Ограниченная видимость: что это, при каких условиях, особенности ПДД. Профессионалы сказали бы, что водитель ведет машину сначала глазами, а уж потом руками и ногами. Но бывает, что даже при отличном зрении человек за рулем плохо видит происходящее на дороге. Такие ситуации с ПДД определяются как условия с ограниченной и недостаточной видимостью.
Что такое ограниченная видимость
Ограниченная видимость – это обзор водителем дороги по ходу движения, ограниченный:
- Рельеф местности.
- Геометрические параметры дороги.
- Растительность.
- Здания, сооружения.
- Другие предметы, в том числе транспортные средства.
Определение изложено в глоссарии в разделе 1.2 ПДД. Отсюда следует, что видимость перестает быть ограниченной, как только автомобиль проезжает определенное место, где что-то мешало водителю хорошо видеть дорогу.
Понятно, что ограниченная видимость возникает недолго, но это не мешает ей быть фактором, повышающим риск аварии. Представьте, из-за движущегося на вас крупного асфальтоукладчика перед вашей машиной вдруг выбегает ребенок, а на горной змейке с крутыми поворотами за поворотом едет отара овец или скатившийся сверху крупный камень вдруг нашел. Такие ситуации возникают регулярно, поэтому ПДД содержит ряд положений, регламентирующих действия участников дорожного движения в условиях ограниченной видимости.
Чем ограниченная видимость отличается от недостаточной
В том же разделе 1.2 ПДД содержится определение недостаточной видимости. Это считается как «видимость до дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и т.п., а также в сумерках». Поэтому она отличается от ограниченной видимости:
- Преимущественно характер помех для зрения водителя.
- Значительно более длительный период времени, в течение которого сохраняются такие нарушения.
- Наличие индикации минимальной дистанции прицеливания, определяемой в метрах.
Получается, что если часть дороги невозможно различить из-за дождя, такая ситуация подпадает под определение недостаточной видимости. И это не бюрократическая игра в определения. В условиях ограниченной и недостаточной видимости действуют другие правила вождения. Хотя бывают и "комбинированные" исключения.
Положения ПДД общие для условий ограниченной и недостаточной видимости:
- Запрещение разворотов в местах, где видимость до дороги хотя бы в одну сторону менее 100 м (п. 8.11 ПДД).
- Запрет на остановку в местах с видимостью до дороги хотя бы в одну сторону менее 100 м (п. 12.4 ПДД).
- Обязательная установка знаков аварийной остановки при вынужденных остановках в местах, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть вовремя замечено другими водителями (п. 7.2 ПДД).
- Выбор водителем скорости движения транспортного средства не только с учетом действующих ограничений, но и дорожных и метеорологических условий, особенностей видимости по ходу движения (п. 10.1 ПДД).
Но все же в зависимости от «категории» видимости ПДД ориентируются на разные точки. В случае недостаточной видимости в основном регламентируется использование транспортных светотехнических и светоотражающих устройств для пешеходов, велосипедистов и лиц, передвигающихся на мопедах. В некоторых регионах до сих пор актуален пункт 25.6 ПДД, в котором, в частности, говорится: «Погонщикам гужевых экипажей (саней), погонщикам стад, верховых животных и скота.. запрещается отгонять животных ночью и в условиях недостаточной видимости (кроме работы скота на различных уровнях). Странно, но в условиях ограниченной видимости такие небезопасные действия чабанов и чабанов не запрещены ПДД. Также были обнаружены несоответствия в той части ПДД, которая распространяется на условия с ограниченной видимостью.
Условия ограниченной и недостаточной видимости: как правильно вести себя на дороге?
Многие автомобилисты путают понятия недостаточной и ограниченной видимости. Как вести машину в такой ситуации и правильно выбрать скоростной режим? Эта статья расставит все точки над i в вопросе заметности на дороге.
Недостаточная видимость: описание
Опытные водители не раз сталкивались с условиями, когда «ничего не видно». Такие условия, как дождь, туман, метель, сумерки, дым, слепящее солнце, способствуют невозможности различения предметов на расстоянии не более 300 метров. Расстояние определяется «на глаз», либо с помощью ориентиров.
Как определить отсутствие уведомления? Если водитель не различает цвет, форму впереди идущего автомобиля, не видит пешехода или другой объект, видимость считается недостаточной. Во всех случаях настоятельно рекомендуется снизить скорость движения и включить «аварийную передачу» во избежание аварии.
Ограниченная видимость: определение и общая информация
Термин «ограниченная видимость» означает объект или элемент на проезжей части, который ограничивает видимую видимость до 100 метров. Объект означает в совокупности автомобили, деревья, здания.
Особенности в зоне плохой видимости включают набор высоты, длинные повороты или извилистые участки проезжей части.
Это важно знать! Категорически запрещается проезжать, поворачивать, парковаться или останавливаться на участке дороги с ограниченной видимостью. Такие маневры могут подвергнуть риску как вас, так и других водителей.
Недостаточная и ограниченная видимость в ПДД
Эта часть статьи предназначена для тех, кто собирается сдавать экзамены на получение водительских прав. Положения взяты из ПДД РФ.
- Недостаточная видимость — видимость до дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и т.п., а также в сумерках.
- Ограниченная видимость — видимость водителю дороги по ходу движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, зданиями, сооружениями или транспортными средствами.
Каким должно быть движение при ограниченной и недостаточной видимости
Ограниченная видимость | Недостаточная видимость | |
Скорость | Зависит от ситуации | 35-40 км/ч |
Расстояние | 100-200 м | 300-400 м |
Светильники | Дневные ходовые огни | ближний свет, противотуманные фары |
Эти ограничения не являются жесткими и не указаны в правилах дорожного движения. Исключение составляет свет.
Общие рекомендации
Рассмотрим несколько рекомендаций в той или иной ситуации на дороге.
Дождь
Вода снижает сцепление колес с дорогой, что приводит к ухудшению ходовых качеств и увеличению тормозного пути. Аквапланирование опасно на асфальтированных поверхностях. Бывалые автомобилисты замечают, что проезжающие мимо или едущие им навстречу автомобили выбрасывают струю воды с грязью. Это приводит к сильному загрязнению лобового стекла и полной слепоте. Не паникуйте! Уберите ногу с педали газа и сразу в быстром темпе включите дворники. Никогда не нажимайте на тормоз, используйте двигатель. Следующий случай – сильный ливень. Стеклоочиститель не успевает «протереть» лобовое стекло и видимость почти нулевая. Стоит притормозить, но лучше остановиться, пока не стихнет дождь.
Туман
Трудности с ориентацией, оптическая иллюзия и уменьшение площади обзора — последствия тумана. Во многих случаях расстояние и скорость транспортного средства искажаются. Кроме того, туман оказывает сильное влияние на психику человека. Плохая видимость, неожиданные повороты и встречный транспорт заставляют водителя нервничать и принимать неверные решения.
Потеря концентрации внимания и усталость в глазах снижают реакцию автомобилиста. В тумане рекомендуется снизить скорость до половины площади обзора. Пример: видимость 40 м, скорость должна быть 20 км/ч. Ездите с ближним светом и противотуманными фарами, они освещают дорогу лучше, чем дальний свет.
Вот несколько советов по вождению в тумане:
- Будьте готовы остановиться в пределах видимой части полосы движения.
- Прохождение встречных автомобилей с дальним светом осуществляется без переключения.
- Включите задние противотуманные фары».
- Используйте стеклоочистители».
- Если окна запотевают, включите отопление.
- Чтобы увидеть дорогу в очень густом тумане, высуните голову из окна.
- Не используйте фары впереди идущего автомобиля в качестве ориентира.
- Ни в коем случае не обгоняйте.
Сумерки
Самое коварное время суток. Человеческий глаз не может различать объекты и расстояние до них. Часто это оптическая иллюзия. Водителю кажется, будто перед ним препятствие, но на самом деле его нет. В сумерках рекомендуется включать дальний свет. Это не сильно повлияет на область обзора, но поможет увидеть неожиданное препятствие. Совет: Двигайтесь со скоростью, при которой вы можете немедленно среагировать, остановившись или объезжая.
Слепящее солнце
Рано утром, когда солнце поднимается над горизонтом, водители сталкиваются с ослепительным зрелищем. Визор не помогает, а очки слишком затемняют неосвещенные участки дороги. Зрачки сужаются, и машины кажутся черными силуэтами, а пешеходов вообще не видно. При таком освещении зрачки не успевают адаптироваться при движении в тени, и водитель в течение пары секунд внезапно перестает видеть.
При движении против солнца плохо видно светофоры, огни транспортных средств. При этом тень от вашей машины должна падать на машину впереди. Если солнце светит сбоку, используйте козырек и поверните его на бок.
Как вести себя в зоне ограниченной видимости?
Мир автомобилизма включает в себя тысячи правонарушений, совершенных водителями умышленно или по незнанию правил дорожного движения. Но в то же время среди представителей ГИБДД хватает и ушлых людей, несправедливо наказывающих порядочных водителей штрафами. Одним из спорных моментов является ситуация, когда инспектор вменяет вам правонарушение за опасное вождение в зоне видимости.
Мало кто из водителей любит натыкаться на сотрудников ГИБДД. Да, бывает, что просто проверяют документы, спрашивают, все ли в порядке и, получив положительный ответ, с улыбкой желают счастливого пути, но бывает, что встреча с проверяющими превращается в составление протокола или необходимости дать взятку. Особенно хочется избежать такой ситуации, когда вы только что подписали договор аренды автомобиля эконом-класса в Санкт-Петербурге, которым сейчас пользуетесь. И довольно часто такая ситуация возникает при смешении понятий «зона ограниченной видимости» и «зона ограниченной видимости».
Что такое недостаточная и ограниченная видимость?
Как известно, зона недостаточной видимости – это видимость дороги менее 300 метров в условиях неблагоприятных для вождения погодных условий: туман, дождь, снегопад, сумерки, рассвет и так далее. При этом водители обязаны соблюдать скоростной режим, прописанный в ПДД, особенно при движении в условиях плохой видимости. Когда дело доходит до ограниченной видимости, это несколько иное. Так ограниченная видимость на дороге может возникать из-за соответствующего рельефа дороги, особенностей ландшафта или построек на ней. "Ограниченная видимость" не имеет ничего общего с погодными условиями.
Знаки в зоне ограниченной видимости
Мы идем дальше. Если в ПДД четко даны указания, как вести себя на дороге при проезде зоны с недостаточной видимостью, то об ограниченной видимости не сказано ни слова. Однако есть информация, что согласно ГОСТ Р 52289-2004 в опасных местах с ограниченной видимостью допускается установка таких знаков, как «Крутой подъем», «Крутой спуск», «Обгон запрещен», «Опасный поворот» и т.д. Требуемые области должны быть отмечены сплошной маркировкой.
Общение с инспектором ГИБДД
Соответственно, если инспектор ГИБДД ясным и сухим летним утром вдруг остановит вас и сообщит, что вы, например, проехали в месте с ограниченной видимостью, хотя разметка на дороге позволяла это сделать, а там не было предупреждающего или запрещающего знака, то вы имеете право оспорить это мнение, даже если, например, дорога действительно пошла круто в гору. В этом случае получается, что инспектор сам решил, что это зона с ограниченной видимостью. Конфликтовать, конечно, не стоит, но и позволять себе вешать «лапшу на уши» тоже будет несерьезно. Хороший способ!
Ограниченная видимость при езде на мотоцикле в городе
Мы привыкли, что тема ограниченной видимости преднамеренно фигурирует разве что в теоретической части экзамена по ПДД — традиционно в разнице между ограниченной и недостаточной видимостью. В обычной жизни мы на это особого внимания не обращаем, ну не видно и не видно, что поделать? Поговорим об опасности ограниченного зрения, что это такое и что с этим делать?
Что такое ограниченная видимость?
откройте ПДД, прочтите. Ограниченная видимость — любое ограничение видимости, создаваемое физическими препятствиями, постоянными (рельеф, геометрия дорог, дома, выезды из дворов, туннели) или временными, например, остановившимися крупными транспортными средствами.
Почему-то в правилах сказано, что ограниченная видимость зависит в первую очередь от объектов, которые не обеспечивают качественного обзора и стараются получить этот обзор в радиусе 100-150м. Мы, как водители, просто констатируем факт того, что некий объект N перекрывает обзор проезжей части и не реагируем на ситуацию с осознанием "вот я въехал в зону с ограниченной видимостью, хочу быть внимательнее и притормозить" ", даже если мы полностью осознаем зону недостаточной видимости: заехали в туман, дождь, сумерки. Из-за этого ситуация просто недооценивается.
В чем опасность зоны с ограниченной видимостью?
Я бы не касался такой темы, если бы не ужасные, а иногда и просто глупые случайности. На днях в моем городе водитель на стареньком Gixer сбил ребенка. Он видел людей, идущих по зебре, видел машину, пропускающую пешеходов перед собой. Мотоциклист решил, что байк быстрее, и хотел проехать пешеходный переход до того, как люди доберутся до проезжающего автомобиля по правой стороне полосы (сам Гиксер ехал по левому краю той же полосы). Мотоциклист не видел, что перед автомобилем уже бежала шестилетняя девочка. Тело закрыло ему обзор.
Большое количество аварий происходит из-за ограниченной видимости, когда другая машина закрывает линию обзора, когда тебя не видят или тебя не видят. Аварии как в «Дне сурка» — повторяются по схеме, на перекрестках рвут мотоциклистов, которые тянут прямо с середины, а машина завершает маневр поворота, не предполагая, что мотоцикл мчится за другой машиной. Его зрение ограничено. Как у тебя.
Выезды с ферм — еще одна Нарния на улицах города. Как часто здания блокируют или сводят обзор?
Ограниченная видимость на крутых поворотах приводит к столкновениям, когда один из участников выбрал полосу движения слишком близко к центру поворота. Классика: авария на повороте с большим автомобилем. Мотоцикл поворачивает, но встречает грузовик, кабина поворачивается плавно, а прицеп нет. Прицеп, кстати, в крутых поворотах тоже сносит на мокром асфальте, боковым ветром отклоняется от первоначальной траектории, перестраивая его на соседнее проезжую часть. На большой скорости поворота прицеп вообще начинает двигаться по диагонали, что особенно заметно на очень длинных прицепах и автопоездах. А на крутом повороте вы не ожидали увидеть друг друга, хотя оба знали, что поворот ограничивает видимость, что равносильно открытию ящика Пандоры.
- Из-за ограниченной видимости нет правильной оценки дорожной ситуации.
- Вы можете не видеть пешеходов или другой транспорт.
- Другие участники дорожного движения могут не знать о вашем присутствии, потому что вы находитесь в плохой видимости/слепых зонах.
- Вы рискуете попасть в аварию из-за состояния дороги после слепой зоны, нехватки времени и пространства, чтобы отреагировать на ситуацию.
- Если оставить автомобиль в месте с ограниченной видимостью, в него могут врезаться другие участники дорожного движения.
Не забудьте проверить, не мешает ли ваш мотоцикл другим участникам дорожного движения.
Что делать в условиях ограниченной видимости?
- Снизьте скорость до минимально допустимой.
- Преодолейте дистанцию.
- Сократите количество маневров, не обгоняйте и не поворачивайте.
- Не оставляйте автомобиль на стоянке и не останавливайтесь в зоне ограниченной видимости.
ПДД шпаргалка. Недостаточная видимость и ограниченная видимость.
Разбираем, в чём разница между терминами \»Недостаточная видимость\» и \»Ограниченная видимость\».
Как говорил профессор Преображенский: разрушение в голове. Решение проблем в них. Если вы знаете, что локация ограничена с точки зрения визуальной видимости, зачем снова там маневрировать? Правила дорожного движения запрещают обгон и разворот в местах с видимостью менее 100 м. Вершина подъема также считается зоной с ограниченной видимостью.
Снижайте скорость и увеличивайте дистанцию, боковые интервалы рекомендуются как запасная подушка безопасности на случай критической ситуации. Спасательный зазор на случай чрезвычайной ситуации. Глупые аварии, когда вместо того, чтобы остановиться или затормозить, мотоциклист решает прыгнуть, не думая, что его не видно, или вычисляет уравнение с неизвестными участниками, прячущимися в слепой зоне.
нарушение бокового расстояния и дистанции может спасти гонщика. Как часто при движении в проходе вы поворачиваете по внутреннему радиусу, а параллельно вам машина поворачивает подозрительно туго? Он закрывает вас, вы не видите за собой других машин и пешеходов, вы частично находитесь с ним в слепой зоне, и кто-то обязательно хоть раз проиграет в эту рулетку. Никогда не выполняйте параллельный поворот с другими транспортными средствами во внутреннем радиусе, особенно с большим прицепом! Они не могут вас видеть, вы рискуете быть сбитым с ног или раздавленным. Нырять в поворот с прицепом другого легкового или грузового автомобиля — вообще отчаянный способ покончить с собой.
Другими словами, при ограниченной видимости внутри города не стоит разгоняться или поворачивать. Не нужно совершать маневры, когда вы не уверены в обстоятельствах.