Что такое балансировка колес и для чего она нужна. Ошибки в производстве и износ компонентов автомобильного колеса могут привести к дисбалансу – смещению центра масс по отношению к центру вращения. При этом в момент движения автомобиля возникает биение (вибрация), что провоцирует преждевременный износ подвески, неравномерный износ шин и ошибки управления. Этого можно избежать, если правильно отбалансировать колеса: что это такое и какие проблемы решает — расскажем в статье.
Виды и причины дисбаланса
При нарушении баланса могут возникать два типа вибраций:
- Продольный — динамический дисбаланс, который вызывается дисбалансом колеса по его ширине. Чем шире профиль шины, тем выше вероятность возникновения этих вибраций. Хотя центр масс и совпадает с центром вращения, но масса распределена по ширине профиля неравномерно, это провоцирует отклонение оси инерции по отношению к оси вращения и последующее возникновение разнонаправленных центробежных сил, которые характеризуют величину дисбаланса.
- Вертикальная — статическая неуравновешенность, возникающая, когда ось вращения колеса параллельна оси инерции, но не совпадает с ней. Это происходит, когда вес распределяется по окружности неравномерно. В результате при движении колесо «подпрыгивает».
Соответственно работы по устранению этих видов дисбаланса называют «динамической» и «статической» балансировкой колес.
причины дисбаланса колес:
- Ошибки в производстве и установке. Здесь следует понимать, что виной всему не брак.
- Повреждение диска в результате внешних механических воздействий (езда по плохим дорогам, неровности, аварии).
- Износ шин. Он не может быть однородным, особенно если изначально был небольшой дисбаланс.
- На балансировку колеса могут повлиять внутренние повреждения шины, а также ее загрязнение, в связи с чем перед диагностикой необходимо тщательно вымыть колеса.
Признаки и последствия нарушения баланса
Возникающие при этом вибрации и неравномерная нагрузка на колеса приводят к различным последствиям. Во-первых, появляется биение в подвеске и рулевом управлении при движении на высокой скорости. Такое биение считается основным сигналом для контроля баланса.
Следует понимать, что плохая балансировка колес является одной из основных причин выхода из строя ступичного подшипника. Также часто случаются серьезные неисправности в работе подвески и рулевого управления.
Методы диагностики и устранения дисбаланса
Добиться идеальной балансировки колес практически невозможно, но есть показатели дисбаланса и биения, мало влияющие на работоспособность и поэтому считающиеся допустимыми. Для определения размеров и устранения отклонений, превышающих нормативные, применяют три вида балансировки:
- На стенде (станке) — производится с разборкой колеса.
- Автоматический (гранулы) – реализуется с помощью специальных порошков или гранул. Они засыпают внутрь покрышки, где распределяются под действием центробежной силы и уравновешивают колесо. На практике такая балансировка не обеспечивает высокой эффективности, но является более бюджетным вариантом, так как не требует стендовых испытаний.
- Финишная балансировка проводится после установки колеса на автомобиль по завершении других работ, в том числе стендовой балансировки.
В каких случаях выполняется балансировка
Диагностику необходимо проводить как на новых, так и на подержанных автомобилях. При этом, несмотря на то, что дисбаланс на задней оси выражен не так сильно, важно отбалансировать все колеса.
Существует много мнений по поводу периодичности балансировки колес. Оптимальной периодичностью считается не реже одного раза в год (или каждые 10 000 километров пробега).
Также проводится балансировка:
- при смене колес на новые;
- замена шин (резины), в том числе сезонных;
- при ударе и попадании колеса в яму, что привело к деформации диска;
- при наличии биения в рулевом управлении.
Стендовая балансировка
Динамический дисбаланс можно зафиксировать и определить только при вращении колеса. Для этого в автомастерских используют специальные стойки, которые не только позволяют вращаться, но и записывают данные, необходимые для балансировки. При необходимости балансировки колес автомобиля без центрирующих отверстий их устанавливают на стойку с помощью фланцевого переходника, центрирующего ее по крепежным отверстиям. Таким образом определяются самые тяжелые точки на окружности.
Для определения точек статического дисбаланса достаточно повесить колесо на ось вращения, и после нескольких маятниковых движений оно остановится в положении, при котором самая нижняя точка будет самой тяжелой.
Как статическая, так и динамическая балансировка осуществляется путем установки на диски специальных грузов. В случае статического дисбаланса их монтируют на стороне колеса, противоположной наиболее тяжелым точкам. Это позволяет переместить центр масс в точку оси вращения. В случае динамического дисбаланса грузы размещаются внутри и снаружи обода, чтобы уравновесить центробежные силы.
Балансировочные грузики колес изготавливаются из двух видов металлов: свинца и цинка. Они могут иметь разный вес (от 5 до 100 грамм), что позволяет увеличивать общий вес груза для достижения оптимального баланса в заданной точке.
В зависимости от типа крепления груз может быть «залитым» и «липким». Первый используется только для литых и штампованных плит. Самоклеящиеся весы универсальны. Недостатком этого вида балансировки является возможность самопроизвольного отрыва грузов от диска, что может произойти при сильных ударах или даже во время мойки автомобиля.
Когда и как выполняется финишная балансировка
вот как нужно балансировать колеса
Постбалансировка необходима для корректировки балансировки колеса после его установки на автомобиль. Рекомендуется проводить при замене дисков, а также при серьезном ремонте шин. Эта процедура позволяет повысить плавность хода и обеспечить большую безопасность вождения.
Для диагностики дисбаланса на колесо автомобиля, закрепленного на подъемнике, устанавливается специальный датчик, который регистрирует возникающие вибрации. Кроме того, колесо разгоняется до 100-110 километров в час. В этом режиме фиксируются ходы и на основании полученных данных монтируются балансиры.
Балансировка как скамьи, так и финишного колеса одинаково важна для любого вида транспорта. Выполняется для грузовых и легковых автомобилей, мотоциклов и спецтехники.
Балансировка колес: как часто проводить и сколько стоит?
Вот зачем нужно чаще делать балансировку колес.
Даже минимальные изменения в шине могут вызвать дисбаланс во время движения. 1gai.ru рассказывает, как распознать сломанный баланс колеса и сколько стоит его починить.
Балансировка колес необходима для правильного вращения колес и движения автомобиля. В первую очередь балансировка колес – это безопасность автомобиля и ваш комфорт за рулем. Балансировка колес позволяет правильно распределить вес для оптимального вращения. Обычно, когда вы покупаете новые шины на шиномонтаже, при шиномонтаже специалисты подбирают конкретные веса для каждого колеса для оптимального развала-схождения.
К сожалению, со временем в любом автомобиле сбивается балансировка. Например, если ваш автомобиль немного ударится о бордюр, балансировка колес может выйти из-под контроля. Балансировка колес также меняется при неравномерном износе шин. В результате именно колесо изнашивается больше всего из-за дисбаланса по сравнению с другими колесами. В результате возникает дисбаланс при вращении колес во время движения автомобиля.
Хуже всего то, что в этом случае начинается еще более быстрый износ резины. И это еще не все. Если в этот момент не предпринять никаких действий (отбалансировать колеса, заменить изношенную шину на новую), неправильная балансировка и неравномерно изношенные колеса могут через длительное время привести к повреждению рулевого управления и даже к преждевременному износу подвески автомобиля.
Вот почему так важно отбалансировать колеса при первых признаках дисбаланса.
Как возникает дисбаланс колес?
Дисбаланс — это не что иное, как разбалансированное колесо. Например, как мы уже говорили, для балансировки колес шиномонтажники используют специальные грузы (противовесы), которые настраивают колеса для плавного вращения вокруг собственной оси.
К сожалению, очень часто эти противовесы слетают с дороги. Особенно часто это происходит после наезда на очередную выбоину или если машина наехала на бордюр.
Другой причиной дисбаланса является неравномерный износ протектора. Например, если вы любитель топить с места, вдавливая педаль газа в пол и резко тормозить перед светофором, резиновый протектор на вашем автомобиле будет изнашиваться неравномерно очень быстро при таком стиле вождения. Входящая в комплект резина имеет свойство изнашиваться неравномерно, если вам нравится проходить повороты.
Более того, вы можете даже не заметить этого неравномерного износа при беглом взгляде. Но вы должны знать, что даже небольшие изменения протектора из-за неравномерного износа шин из-за ваших маневров вождения могут повлиять на концентричность из-за центробежной силы, возникающей при вращении колеса. Например, при скорости 100 км/ч дисбаланс всего в 10 граммов становится 2,5 килограмма на колесо.
Балансировка шин: как это работает?
Грубо говоря, при балансировке балансируется не сама шина, а все колесо. Если объяснить по-простому, что такое балансировка колес и «с чем ее едят», то следует понимать, что дисбаланс на колесах компенсируется небольшими противовесами (грузиками, прикрепленными к ободу).
Балансировка колес возможна только при шиномонтаже или в специализированном автосервисе.
Для балансировки шиномонтажник должен прикрепить колесо к специальной машине (станку). Эта машина имитирует вращение колеса, точно так же, как колесо на вашем автомобиле. Кроме того, электроника определяет дисбаланс колес путем прокатки шин и показывает мастеру соответствующие значения, необходимые для подбора нагрузки.
Далее, подобрав грузики, мастер закрепляет их на колесе, регулируя центробежные силы при вращении колеса.
Но знаете ли вы, что этот метод балансировки не является точным или совершенным. Дело в том, что при проверке балансировки колес шиномонтажник получает данные от станка без учета возможных дисбалансов, исходящих от тормозных дисков, тормозных барабанов или ступиц, которые, к сожалению, тоже не вечны и могут изнашиваться неравномерно, что влияет на вращение колеса.
В результате, чтобы сделать идеальную балансировку, необходимо дорогостоящее оборудование, способное измерить балансировку колес автомобиля. Обычно для этого используется мобильный балансировочный станок. Правда, в нашей стране такая техника большая редкость. А дело в том, что такая эффективная балансировка обходится автовладельцу очень и очень дорого.
Поэтому почти все шиномонтажные мастерские России, как правило, используют дешевое оборудование для проверки балансировки снятых с автомобиля колес.
Как вы узнаете, что колеса на вашем автомобиле имеют дисбаланс?
Есть несколько признаков, указывающих на сбитую балансировку колес:
- Блокировка руля на определенных скоростях
- Необычный шум или вибрация на скорости 100 км/ч и выше
- Неравномерно изношенные шины
Как часто вы должны балансировать колеса?
Нет фиксированных и запланированных интервалов для балансировки колес, например, для замены моторного масла. У некоторых водителей колеса машины слишком быстро теряют равновесие. В результате им приходится делать балансировку колес при каждой замене шин в межсезонье.
Для остальных водителей балансировка проводится только один раз (после покупки новых шин). Есть, например, водители, которые настолько аккуратно водят свои автомобили, что балансировка колес не сбивается даже после изрядного срока эксплуатации автомобиля.
Правда, в этом случае специалисты все же рекомендуют проверить балансировку и при необходимости отрегулировать ее, так как износ шин никто не отменял. Ведь даже при равномерном износе колес рано или поздно, при достаточном износе протектора шины, все четыре колеса потеряют свою идеальную ось вращения. Так шина вращается на ободе, на котором установлены противовесы, но из-за износа резинового протектора нагрузки уже не могут идеально сбалансировать колеса по отношению к оси вращения.
Как только вы начнете ощущать первые признаки дисбаланса колес, не откладывайте запрос на шиномонтаж. В том числе желательно также проверить все узлы подвески автомобиля, чтобы исключить, что дисбаланс колес не повредил автомобилю.
Сколько стоит отбалансировать колеса?
Здесь, конечно, все зависит от шиномонтажа или тарифной сетки автосервиса. В принципе балансировка колес не такая уж и дорогая. В первую очередь на стоимость балансировки колес влияет диаметр колеса. Логично, что чем больше колеса, тем дороже балансировка.
В том числе на стоимость балансировки колес влияет то, какой диск используется на колесе. Как правило, балансировать колесо со стальным ободом дешевле, чем колесо с алюминиевым ободом. Кроме того, тип/тип используемых грузов (противовесов) повлияет на окончательную стоимость балансировки).
При замене сезонных шин во время шиномонтажа балансировка колес обычно включается в общий счет за услуги.
В среднем стоимость балансировки одного 15-дюймового колеса со стальным ободом в России составляет 170 рублей. Соответственно, за контроль и балансировку четырех колес придется заплатить в среднем 680 рублей.
Конечно, в России есть много гаражных шиномонтажных мастерских, которые готовы выполнить эту услугу и дешевле. Но не забывайте, что есть и премиальные шиномонтажные мастерские, где балансировка колес обычно стоит кругленькую сумму (даже больше, чем дилерский шиномонтаж).
Обратите внимание, что в эту среднюю стоимость не входит снятие и установка колеса. Так что смело добавляйте к стоимости балансировки в среднем 50-100 рублей за 15-дюймовое колесо.
Что такое балансировка колес, когда и зачем её делать
Балансировка колес – это процедура, позволяющая снизить уровень срыва колес, возникающего из-за их неуравновешенного вращения. Это необходимо как для старых автомобилей обычного класса, так и для современных иномарок. Балансировать нужно регулярно, а не ждать, пока машина начнет терять управление на большой скорости. Для ежедневного использования техники оптимальная частота балансировки – не реже одного раза в сезон.
Виды дисбаланса
Опасность для автомобиля представляют два вида дисбаланса – статический и динамический. Бывают случаи, когда автомобиль имеет оба вида дисбаланса колес.
Статический дисбаланс
В этом случае ось вращения и ось инерции параллельны друг другу, а масса колеса распределяется по окружности неравномерно, что вызывает продольное биение. Признаком такого дисбаланса является то, что при пробуксовке колеса на оси будут наблюдаться вертикальные скачки.
Динамический дисбаланс
При этом виде дисбаланса ось инерции образует с осью вращения определенный угол. В этом случае распределение веса по ширине шины неравномерно. Эта проблема в основном присуща широкопрофильным шинам. Это выражается в повороте колеса в сторону.
Причины возникновения дисбаланса
причинами этого неприятного явления, влияющего на долговечность подшипника ступицы и управляемость автомобиля, могут быть:
- Ошибки в производстве и установке. Неидеальная геометрия нового изделия (в определенных пределах) не является дефектом.
- Повреждения шин (внутренние и внешние), возникающие из-за езды по плохим дорогам, аварий.
- Неравномерный износ шин.
Когда нужно делать балансировку колес
Балансировка необходима как для задней, так и для передней оси, хотя дисбаланс более выражен на передних колесах. Существуют разногласия по поводу того, как часто следует проводить балансировку колес. Чаще всего рекомендуется проводить это мероприятие не реже одного раза в год (лучше раз в сезон) или каждые 10 000 км. Есть и другие признаки, требующие немедленного устранения дисбаланса:
- установка новых колес;
- сезонная (или по другим причинам) замена шин;
- после чрезвычайных ситуаций;
- при ударе по рулевой системе и подвеске такое биение особенно выражено при движении на большой скорости.
Что такое балансировка колес и как ее делают
Оба вида дисбаланса — статический и динамический — устраняются на балансировочных станках с помощью грузов, установленных в нужных местах. Процесс устранения причины неуравновешенного вращения колеса называется балансировкой.
Для определения наличия и устранения динамического дисбаланса в АЗС предусмотрены специальные стойки, на которых вращаются колеса и определяются места установки специальных грузов, устраняющих дисбаланс. Для колес без центрального отверстия используется фланцевый переходник. Грузы из свинца и цинка могут быть установлены с внешней и внутренней частей обода. Грузы заливные (для литых и штампованных дисков) и клеевые (универсальные).
Для устранения статического дисбаланса колесо подвешено на оси вращения. Совершив несколько движений маятника, он останавливается таким образом, чтобы самая тяжелая точка находилась внизу.
Для автомобилей с высокими требованиями к балансировке, таких как гоночные автомобили, окончательная балансировка выполняется по стандартной процедуре. Для этого автомобиль устанавливается на специальную подставку, и колесо раскручивается до скорости 90-110 км/ч.Местоположения и типы грузов определяются компьютером. Обычные АЗС не имеют этого оборудования, так как для автомобилей обычных категорий не требуется доочистка.
Для колес грузовых автомобилей используется автоматическая балансировка. Для этого используются гранулированные вещества, которые засыпаются внутрь покрышки. При вращении гранулы прикрепляются к внутренней поверхности покрышки в нужных местах.
Если процедура устранения дисбаланса проведена качественно, допускается отклонение показаний до 5 грамм в каждую сторону при испытании отбалансированного колеса на стенде.
Для чего нужна балансировка
Решение о необходимости данной процедуры принимает владелец автомобиля, но он должен представлять последствия разбалансировки. Основной:
- ускоренный износ шин;
- снижение безопасности дорожного движения из-за плохой управляемости и снижения эффективности тормозной системы;
- быстрый износ узлов подвески;
- вибрация руля, повышающая напряжение водителя и приводящая к быстрой утомляемости.
Балансировка колес: как делать, почему она полезна и сколько стоит
Безопасность и комфорт вождения являются наиболее важными параметрами при управлении автомобилем. И на них существенно влияет балансировка колес.
- Что это
- За что
- Когда это необходимо
- Как они это делают
- Какова цена
Что такое балансировка колес
Балансировка – это операция, позволяющая совместить центр масс колеса с осью вращения для предотвращения ударов, которые во время движения передаются на руль и кузов автомобиля в виде вибраций. Грузы по принципу противовеса крепятся с противоположной стороны самой тяжелой части колеса. Поскольку колесо представляет собой не плоский блин, а объект с отчетливой трехмерностью, грузы должны быть с обеих сторон обода.
Для чего нужна балансировка колес
Вес шин и дисков никогда не распределяется равномерно по всей окружности. Начнем с того, что в диске есть вырез для клапана, через который накачивается камерная или бескамерная шина. Большинство автомобильных «ботинок» также имеют легкую асимметрию форм. А на больших скоростях под действием центробежной силы малый дисбаланс увеличивается до такой степени, что заставляет колесо вращаться вокруг оси «подпрыгивая». Последствия:
- Нарушение комфорта вождения из-за сильной вибрации кузова.
- Нарушение устойчивости и управляемости автомобиля.
- повышенный износ шин и компонентов шасси.
Словом, разбалансировка колес неприятно, а в перспективе чревата большими затратами времени и денег на ремонт автомобиля.
Когда нужна балансировка колес
Есть только два типичных сценария, когда необходима балансировка колес:
- Установка шины на обод во время смены сезона или после ремонта. Если дисбаланс более 60 г, компенсировать его грузами нецелесообразно. При этом шину необходимо повернуть относительно диска на 180°. Таким образом, дисбаланс может быть сведен к минимуму.
- Если шина прошла более 15 000 км, высока вероятность неравномерного износа шины и, как следствие, дисбаланса колес. Но это в теории. На практике груз, отвалившийся от диска после сильного удара колеса о бордюр или при его падении в яму, может заставить обратиться в шиномонтаж. Частый разгон со скольжением и торможением «в пол» также способствует «незапланированному» появлению дисбаланса.
Признаки разбалансировки колес
Дисбаланс сложно не заметить:
- Отвал руля (не так выраженный при дисбалансе задних колес) и заметные вибрации в кузове на скорости выше 100 км/ч.
- Неравномерный износ шин.
- "Плавающий" звук при вращении колеса.
При появлении этих признаков лучше не затягивать с визитом в шиномонтаж, так как никакая балансировка не устранит вибрации при езде, если степень неравномерного износа протектора очень высока, а обод погнут. Если шина потеряла свою форму из-за сильного удара, ее необходимо заменить.
С другой стороны, не паникуйте, если заметите легкую вибрацию после сезонной смены колеса в сборе. Вполне вероятно, что слегка деформированная за месяцы хранения шина через несколько километров прокатится, и вибрация исчезнет. Если нет симптомов дисбаланса, балансировать колеса не нужно, будь то новый автомобиль или подержанный.
Однако стоит помнить, что вибрации руля на высокой скорости и неравномерный износ шин также могут быть вызваны неправильным развал-схождением колес.
Как делают балансировку колес
Перед установкой шины на диск следует найти на боковине желтую точку диаметром 5-10 мм. Это указывает на самую светлую (с красной точкой все наоборот) зону шины, которая должна совмещаться с вентилем на диске. Колесо в сборе монтируется на балансировочном станке и быстро разматывается. При этом компьютер определяет самые тяжелые сегменты колеса с внешней и внутренней сторон, которые затем уравновешиваются грузами. Последний бывает двух видов:
- Фаршированный. С помощью «уха» они набиваются на край диска. Поскольку легкосплавные диски имеют более толстый обод, чем штампованные, размер «ушей» грузиков также больше. Набивные грузики противопоказаны для установки на хромированные диски, так как поврежденное «ушами» покрытие начинает отслаиваться.
- Клей. Их выпускают в виде полосок, разделенных на отрезки массой 5 или 10 г. С помощью плоскогубцев можно разделить гирю до нужного веса. Качество таких балансиров во многом определяется свойствами ленты, особенно ее устойчивостью к химически агрессивным веществам.
Используйте гири из стали, цинка и неагрессивного свинца.
Сколько стоит балансировка колес
Стоимость услуги зависит от посадочного диаметра шины. Так, в Москве комплекс (сборка-разборка-балансировка) на четыре колеса с шинами R16 обойдется в среднем в 2 тысячи рублей.