Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

ремонт мотоциклов Урал

СБОРКА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Собирая узлы и детали коробки передач, необходимо соблюдать размеры, допуски и натяги в основных сопряжениях деталей. При замене в коробке передач валов, зубчатых колес, подшипников, регулировочных шайб и других деталей проверяют подвижность каждого узла, чтобы избежать заклинивания механизмов коробки при полностью прижатых крышках к картеру. Для этого в картер коробки устанавливают один вал в сборе, к нему предварительно подбирают путем замеров или в соответствии с ранее стоящими шайбами новые регулировочные шайбы и закрепляют крышки болтами. Если у вала обнаружится осевое смещение или, наоборот, вал не вращается, то изменяют толщину регулировочных шайб так, чтобы при полностью затянутых болтах и при нормальной толщине прокладок детали вращались легко и без излишнего осевого разбега.

Коробка передач модели 6204. Номинальные размеры, допуски и натяги в основных сопрягаемых деталях приведены в таблице  17.

Сборку ведущего вала выполняют в следующем порядке: зубчатое колесо четвертой передачи сажают на ведущий вал со шпонкой до упора в бурт без перекоса. Щуп 0,05 мм не должен проходить

Таблица 17.

Номинальные  размеры,  допуски  и  натяги  в  основных  сопрягаемых деталях  коробки  передач   модели  6204  и   ИМЗ-8.10104

между торцом зубчатого колеса и буртом вала. Внутреннее кольцо роликоподшипника 12204 напрессовывают на вал без перекоса до упора в шайбу. Щуп 0,05 мм не должен проходить между шайбой и кольцом, шайба не должна проворачиваться. Далее шарикоподшипник 304 напрессовывают до упора в зубчатое колесо, маслосъемную муфту — на вал с натягом не менее 0,008 мм (обеспечивают подбором деталей).

При сборе ведомого вала зубчатые колеса первой — четвертой передачи попарно проверяют с зубчатыми колесами ведущего вала на зацепление. При межцентровом расстоянии 58,47±0,01 мм зазор зацепления должен быть 0,08...0,65 мм, причем колебание зазора в пределах одной пары зубчатых колес допускается до 0,02 мм. Все зубчатые колеса ведомого вала должны легко, без заеданий вращаться на валу, радиальный зазор должен быть 0,04...0,16 мм, зазор между зубчатыми колесами и маслоотбойными шайбами—ОД...0,9 мм. Шлицевую муфту напрессовывают с помощью оправки 9, траверсы 5 (см. рис. 51,6) и шайбы 12 (см. рис. 51, в). Задний шарикоподшипник устанавливают с помощью оправки 6 (см. рис. 51,6). Зубчатое колесо первой передачи, маслоотбойную шайбу и передний шарикоподшипник монтируют, используя гильзу 10 и кольцо // (см. рис. 51, в).

Муфты включения передач должны легко, без заеданий передвигаться по шлицам муфт ведомого вала.

Для сбора пускового механизма устанавливают ось 6204322 собачки и поводок 6204320 в кривошип до упора, при этом предварительно изнутри раскернивают отверстие, для надежного стопорения осей. Палец кривошипа возвратной пружины устанавливают до упора, раскернивают и зачищают заподлицо с плоскостью кривошипа. Собачка пускового механизма должна под действием пружины вращаться на оси без заеданий. При нажатии на рабочий конец собачки она должна упираться ушками в выточки зубчатого колеса вала пускового механизма. Все детали перед сборкой смазывают маслом для двигателя. Зубчатое колесо пускового механизма должно вращаться на валу легко и без заеданий. Штифт напрессовывают заподлицо со втулкой. Осевой зазор между ступицей зубчатого колеса и валом должен быть 0,35...0,90 мм. При проворачивании зубчатого колеса на валу собачка должна досылаться пружиной в- зуб храповика без заеданий и перекосов.

В кривошип собачки механизма переключения (рис. 56) запрессовывают и раскернивают палец кривошипа собачки, запрессовывают ось механизма переключения и поводок собачки. Раскерненные концы деталей не должны, выступать над поверхностями собачки и кривошипа. Собачка должна свободно проворачиваться вокруг оси под действием своей массы.

При сборке картера коробки передач устанавливают в гнездо картера выключатель собачки пускового механизма, вворачивают винт до упора и закрепляют головку винта по шлицу выключателя. Запрессовывают с помощью оправки в отверстие картера стопор сектора переключения передач, выдержав размер 3...3.5 мм от заднего торца корпуса до плоскости передней крышки. Натяг должен быть

не менее 0,002 мм. Запрессовывают шарикоподшипник № 304 с помощью оправки до упора в отверстие под ведомый вал с внутренней стороны, затем переворачивают картер на 180°, надевают манжету сальника на оправку и запрессовывают в отверстие под ведомый вал с наружной стороны охватывающим пояском вниз. Запрессовывают оправкой ограничивающий штифт заподлицо с торцом, вставляют штифт буфера вала пускового механизма в отверстие картера, заворачивают сливную и наливную пробки с шайбами, привертывают двумя винтами включатель собачки механизма ножного переключения. Наворачивают на регулировочные винты кривошипа гайки с шайбами и заворачивают их наполовину в картер. Устанавливают картер на стол ручного пресса, надевают корпус заднего подшипника ведущего вала на оправку и запрессовывают в гнездо до упора пазом вертикально вниз. Натяг должен быть 0,003..0,047 мм.

Картер коробки передач после запрессовки деталей и переднюю крышку картера после постановки штифтов и сальника тщательно осматривают. Трещины, недопрессовка деталей и перекосы сальника не допускаются. Высота штифтов над плоскостью крышки после запрессовки должна быть 8,5...5 мм. Качка штифтов не допускается.

В левую крышку у картера запрессовывают втулку педали ножного переключения, втулку кривошипа собачек и корпус. Натяг не менее 0,005 мм обеспечивают подбором деталей. Следует обратить внимание на правильную установку возвратной пружины механизма переключения. При соединении рычага с осью педали переключения утолщенный шлиц рычага должен входить в паз на шлицах оси педали переключения. Если в рычаге храповика нет утолщенного шлица, то при сборке надо обеспечить угол в 42±2,5° между педалью переключения и осью рычага храповика (см. рис. 56), а для мотоциклов «Днепр» — 45+9°. Запрессовывают сальник в сборе до упора, втулку переключения педали разворачивают до диаметра 21 +о*оео мм, вставляют в крышку картера педаль ножного переключения в сборе. Устанавливают возвратную пружину механизма переключения в храповик и кривошип собачки механизма переключения в сборе, закрепив на храповике пружинным кольцом. Затем надевают на палец кривошипа и на шлицы оси педали ножного переключения рычаг кривошипа собачки и закрепляют его гайкой, предварительно надев пружинную шайбу.

Для общей сборки коробки передач модели ИМЗ-8.10104, 6604 и 6204 устанавливают в картер в сборе на верстак, наружную обойму подшипника ведущего вала надевают на оправку и запрессовывают ручным прессом или с помощью молотка в отверстие ведущего вала картера. Кладут картер на левую плоскость, пусковой вал в сборе вставляют короткой шейкой в отверстие, надевают на короткую шейку вала втулку с прокладкой, смазанной бакелитовым лаком, совместив отверстия крепления с отверстиями картера. Надевают на пусковой вал сальник в сборе с пружиной, шайбу и, совместив отверстия, закрепляют втулку винтами. Ведущий и ведомый валы в сборе совмещают своими зубчатыми колесами и вставляют в картер, введя в зацепление с зубчатым колесом пускового механизма, и запрессовывают ударами молотка или оправкой ведомый вал в подшипник.

Смазывают прокладку передней крышки бакелитовым лаком с двух сторон и укладывают ее на плоскость картера крепления передней крышки, надевают на ведомый вал оправку, а на ведущий — прокладку, устанавливают крышку и легкими ударами молотка сажают ее до упора. Надевают на болты пружинные шайбы и заворачивают их до отказа. Затягивают в шахматном порядке. Надевают на короткий конец ведомого вала маслоотбойную шайбу проточкой наружу, устанавливают подшипник № 304 в отверстие крышки и напрессовывают его на ведомый вал. Смазывают прокладку бакелитовым лаком и устанавливают на втулку вала пускового механизма, надевают втулку отверстием на конец пружины, а пружину— на вал пускового механизма через отверстие в передней стенке. Одновременно вставляют втулку вала в отверстие передней крышки и легкими ударами молотка сажают ее на место.

Поворачивают (заводят) пружину 3 (см. рис. 52) на 225° (3Д оборота) специальным ключом и, совместив отверстия фланцев втулки, заворачивают вииты крепления втулки. Устанавливают на подшипник № 304 ведомого вала регулировочные шайбы и шайбу с трубкой, входящей в отверстие ведомого вала, обеспечив зазор от торца передней крышки 0,05...0,25 мм. Смазывают с двух сторон бакелитовым лаком прокладку фланца крышки переднего подшипника ведомого вала и укладывают ее, устанавливают крышку и четыре винта, затягивают два винта втулки пускового механизма и четыре винта крышки в шахматном порядке. Проверяют рукой легкость вращения ведущего и ведомого валов, а также пускового вала и полноту отвода его пружиной в обратном направлении.

Осевое перемещение пускового вала должно быть не более 1,3 мм.

Кладут картер на левую плоскость, и в отверстие, со стороны задней плоскости, вводят валик вилок. Устанавливают вилку первой и четвертой передач в паз муфты переключения и пропускают через ее отверстие валик. Устанавливают вилку третьей и четвертой передач в паз муфты, в ее отверстие пропускают валик вилок и устанавливают его на место. Устанавливают вилку в положение второй передачи и крышку с сектором, вводя пальцы вилок в пазы сектора. Закрепляют крышку узла винтами и убеждаются в свободном переключении передач, поворачивая за ведущий вал; после этого окончательно закрепляют крышку.

Ставят рычаг ручного переключения передач в четвертое положение, досылают валик вилок до совмещения стопорной канавки с ртверстием в картере и заворачивают винт до упора. Качка валика сектора относительно храповика не допускается. Вставляют зубчатое колесо спидометра в отверстие картера, смазав «Литолом-24» нижний конец зубчатого колеса, а также втулку и, совместив выточки, уворачивают болт. Надевают диск гибкой муфты на ведомый вал Легкими ударами молотка так, чтобы отверстие под шплинт ведомого вала было между пальцами диска. Ставят шайбу, затягивают до отказа и шплинтуют гайку. После этого устанавливают коробку передач на плоскость крепления левой крышки, укладывают прокладку, смазанную с одной стороны бакелитовым лаком. Затем устанавливают храповик зубьями в сторону собачки и левую крышку в сборе— на вал сектора. Совмещают отверстия под болты с плоскими шайбами. Затягивают болты до отказа. Биение кулачков гибкой муфты не должно превышать 0,4 мм.

Регулируют механизм переключения передач. Фиксированное положение сектора механизма хорошо ощущается при перемещении рычага ручного переключения (рис. 49).

При переключении со второй на третью передачу (заднее плечо педали ножного переключения опущено до упора), если фиксирующая лунка третьей передачи сектора не доходит до шарика фиксатора, рычаг ручного переключения можно продвинуть вперед до совпадения лунки с шариком. В этом случае нужно вывернуть нижний регулировочный винт. Если фиксирующая лунка переходит шарик фиксатора, рычаг ручного переключения можно продвинуть назад до совпадения лунки с шариком. В этом случае вворачивают нижний регулировочный винт. Если фиксирующая лунка переходит шарик фиксатора, рычаг ручного переключения можно продвинуть вперед до совпадения лунки с шариком. При этом вворачивают верхний регулировочный винт.

На мотоцикле «Урал» М-67-36 может быть установлена коробка передач с неразъемным картером 6204001 или с разъемным картером ИМЗ-0.101.04001. Ее детали, за исключением картера, крышек и валика вилок, взаимозаменяемы с деталями коробки передач мотоциклов «Урал». Механизм переключения коробки передач с разъемным картером регулируют так же, как и коробки с неразъемным картером. При установке коробки передач на испытательный стенд открывают маслоналивное отверстие и заливают 0,8 л масла.

Коробка передач модели МТ-804. Номинальные размеры, допуски и натяги в основных сопрягаемых деталях приведены в таблице 18. При сборе коробки передач в картер и крышку устанавливают втулки вала переключения передач, буфер и ведомый вал в сборе, промежуточный вал в сборе с зубчатыми колесами и пружиной, вал пускового механизма в сборе с сектором, втулку вала пускового механизма, вилки переключения передач и заднего хода, диск переключения передач, рычажный фиксатор передач, ось вилок, ось собачки, ось диска переключения передач, ось передаточного зубчатого колеса, механизма переключения в сборе, пружину кулачка механизма переключения передач, пробку контакта нейтрального положения передач, сальники в сборе, рычаг переключения задней передачи в сборе, передаточное зубчатое колесо.

В картер коробки (см. рис. 55) запрессовывают втулки механизма пуска двигателя с натягом не более 0,001 мм и оси передаточного зубчатого колеса с натягом не менее 0,02 мм. Натяг обеспечивают подбором деталей. Запрессовывают промежуточный вал малым концом заподлицо с наружной стенкой картера, обеспечив при этом натяг не менее 0,01 мм, и заворачивают винтом до отказа упор промежуточного зубчатого колеса. Затем запрессовывают в крышку шарикоподшипник № 303 ведущего вала до упора с натягом не более 0,025 мм и втулку вала пускового    механизма    с натягом не

Таблица 18.

Номинальные  размеры,  допуски  и  натяги  в  основных сопряжениях   деталей   коробки   передач   модели  МТ-804

более 0,02 мм. Запрессовывают ось передаточного зубчатого колеса заподлицо с наружной стенкой крышки, обеспечив натяг не менее 0,01 мм, и фиксирующие штифты с натягом не менее 0,03 мм. Надевают на ось передаточное зубчатое колесо и устанавливают кронштейн в сборе с рычагом.

На ведущий вал коробки передач (см. рис. 53) надевают зубчатое колесо 6 третьей передачи со шпонкой 8 до упора в бурт без перекоса. Щуп 0,05 мм не должен проходить между торцом зубчатого колеса и буртиком вала. После этого на вал надевают зубчатое колесо 5 четвертой передачи с зазором не более 0,1 мм, причем кулачки зубчатого колеса 5 должны быть в зацеплении с кулачками зубчатого колеса 6 до упора. Далее напрессовывают на ведущий вал 7 шарикоподшипник № 205 до упора в торец зубчатого колеса, натяг должен быть не более 0,03 мм. Надевают на вал кольцо 3 и напрессовывают кольцо 2 до упора с обеспечением минимального натяга 0,018 мм.

При сборке ведомого вала проверяют зубчатые колеса 24, 21, 19 и 15 на зацепление попарно с зубчатыми колесами ведущего вала, зубчатое колесо 28 — с передаточным зубчатым колесом на специальном приборе. Зазор зацепления — 0,08...0,065 мм, колебание в пределах одной пары допускается до 0,02 мм. Надевают на передний конец ведомого вала 26 втулку 25 до упора, а на нее зубчатое колесо 24. Запрессовывают две шпонки 27 и на них надевают муфту 23, а на ее шлицы — муфту 22. Надевают две втулки 20 и на них зубчатые колеса 21 и 19. Запрессовывают в вал две шпонки 27, на них напрессовывают муфту 18, а на ее шлицы надевают вторую муфту переключения 17. Надевают на вал до упора в муфту втулку 16, а на нее зубчатое колесо 15, кольцо 14 и напрессовывают шарикоподшипник № 304 до упора. На шлицы вала надевают зубчатое колесо 28 до упора, шайбы 29 и 37. На другой конец вала напрессовывают шарикоподшипник № 304 до упора.

Все втулки ведомого вала должны иметь натяг не более 0,003 мм, а зубчатые колеса — зазор не менее 0,02 мм. Зубчатые колеса должны легко, без заеданий вращаться на валу, радиальный зазор — 0,02...0,05 мм. Муфты включения передач должны свободно передвигаться по шлицам муфт ведомого вала.

При общем сборе коробки передач модели МТ-804 на промежуточный вал 26 (см. рис. 55) надевают шайбу // (см. рис. 53), зубчатые колеса 9 и 10, вторую шайбу // и пружину 12. Устанавливают и запрессовывают ведущий вал в сборе в картер, натяг для шарикоподшипника— не более 0,025 мм. Устанавливают и запрессовывают ведомый вал в сборе с тем же натягом подшипника. Устанавливают и запрессовывают валик вилок переключения передач 10 (см. рис. 54) с натягом не более 0,03 мм и надевают на него вилки переключения передач 7,8 и 9 с зазором не более 0,025 мм. Предварительно вилки должны быть заведены в пазы муфт переключения.

Устанавливают в картер рычаг включения задней передачи 31 (см. рис. 55) в сборе, зазор должен быть не более 0,02 мм, и вал 5 ножного переключения передач (см. рис. 54), с педалями в сборе, зазор во втулке 43 (см. рис. 55)—не менее 0,01 мм. Надевают на

вал переключения передач возвратную пружину 4 (см. рис. 54), кривошип 3, пружину 2 и шайбу, затягивают гайку. Запрессовывают в картер ось 16 собачки переключения, надевают собачку 17 на ось с зазором не более 0,1 мм. Собирают механизм переключения передач, для чего надевают диск 15 переключения передач на ось передаточного зубчатого колеса, и заводят на него конец пружины 14. Устанавливают рычажный фиксатор 13 на ось, шайбу 12 и зашплин-товывают. Зазоры во всех соединениях механизма переключения должны быть не менее 0,08 мм. Устанавливают пружину датчика нейтрального положения и контакт датчика с пробкой.

Устанавливают вал пускового механизма 44 (см. рис. 53) во втулку 49, надевают на него возвратную пружину 46, заводят ее конец в упорную шайбу 47, надевают на шлицы зубчатый сектор 45 вала пускового механизма, заводят другой конец пружины в отверстие сектора на 3Д оборота и закрепляют втулку 49 винтами 50.

Промазывают бакелитовым лаком плоскость разъема картера и прокладку, укладывают прокладку под собранную крышку на картер, совместив отверстия валов. Легкими ударами молотка сажают крышку до соприкосновения с плоскостью картера. После затяжки болтов в шахматном порядке валы и зубчатые колеса должны вращаться от руки без заеданий. Рычаг пускового механизма в сборе надевают на вал и закрепляют клиновым болтом. Качка рычага не допускается. Надевают на конец рукоятки включения задней передачи рычаг 17 (см. рис. 55) и закрепляют его гайкой до отказа.

Работа механизма переключения этих коробок передач обеспечивается при сборе, а в процессе эксплуатации регулируют только механизм автоматического выключения сцепления. Остальные требования аналогичны требованиям, предъявляемым при сборе коробки передач мотоциклов «Урал».

Собранная коробка передач должна иметь свободный ход педали пускового механизма не более 33°, биение носка ведущего вала относительно замков картера — не более 0,15 мм, осевое перемещение пускового вала — не более 1,5 мм, положение рычага выжима сцепления относительно вертикальной оси коробки передач — под углом 26±Г, биение кулачков диска гибкой муфты —не более 0,4 мм; клиновые болты крепления рычагов должны иметь запас натяга не менее 5 мм для пускового механизма и не менее 3 мм для рычага ручного переключения передач. Качка валика сектора относительно храповика переключения передач не допускается. Отсутствие качки проверяют рукой, уперев храповик через педаль ножного переключения передач и покачивая .рычаг ручного переключения. Последний, кроме того, не должен ходить с большим усилием или иметь свободный ход в зафиксированном положении на второй и третьей передачах и в нейтральном положении между первой и второй передачами. Рычаг должен иметь свободный ход на четвертой передаче назад. Педаль ножного переключения должна обеспечивать четкое включение каждой передачи, работать без заеданий, педаль пускового механизма должна свободно и быстро возвращаться в исходное положение. Расстояние рычага педали от рычага выжима сцепления в его крайнем верхнем положении должно быть не менее 5 мм. При вращении ведомого вала в сторону, обратную рабочему движению, заклинивание или потрескивание собачки храповика пуска не допускается.