитный колпачок 9 (рис. 109) и вы­верните клапан 8;

снимите защитный колпак 3 и извлеките сто­порное кольцо 2;

с помощью стержня D 3 mm через отверстие по­дачи в цилиндр рабочей жидкости вытолкните пор­шень 4, манжету 5 и извлеките грибок распорный 6 и пружину 7.

Собирайте цилиндр в последовательности, об­ратной разборке. Пригодность деталей к дальней­шей эксплуатации определите по табл. бив соот­ветствии с нижеуказанными требованиями:

цилиндр с наличием продольных рисок нельзя применять (допускается удаление рисок расшлифовкой с последующим хонингованием с увеличе­нием диаметра до 22,2 mm , не более). Шерохова­тость зеркала цилиндра не должна быть более 0,32 | iin ; овальность ц конусность допускается не более 0,03 mm ;

расшлифованный цилиндр следует собирать только с новой манжетой. Если ремонт цилиндра вызван течью рабочей жидкости из-под защитного колпака, то независимо от его срока эксплуатации манжету также следует заменить новой;

перед сборкой все детали должны быть тщатель­но промыты в спирте или свежей рабочей жидкости и обдуты сухим сжатым воздухом. Внутреннюю по­верхность цилиндра и манжету смазывают свежей рабочей жидкостью.

Педаль сцепления. Отсоедините от педалей сцепления и тормоза оттяжные пружины.

Отсоедините от педали сцепления шток главно­го цилиндра сцепления, сняв шплинт, шайбу и палец.

Снимите шплинт крепления оси педалей, сдвиньте влево до ее выхода из педалей и снимите педаль сцепления.

Выньте из педали втулки (при необходимости) и снимите накладку площадки педали.

Устанавливайте педаль в последовательности, обратной снятию. Изношенные втулки замените новыми. Внутреннюю поверхность втулок смажьте графитной смазкой.