Электричкой из Москвы…Что представляет собой рынок электромобилей в России
После новости о том, что завод «Москвич» начал выпускать одноименные электромобили, я заинтересовался тем, что происходит с электромобилями в России. У нас есть китайско-московские москвичи, они тоже что-то подобное планируют собрать на Камазе (и были даже довольно интересные прототипы), а что еще? И сколько их вообще? Кто это покупает? И есть ли в этом смысл?
В Газпромбанке есть «Центр экономического прогнозирования», который занимается макроэкономическим и отраслевым анализом. Я подсел к их старшему аналитику Михаилу Ведищеву, засыпал его вопросами и засыпал ответами. Под катом — анализ текущей ситуации, прогнозы и некоторое количество бесящей статистики.
Сразу оговорюсь, что все приведенные здесь данные относятся к первому полугодию 2022 года.
Сколько чего вообще?
Сколько вообще электромобилей покупают в России? В первом полугодии было закуплено 5,8 тыс электромобилей. Это больше, чем в первом полугодии 2021 года. По прогнозам, до конца года будет куплено около 14 тысяч автомобилей. Это можно, например, сравнить с общим объемом продаж Audi в России в прошлом году. А если сравнивать с мало представленным на нашем рынке Suzuki, то электропоездов было продано в полтора раза больше.
Это много или мало? Всего у нас зарегистрировано 18,7 тыс электромобилей. Кажется, это много. Но если сравнить с общим количеством автомобилей, то их доля в парке (здесь мы помним, что речь идет о данных на конец первого полугодия 2022 года) будет мизерной — около 0,04%.
Почти две трети (65,8%) всех электромобилей составляют Nissan Leaf (более 12 тысяч штук). На втором месте с большим отрывом находится Tesla (2,4 тыс шт.), на долю которой приходится около 13%. Третью строчку занимает Porsche (837 шт.). В ТОП-5 также вошли Audi (718 шт.) и Mitsubishi (497 шт.). По сути, весь автопарк можно разделить на дорогие электрокары и бюджетные Nissan Leaf. Вполне вероятно, что сегмент доступных электромобилей в России в ближайшие годы пополнится такой моделью, как Chevrolet Volt.
Примерно каждый седьмой легковой электромобиль зарегистрирован в Москве, где их 2,8 тысячи. На втором месте по количеству электромобилей у населения Приморский край (1,7 тыс шт.), на третьем — Иркутская область (1,6 тыс шт.).
Откуда берутся электроавтомобили?
В прошлом году в России было закуплено 2000 новых электрических машин. А в итоге ожидается более трех тысяч. Примерно половина всего ввозимого – это Тесла. И около четверти рынка занимают немецкие бренды премиум-класса — Audi и Porsche. Ни Tesla, ни многие другие производители официально не поставляют свою продукцию в Россию, а почти все поставки новых электрокаров являются «серыми» или будут в ближайшее время.
Но подержанные автомобили продаются намного лучше: в 2021 году было продано около 9000 единиц, а в итоге ожидается около 11000. Чуть больше половины — новые, а остальные уже продаются здесь. При этом все автомобили, которые поступают к нам из-за границы, ввозятся частными дилерами: физическим лицам возить их выгоднее из-за пошлин.
Как рассчитывается утилизационный сбор для электромобилей
20 000 ₽ умножается на коэффициент: для физических лиц – 1,63, для юридических лиц – 14,4. Получается, что частный дилер за импорт заплатит 32 000 ₽, а компания — 288 000 ₽
Кто их покупает?
Здесь все стандартно: и богатые, и не очень. Одни покупают в качестве основного автомобиля дальнобойные электропоезда премиум-класса, другие берут подержанный Nissan Leaf для экономии топлива. При этом Лиф обычно берут как вторую машину в семье.
Как это поняли? Все просто: значительная часть «лифов» живет в Сибири и на Дальнем Востоке. В достаточно «автоматизированных» регионах. Как правило, эти автомобили не новые, а значит, им далеко до «проходной» длины одного заряда. Прибавляем сюда расстояния между населенными пунктами, для поездки на которые не хватает заряда даже нового аккумулятора, и делаем логичный вывод: схема их использования — второй автомобиль для передвижения по городу.
А вот с новой машиной не все так просто. Это расчет Vygon Consulting, который сравнил общую стоимость владения новым электромобилем со стоимостью владения новым автомобилем с двигателем внутреннего сгорания. Из-за изначально высокой цены «электрички» стоимость владения «обычным» автомобилем с небольшими годовыми пробегами может оказаться еще ниже. Но опять же надо помнить, что такой расчет не имеет смысла с точки зрения использования: при выборе между Лифом за 600-700 тысяч рублей и двухлетней бюджетной моделью с ДВС низкие удельные затраты на обслуживание будут иметь совершенно другой вес, чем указанный в расчете.
Будут ли у нас больше покупать электромобили?
Вероятно, да. Этому есть две причины. Первый — глобальный. Рынок автомобилей с двигателем внутреннего сгорания местного производства рухнул, а рубль укрепился. Все это будет означать, что основным источником дохода от автомобилей станет ввоз подержанных автомобилей из Японии, ЕС и США. Там широко представлены электромобили, потому что с каждым годом их становится все больше, и чем дольше, тем больше подержанных электромобилей, гибридов или подключаемых гибридов будет в подержанном импорте.
Вторая причина в том, что китайские бренды, которые все лучше и лучше продаются в России, тоже собираются переходить на электричество. Например, Haval заявила, что к 2030 году полностью откажется от бензиновых автомобилей. В то же время к 2025 году на электромобили и гибриды придется приходиться 80% от общего объема продаж марки.
Но есть и ограничивающий фактор: количество зарядных станций. Их еще довольно много. А темпы строительства сильно отстают от показателей, прописанных в концепции развития электротранспорта, принятой в 2021 году.
А что производят у нас?
В России заявлены проекты по производству электромобилей на основе «бейдж-инжиниринга». 4 сентября отечественная компания Evolute официально представила три серийные модели электромобилей: Evolute I-PRO, Evolute I-JOY и Evolute I-JET на базе китайской Dongfeng. Первые автомобили уже поступили в продажу.
Московский автомобильный завод «Москвич» также представил свой модельный ряд. Изначально они не сообщали, на базе чего их собираются производить, но по картинкам можно было догадаться о китайском JAC E-S4. Кроме того, «Москвич» начал работу по созданию собственной платформы для электромобилей. По замыслу компании, в будущем предприятие сможет выпускать электромобили с использованием основных комплектующих российского производства, включая аккумуляторы, электродвигатель и систему безопасности.
Оборонное предприятие «Алмаз-Антей» намерено производить электромобили. Обуховский завод из Санкт-Петербурга разработал прототип кроссовера Е-Нева. Ориентировочная дата начала производства — 2024 год.
Еще можно вспомнить проект КАМА. Некоторым автоблогерам удалось даже испытать прототип малолитражного фургона, но из-за ухода зарубежных инженерных партнеров судьба «Камы» не очень ясна: по последним данным, производство опытной серии ожидается не ранее 2024 года. Вообще КАМА — довольно спорный проект. Доля малолитражных фургонов на нашем рынке крайне мала – ее практически нет. И как пойдут их продажи, учитывая, что мы больше ценим седаны или кроссоверы, тоже непонятно.
Также подписан СПИК (Специальный инвестиционный контракт) на производство коммерческого электромобиля УАЗ Профи в Технопарке в Москве. Производство обещали запустить осенью, но, судя по последним новостям, этого не произойдет — производитель объявил о втором раунде инвестиций.
Есть надежда на проекты по переводу «обычных» автомобилей на электрическую тягу. Например, проект Lada E-Largus. Хотя такой подход практикуют крупные бренды (самый известный пример — Audi E-tron, построенный на платформе MLB Evo ICE), его часто критикуют за неполное раскрытие преимуществ электромобиля. Кроме того, все упирается в цену: электрическая версия Ларгуса может стоить на 20-30% дороже обычной. Вероятно, если проект и окажет какое-то влияние на рынок, то оно будет сравнимо с эффектом от LADA Ellada (напомним, что был такой электромобиль на базе Kalina). То есть все закончится несколькими мелкими лотами.
В целом наиболее вероятным путем появления российского производства пассажирских электромобилей является локализация зарубежных моделей, производители которых планируют перейти на электрическую тягу в ближайшие 5-10 лет. В прошлом году мы думали, что это будут KIA, Hyundai и Mercedes. Тем не менее, Haval и другие китайские бренды, такие как Dongfeng, похоже, сейчас имеют наилучшие шансы.
А можно ли вообще сделать полностью российский массовый электрокар?
Все можно сделать. Но как добиться конкурентоспособных затрат и потребительских характеристик? Теперь покупатель может выбирать между новыми (хотя ассортимент не очень широк) и подержанными автомобилями с ДВС, электромобилями со вторичного рынка и т д. В таких условиях практически невозможно создать конкурентоспособную модель с нуля исключительно для российский рынок. Даже с ДВС. На самом деле их почти никогда не было: либо иностранных брендов, либо местных на иностранных платформах (Renault B0, например). А электромобили на базе существующих моделей с двигателями внутреннего сгорания не обеспечат тех потребительских характеристик, которые могли бы привлечь покупателя.
Спрос на электромобили растёт: какие модели покупают в России и как развивается инфраструктура
Электромобилей в России становится все больше, и интерес к ним растет, как на рынке новых автомобилей, так и на вторичном рынке. Такие данные получили аналитики Auto.ru после анализа базы объявлений о продаже новых и подержанных электромобилей. Вместе с этим в стране развивается и зарядная инфраструктура — по крайней мере, в Москве, где количество зарядных станций растет каждую неделю.
Мы проанализировали статистику Авто.ру и поговорили с экспертом по развитию электромобилей, чтобы понять, какие модели интересны покупателям и что делают власти, чтобы сделать их комфортными в эксплуатации.
Какие электромобили покупают в России
Всего в России зарегистрировано 16,5 тыс электромобилей. Такие данные предоставляют агентство «Автостат» и АО «Электронный паспорт». Больше всего таких автомобилей ездят в центральном, дальневосточном и сибирском округах, а Москва является лидером по количеству электромобилей, где постоянно растет количество автомобилей на аккумуляторных батареях. «На 1 января 2020 года в Москве зарегистрировано 594 электромобиля, через год их уже больше тысячи. Сейчас в Москве около 3 тысяч электромобилей», — Александра Шумская, руководитель проекта «Энергия Москвы», — рассказал журналу «Авто.
По данным Автостата, 71% зарегистрированных автомобилей — это Nissan, 10% — Tesla, а на третьем — Porsche с 4%. Кроме того, в стране зарегистрировано пять тысяч электромобилей Audi e‑tron и Mitsubishi i‑MiEV. Лидерами рейтинга моделей являются Nissan Leaf (11 765 шт.), Porsche Taycan (674 шт.), Tesla Model 3 (668 шт.), Audi e‑tron (522 шт.) и Mitsubishi i‑MiEV (465 шт).
Именно эти модели больше всего интересуют тех, кто видит объявления о продаже подержанных электромобилей на Авто.ру (в данном случае это было не только абсолютное количество просмотров объявления, но и количество просмотров объявления продавца) контакты предполож.). В списке лидеров по убыванию интереса значатся Nissan Leaf, Tesla Model 3, Porsche Taycan, Tesla Model S, Tesla Model X, Tesla Model Y, BMW i3, BMW iX, Jaguar I-Pace и Hyundai Kona. За пределами первой десятки, помимо менее распространенных моделей, таких как Mazda MX-30 и Hyundai Ioniq, есть и откровенная экзотика. Например Ford Mustang Mach-E или китайский BYD HAN.
Nissan Leaf
Практически такой же набор моделей представляет интерес для тех, кто ищет электромобиль без пробега, но в этом списке — только современные электромобили. Это все варианты Tesla (модели 3, Y, S и X), Porsche Taycan, Audi e-tron и e-tron Sportback, Mercedes-Benz EQV, Jaguar I-Pace и BMW iX.
Что сейчас происходит с ценами
После резкого роста цен в марте цены на новые электромобили снова упали в мае — в среднем на 11%. Если в марте средняя цена нового электромобиля составляла около 15 млн рублей (на 61% дороже, чем в феврале), то сегодня этот показатель опустился до 13 340 000 рублей. Для сравнения, средняя стоимость автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к маю снизилась всего на 5% по сравнению с началом весны.
Следует признать, что общее предложение новых электромобилей сократилось из-за перебоев с поставками. В мае количество рекламных объявлений упало на 32% по сравнению с началом года. Но количество предложений на вторичном рынке растет — сегодня их на 35% больше, чем в начале года. В разгар кризиса в марте объем вторичного рынка упал на 10% по сравнению с январем, но в апреле количество объявлений снова превысило докризисный уровень, а в мае количество увеличилось еще на 18% по сравнению с январем предыдущий месяц.
Также в мае цены на подержанные электромобили были на 13% ниже, чем в момент их пика в марте, когда средняя цена на Авто.ру выросла на 40% до 5,4 млн рублей. Сейчас подержанные электромобили продаются примерно за 4,5-4,7 млн рублей. Для сравнения, стоимость автомобилей с бензиновыми, дизельными и гибридными двигателями с марта упала не так сильно, всего на 2-3%.
Появятся ли в России электрокары российского производства
До недавнего времени реальных планов по организации производства отечественных электромобилей в стране не было. Единственным заметным проектом последних лет стала малолитражка «Кама-1», которую разработал Санкт-Петербургский политехнический университет (СПбПУ) при технической поддержке КамАЗа. Переднеприводный электромобиль длиной 3,4 м оснащен двигателем мощностью 80 кВт, с которым компактвэн разгоняется до 100 км/ч за 6,7 секунды и развивает максимальные 150 км/ч. Аккумулятор емкостью 33 кВтч обеспечивает запас хода от 250 до 300 километров. Правда, машину должны были производить в Венгрии, но теперь планы на Каму явно придется изменить. А бывшая фабрика Renault в Москве может стать новой производственной площадкой.
После того, как бренд объявил об уходе с российского рынка и передал завод правительству города, мэр Москвы сообщил, что здесь будут производиться автомобили под маркой «Москвич», в том числе электрические, а КамАЗ станет партнером предприятия. Но до сих пор неясен состав каких машин дислоцируется на этой роте. Ходят слухи, что это могут быть автомобили китайской марки. Например, электросепаратор JAC iEV7S, который официально сертифицирован и продается в России с осени 2020 года. Он оснащен 115-сильным двигателем и аккумулятором на 280 километров пробега. Кроме того, городские власти ведут переговоры с брендами FAW и BYD.
В ряде регионов РФ снизилось количество зарегистрированных авто
В некоторых регионах России количество зарегистрированных транспортных средств уменьшилось в 2022 году впервые за много лет. По статистике ГИБДД, количество автомобилей уменьшилось в следующих регионах: в Москве, Московской и Саратовской областях, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае и некоторых других. В среднем темпы роста пассажирских перевозок по стране стали намного меньше. Об этом сообщает информационное издание «КоммерсантЪ”.
Автомобильный рынок России в 2022 году
По статистике ГИБДД, к концу 2022 года количество зарегистрированных автомобилей уменьшилось в ряде регионов РФ. В том числе парковочных мест стало меньше в крупнейших городах страны. А вот в некоторых районах количество зарегистрированных транспортных средств, наоборот, увеличилось. Так, в 2022 году в России было зарегистрировано 60,45 млн транспортных средств, что на 312 тысяч больше, чем годом ранее. Таким образом, количество автомобилей увеличилось на 0,5%. При этом в 2019-2021 годах автопарк рос на 1,4-1,9% ежегодно. Следует отметить, что всего в 2022 году было зарегистрировано 50,6 млн легковых автомобилей, 6,67 млн грузовых автомобилей, 833,6 тыс автобусов, а также 2,3 млн транспортных средств категории L (к ним относятся мотоциклы, мопеды, квадроциклы).
Большая часть транспорта в стране старше 15 лет (более 19 млн автомобилей). Машин, которым в 2022 году исполнился год, — более 9 млн штук. (+9% в годовом исчислении). Транспорт в возрасте от 1 до 3 лет – 6,5 млн ед. (+2%). Также, по статистике ГИБДД, в 2022 году наблюдается повышенный интерес к электромобилям. На конец прошлого года таких автомобилей в стране было 23,7 тыс., что на 61% больше, чем в 2021 году. Количество гибридов также увеличилось на 51% (всего таких автомобилей 138,5 тыс.)
В каких регионах сократилось количество транспорта
В прошлом году в Москве произошло неожиданное снижение количества зарегистрированных автомобилей после длительного роста. В столице зарегистрировано 4,13 млн автомобилей, что на 16,6 тыс меньше, чем в 2021 году. Аналогичная тенденция отмечена и в ряде других регионов России:
- в Московской области количество легковых автомобилей уменьшилось на 11,1 тыс шт.
- в Санкт-Петербурге — 11 тыс шт.
- в Саратовской области — 7,9 тыс шт.
- в Краснодарском крае — 7,3 тыс шт.
- в Псковской области — с 5 тыс шт.
Гоблин — Про перспективны электромобилей в России
- в Калининградской области автопарк вырос на 9 000 автомобилей;
- в Тюменской области — с 5,3 тыс шт.
- в Татарстане — с 2 тыс шт.
- на Камчатке — за 1 тыс шт.
Кроме того, в Приморье в 2022 году зарегистрировано 15 тысяч легковых автомобилей. Также, по ранее опубликованным данным, через порт Владивосток частные лица ввезли в Россию около 200 тыс подержанных автомобилей – в основном японских и корейских марок.
Из-за чего количество зарегистрированного транспорта снизилось?
Автор: Сергей Н.
Снижение количества зарегистрированных автомобилей в некоторых регионах России связано с несколькими факторами. Ключевым среди них является отъезд многих россиян из страны после событий февраля 2022 года и сентября того же года. Кроме того, свою роль в этом сыграло отсутствие новых автомобилей в автосалонах. В связи с тем, что некоторые автопроизводители ушли из РФ и прекратили поставки новых автомобилей, ассортимент доступных автомобилей в автосалонах сильно сократился. Это сильно влияет на продажи автомобилей. Итак, с марта 2022 года мы ежемесячно сообщаем о значительном снижении продаж автомобилей. Тенденция продолжилась и в 2023 году. Так, продажи автомобилей в январе 2023 года упали на 64,5%. Однако вполне вероятно, что весной мы наконец-то увидим рост продаж за счет эффекта низкой базы.
Следует отметить, что снижение количества зарегистрированных автомобилей негативно сказывается на отрасли автострахования. Наряду с другими проблемами это вызывает отток клиентов из ОСАГО и Каско. Несмотря на это, тарифная политика позволяет страховым компаниям продолжать увеличивать сбор страховых премий.
Центр экономики транспорта НИУ ВШЭ впервые провел эконометрический анализ факторов, влияющих на уровень автомобилизации крупных городов России. Результаты будут представлены на международной научной конференции XX апреля. Основные выводы исследования содержатся в материале IQ.HSE.
Что раньше
Уровень автомобилизации – это количество индивидуальных автомобилей на 1000 жителей. В развитых странах он активно растет с середины XX века: США преодолели рубеж в 300 автомобилей в 1940-х, Германия – в 1970-х.
В СССР динамизм сдерживали ограничения на покупку личного автотранспорта. В светлое коммунистическое будущее планировалось 150-180 автомобилей на 1000 жителей. В 1990 году на 1000 жителей приходилось всего 80 автомобилей, в том числе не более 50 личных автомобилей.
Что сейчас
После распада Советского Союза цифры резко выросли: с 1991 по 2017 год — в 4,8 раза: с 63 до 305 автомобилей. И столь же резко (в 5,8 раза) сократился объем пассажирских перевозок трамваями и троллейбусами: с 15,6 до 2,7 млрд человек.
В настоящее время уровень автомобилизации в разных регионах и населенных пунктах Российской Федерации существенно различается. Например, в крупных городах — от 177 автомобилей на 1000 жителей в Махачкале до 515 во Владивостоке.
Уровень автомобилизации в крупных городах России
(с населением более 500 тыс человек, 1 января 2018 г)
Наибольший
(автомобилей на 1000 жителей)
Владивосток — 515
Краснодар — 361
Самара — 335
Санкт-Петербург — 316
Тюмень — 298
Самый низкий
(автомобилей на 1000 жителей)
Махачкала — 177
Новокузнецк — 231
Пермь — 236
Кемерово — 238
Хабаровск — 243
Как считали
Чтобы понять, какие факторы влияют на уровень автомобилизации, исследователи проанализировали его в 35 российских городах с населением более 500 000 человек (без Москвы и Санкт-Петербурга) за семь лет, с 2009 по 2015 год.
На основе данных Росстата и агентства «АВТОСТАТ» были построены эконометрические модели двух типов: дезагрегированные (анализ по результатам опроса населения) и агрегированные (анализ в разных географических масштабах — транспортные районы и т д).
- log(car_rate it) = α i + β 1 log(rwag it) + β 2 log(square_pp it) +
+ β 3 log(плотность) + β 4 log(отключение) - car_rate it — уровень автомобилизации
(количество автомобилей на 1000 человек в городе ii в году t);
rwage — реальная заработная плата в городе ii в году t;
square_pp это общая площадь жилых помещений,
в среднем на одного жителя города,
м 2, в г ii год t;
плотность it — плотность населения города i
(1000 чел/км 2) в городе ii год t;
trip it — среднее количество поездок
с общественным транспортом в городе ii год t.
Что получилось
Анализ по географическим параметрам (агрегатная модель) выявил взаимосвязь со средним уровнем заработной платы в городе, жилищным фондом, плотностью населения и количеством поездок на пассажирском транспорте:
- при увеличении средней заработной платы на 1% уровень автомобилизации вырастет на 0,59%;
- при увеличении средней площади жилых помещений на одного жителя на 1% — на 1,07%;
- при увеличении плотности населения на 1% она уменьшится на 0,82%;
- при увеличении использования общественного транспорта на 1% — на 0,06%.
Результаты исследования домохозяйств (дезагрегированная модель) показали, что на наличие автомобиля в семье положительно влияют доходы: при их росте на 1% вероятность владения автомобилем увеличится на 0,34%.
Способствует автомобилизации загородной собственности. Если члены семьи активно пользуются общественным транспортом, возможности автомобиля уменьшаются.
Выявленные зависимости согласуются с результатами исследований, проведенных в других странах.
IQ