Из-за пандемии коронавируса Парад Победы не состоялся, а легендарные кабриолеты не выехали на брусчатку Красной площади впервые за 67 лет. Вспоминаем историю торжественных автомобилей СССР и России
Впервые парадный кабриолет выехал на Красную площадь в 1940 году. На последнем перед войной параде колонну бронетехники возглавлял фаэтон ЗИС-102, представлявший собой бескрышную модификацию лимузина ЗИС-101. Однако командующий парадом и ведущий находились верхом. Именно тогда впервые прозвучало предложение о переводе военачальников с живых лошадей на железных коней. Но Сталин был категоричен: «Мы не изменим добрым традициям Советской армии».
Поэтому самый первый парад Победы в 1945 году организовал маршал Жуков верхом в светло-сером костюме по имени Кумир, который был арабо-кабардинской крови.
ЗИС-110Б
На Парадах Победы автомобили заменили лошадей в 1953 году, после смерти Сталина. Основной машиной тогда стал 4-дверный фаэтон ЗИС-110Б. Этот автомобиль разрабатывался во время войны — использовать его в качестве парадного, конечно же, никто не думал. Создание автомобиля осуществлялось по просьбе Сталина, а своим дизайном советский фаэтон обязан автомобильному вкусу отца народов. Во внешности кабриолета легко угадываются черты Packard Super Eight 180 и роскошного Buick Limited тех лет.
В основе конструкции ЗИС-110Б лежала мощная лонжеронная рама, благодаря чему вес машины превышал 2,5 тонны. В движение Phaeton приводилась 6,0-литровая «восьмерка» мощностью 140 лошадиных сил. Среди прочих технических особенностей стоит отметить гидравлические тормоза, которые впервые были установлены на советский легковой автомобиль. Кроме того, в кабине ЗИС-110Б имелась специальная ручка, которую командир парада удерживал для сохранения равновесия во время движения.
ЗИЛ-111В
В 1960-е годы на главную площадь столицы прибыл кабриолет ЗИЛ-111В. Дизайн новинки напоминал американские модели тех лет, а под капотом автомобиля устанавливалась V-образная «восьмерка» в паре с двухступенчатой автоматической коробкой передач. 20-сильный двигатель мог разогнать кабриолет до первой «сотни» примерно за 23 секунды. Специально для парадов кабриолет оснастили рейлингом и микрофонной установкой, а место переднего сиденья заняла площадка для командира. Помимо военных мероприятий, ЗИЛ-111В использовался для встречи правительственных делегаций и важных персон. Например, на таком кабриолете в Москве торжественно встречали первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина.
ЗИЛ-117В
В начале 1970-х на Красной площади появилось новое поколение государственных кабриолетов с индексом ЗИЛ-117В. Двухдверный автомобиль был спроектирован на базе представительского седана ЗИЛ-117 и оснащался 300-сильным двигателем. Парадный ЗИЛ-117В, в отличие от автомобилей для встречи иностранных делегаций, был окрашен в светло-серый цвет. На месте переднего пассажирского сиденья установили внушительную стойку с двумя микрофонами, а центральные перила помогали командиру сохранять равновесие. ЗИЛ-117В можно назвать настоящим рекордсменом по участию в парадах. В Москве кабриолет принимал участие в торжественных мероприятиях до 1980 года, а по Дворцовой площади в Санкт-Петербурге этот автомобиль ездил до 2008 года.
ЗИЛ-115В
В 1981 году ЗИЛ-115В был подарен министру обороны Дмитрию Устинову. Всего на заводе имени Лихачева было построено три кабриолета для участия в парадах. Автомобиль со складывающимся 20-м тентом оснащался 7,6-литровым атмосферным двигателем, а его максимальная мощность составляла 353 лошадиные силы.
Обилие хрома в экстерьере – безоговорочная дань автомобильной моде тех лет. В багажнике машины находилась радиостанция, где звучало знаменитое "Здравствуйте, товарищи!" Чистоту звука и отсутствие помех обеспечивал специальный комплекс связи «Репетитор». Кстати, по набору полезных опций ЗИЛ-115В вполне может конкурировать с современными автомобилями: машина оборудована кондиционером, подогревом пола и сидений, а также автоматическими омывателями и очистителями фар. ЗИЛ-115В участвовал в военных парадах на Красной площади до 2009 года.
ЗИЛ-41041 АМГ
В 2006 году на брусчатке Ден Роде Пласс появились принципиально новые автомобили. Это были кабриолеты ЗИЛ-41041 АМГ. По сути, автомобили с традиционной для парадных ЗИЛов внешностью базировались на шасси американских пикапов GMC Sierra. Кабриолет также позаимствовал у этой модели шестилитровый двигатель V8 мощностью 353 л.с., и шестиступенчатый «автомат». Кстати, несмотря на эмблему Автозавода имени Лихачева на капоте, разработкой автомобиля занималась компания «Атлант-Дельта» из Нижнего Новгорода. Впервые передняя часть кузова была окрашена в черный цвет вместо светло-серого. По легенде, этот цвет был выбран из-за того, что он лучше сочетался с гражданским костюмом тогдашнего министра обороны Анатолия Сердюкова.
Aurus
В 2019 году на смену ЗИЛам советских времен пришли кабриолеты новой отечественной марки Aurus. Эти автомобили разрабатывались в рамках проекта «Кортеж», предусматривающего целое семейство автомобилей представительского класса, включая седан Senat S600, лимузин Senat L700 и микроавтобус «Арсенал». Кроме того, в начале следующего года ожидается дебют внедорожника Aurus Komendant.
Парадный кабриолет Aurus оснащен гибридным двигателем, который включает в себя 4,4-литровый V8 с турбонаддувом и электродвигатель. Суммарная мощность силовой установки составляет 598 сил. Вместе с двигателем идет новый девятиступенчатый автомат от российской компании КАТЕ, а в мехатронных настройках автомобиля есть специальный режим парадного вождения.
В то же время в Aurus не исключают, что в будущем в продажу может поступить люксовый кабриолет марки.
Кабриолет Aurus заедет на парад Победы
Токаев отличился на Параде в Москве 9 мая 2023 года
Что известно об автомобиле и будет ли он пользоваться спросом
На Красной площади появится первый российский люксовый кабриолет. Новая модель автомобильной серии Aurus примет участие в Параде Победы 9 мая. Что известно об этой машине? А кто будет водить? С подробностями — Владимир Расулов.
Фото: Иван Водопьянов, Коммерсант / купить фото
Впервые кабриолет Aurus привлек внимание 12 апреля, когда в центре Москвы на камеру попали две машины в камуфляже: были видны только их колеса и лобовые стекла. Но через неделю на репетиции Парада Победы в подмосковном Алабино с новинок сняли чехлы, и все увидели черные открытые автомобили, похожие на Rolls-Royce. Одна машина для главкома Сухопутных войск Олега Салюкова, другая – для министра обороны Сергея Шойгу, который будет принимать парад.
Новинки Aurus придут на смену парадным кабриолетам ЗИЛ-41041 AMG. Автомобили спереди с девятиступенчатой автоматической коробкой передач имеют мягкий верх и регулируемые рейлинги по центру салона для придания вертикальности. А под капотом гибридный двигатель мощностью 600 л.с. Новый Aurus вполне может стать хорошей точкой приобретения для коллекционеров, считает Юрий Урюков, заместитель главного редактора портала Motor1.com: «Это исключительно фоторепортаж. Здесь речь в первую очередь идет о состоятельных людях, которые, как правило, пользуются услугами наемного водителя в своей повседневной жизни. Именно для таких клиентов Rolls-Royce и Bentley делают кабриолеты и купе. Именно с этими брендами будет конкурировать Aurus. Конечно, в первую очередь их будут покупать коллекционеры, любители дорогих, роскошных автомобилей, ведь как бы ни развивался проект Aurus — закрывается ли он или успешно существует — это уже прецедент, и иметь честь иметь такой экземпляр в вашей коллекции. Скорее всего, это будет вполне удачная инвестиция».
Почему резко вырос спрос на автомобили Aurus
Кабриолет Aurus был разработан в Центральном автомобильном научно-исследовательском институте. Автомобиль является частью так называемого проекта «Кортеж». Впервые автомобиль этого семейства под названием «Аурус Сенат» появился на публике во время инаугурации президента Владимира Путина в мае прошлого года. Затем в августе на Московском автосалоне показали гражданский лимузин и одноименный седан. Последний, кстати, способен разогнаться до 100 км/ч за шесть секунд. При этом и он, и лимузин отвечают всем стандартам роскошных автомобилей: респектабельный внешний вид и богатый салон – кожа и дорогое дерево. В распоряжении владельца также четырехзонный климат-контроль и мультимедийная система. По желанию клиента машину можно сделать даже бронированной.
Председатель правления Республиканской юридической фирмы Александр Хаминский давно присматривается к марке Aurus, но пока не готов брать кабриолет: «Кабриолет всегда тяжелее седана или купе того же класса легковых автомобилей определенного производителя.
Я действительно не понимаю, как такая машина будет ездить в обычных условиях.
Вот на Параде Победы, где требуется идеальная плавность хода на малых скоростях, большая масса и девятиступенчатая автоматическая коробка передач, пожалуй, лучший вариант. И я, наверное, не стал бы ехать по ручью на такой машине».
Сможет ли Aurus конкурировать с другими люксовыми марками
Однако решение о продаже кабриолетов Aurus пока не принято. Но с февраля автосалоны начали принимать предварительные заказы на седан и лимузин. Автомобиль будет стоить не менее 10 миллионов рублей. В середине апреля поступило более 500 заявок на элитные автомобили. Не исключено, что такой же интерес возникнет и к открытому Aurus, тем более что марку теперь будет тестировать не только президент, но и министр обороны.
Покупатели получат первые автомобили Aurus не ранее 2020 года. Отныне автомобили планируют собирать на заводе «Соллерс» в Татарстане, около 5 тысяч ежегодно. Между тем, небольшие партии выпускает государственное предприятие НАМИ, не более 150 автомобилей в год. Ранее в проект «Кортеж» государство инвестировало 12,5 млрд рублей.
От лошадей до Aurus: на чем принимали парады Победы
Впервые парадный кабриолет выехал на Красную площадь в 1940 году. На последнем перед войной параде колонну бронетехники возглавлял фаэтон ЗИС-102, представлявший собой бескрышную модификацию лимузина ЗИС-101. Однако командующий парадом и ведущий находились верхом. Именно тогда впервые прозвучало предложение о переводе военачальников с живых лошадей на железных коней. Но Сталин был категоричен: «Мы не изменим добрым традициям Советской армии».
Поэтому самый первый парад Победы в 1945 году организовал маршал Жуков верхом в светло-сером костюме по имени Кумир, который был арабо-кабардинской крови.
ЗИС-110Б
На парадах Победы автомобили заменили лошадей в 1953 году, после смерти Сталина. Основной машиной тогда стал 4-дверный фаэтон ЗИС-110Б. Этот автомобиль разрабатывался во время войны — использовать его в качестве парадного, конечно же, никто не думал.
Создание автомобиля осуществлялось по просьбе Сталина, а своим дизайном советский фаэтон обязан автомобильному вкусу отца народов. Во внешности кабриолета легко угадываются черты Packard Super Eight 180 и роскошного Buick Limited тех лет.
В основе конструкции ЗИС-110Б лежала мощная лонжеронная рама, благодаря чему вес машины превышал 2,5 тонны. В движение «Фаэтон» приводилась 6-литровая «восьмерка» мощностью 140 л.с. Среди прочих технических особенностей стоит отметить гидравлические тормоза, которые впервые были установлены на советский легковой автомобиль. Кроме того, в кабине ЗИС-110Б имелась специальная ручка, которую командир парада удерживал для сохранения равновесия во время движения.
ЗИЛ-111В
В 1960-е годы на главную площадь столицы прибыл кабриолет ЗИЛ-111В. Дизайн новинки напоминал американские модели тех лет, а под капотом автомобиля устанавливалась V-образная «восьмерка» в паре с двухступенчатой автоматической коробкой передач. 20-сильный двигатель мог разогнать кабриолет до первой «сотни» примерно за 23 секунды.
Специально для парадов кабриолет оснастили рейлингом и микрофонной установкой, а место переднего сиденья заняла площадка для командира. Помимо военных мероприятий, ЗИЛ-111В использовался для встречи правительственных делегаций и важных персон. Например, на таком кабриолете в Москве торжественно встречали первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина.
ЗИЛ-117В
В начале 1970-х на Красной площади появилось новое поколение государственных кабриолетов с индексом ЗИЛ-117В. Двухдверный автомобиль был спроектирован на базе представительского седана ЗИЛ-117 и оснащался 300-сильным двигателем.
Парадный ЗИЛ-117В, в отличие от автомобилей для встречи иностранных делегаций, был окрашен в светло-серый цвет. На месте переднего пассажирского сиденья установили внушительную стойку с двумя микрофонами, а центральные перила помогали командиру сохранять равновесие. ЗИЛ-117В можно назвать настоящим рекордсменом по участию в парадах. В Москве кабриолет принимал участие в торжественных мероприятиях до 1980 года, а по Дворцовой площади в Санкт-Петербурге этот автомобиль ездил до 2008 года.
ЗИЛ-115В
В 1981 году ЗИЛ-115В был подарен министру обороны Дмитрию Устинову. Всего на заводе имени Лихачева было построено три кабриолета для участия в парадах. Автомобиль с 20-секундным складным тентом оснащался 7,6-литровым атмосферным двигателем, а его максимальная мощность составляла 353 л.с.
Обилие хрома в экстерьере – безоговорочная дань автомобильной моде тех лет. В багажнике машины находилась радиостанция, где звучало знаменитое "Здравствуйте, товарищи!" Чистоту звука и отсутствие помех обеспечивал специальный комплекс связи «Репетитор». Кстати, по набору полезных опций ЗИЛ-115В вполне может конкурировать с современными автомобилями: машина оборудована кондиционером, подогревом пола и сидений, а также автоматическими омывателями и очистителями фар. ЗИЛ-115В участвовал в военных парадах на Красной площади до 2009 года.
ЗИЛ-41041 АМГ
В 2006 году на брусчатке Ден Роде Пласс появились принципиально новые автомобили. Это были кабриолеты ЗИЛ-41041 АМГ. По сути, автомобили с традиционной для парадных ЗИЛов внешностью базировались на шасси американских пикапов GMC Sierra. Кабриолет также позаимствовал у этой модели шестилитровый двигатель V8 мощностью 353 л.с., и шестиступенчатый «автомат».
Кстати, несмотря на эмблему Автозавода имени Лихачева на капоте, разработкой автомобиля занималась компания «Атлант-Дельта» из Нижнего Новгорода. Впервые передняя часть кузова была окрашена в черный цвет вместо светло-серого. По легенде, этот цвет был выбран из-за того, что он лучше сочетался с гражданским костюмом тогдашнего министра обороны Анатолия Сердюкова.
Aurus
В 2019 году на смену ЗИЛам советских времен пришли кабриолеты новой отечественной марки Aurus. Эти автомобили разрабатывались в рамках проекта «Кортеж», предусматривающего целое семейство автомобилей представительского класса, включая седан Senat S600, лимузин Senat L700 и микроавтобус «Арсенал». Кроме того, в начале следующего года ожидается дебют внедорожника Aurus Komendant.
Парадный кабриолет Aurus оснащен гибридным двигателем, который включает в себя 4,4-литровый V8 с турбонаддувом и электродвигатель. Суммарная мощность силовой установки составляет 598 л.с. Вместе с двигателем идет новый девятиступенчатый автомат от российской компании КАТЕ, а в мехатронных настройках автомобиля есть специальный режим парадного вождения.
В то же время в Aurus не исключают, что в будущем в продажу может поступить люксовый кабриолет марки.
Кабриолет Aurus также принял участие в параде 2022 года.
Отличный состав: на парад Победы выйдет только испытанная техника
Читать на iz.ru
В 2019 году главной изюминкой Парада Победы станут автомобили министра обороны и руководителя церемонии – отечественные лимузины Aurus. При этом до последнего момента не было ясно, успеет ли производитель подготовить к праздничной дате необходимое количество автомобилей. Интриги придала и генеральная репетиция торжественного марша, состоявшаяся 7 мая: фургоны «Чаборз-М3» и пикапы «Лада», замеченные на предыдущих тренировках, в ней не участвовали. На генеральной репетиции не было новой военной техники. Показ перспективного вооружения можно ожидать на юбилейном параде в следующем году, считают опрошенные «Известиями» эксперты.
Торжественное шествие откроет парадный расчет Преображенского полка со Знаменем Победы. Следующими будут пехотинцы воинских частей и военных вузов, представляющие виды Вооруженных Сил и рода войск. Кроме того, на площади появятся парадные экипажи силовых ведомств: Нацгвардии, погранслужбы ФСБ и МЧС.
По данным Минобороны, общая численность личного состава, задействованного в параде, превышает 13 600 военнослужащих: более 400 из них будут в составе механизированной колонны, а около 170 летчиков — в составе авиации.
Современная броневая
Механизированную колонну, которая появится на Красной площади вслед за пехотой, возглавит всемирно известный танк Т-34-85 Победа. За символом Великой Отечественной войны последуют десять бронеавтомобилей «Тигр-М»: три из них оснащены боевым модулем «Арбалет», три — противотанковым комплексом «Корнет-Д». Кроме них, в параде примут участие автомобили повышенной защищенности «Тайфун-К» 4х4».
После этого зрители смогут увидеть основные силы мотострелковых и танковых войск России. Вслед за БТР-82А со знаменем на Красную площадь выйдут современные гусеничные БМП «Курганец» и БМП-3, танки «Армата» и боевые машины поддержки танков. «Армата» будет представлена на параде в своей последней модификации — уже в этом году первые 16 таких танков поступят в войска для испытаний в различных климатических условиях. Парадный расчет Т-72Б3 завершит проход тяжелой бронетехники.
Вслед за мотострелками и танкистами в механизированной колонне пройдут десантники. Воздушно-десантные войска представят на параде боевые машины десанта БМД-4М и бронетранспортеры БТР МДМ.
Ракетные войска и артиллерия выйдут на Красную площадь «главными калибрами». Артиллеристы привезут самоходные гаубицы «Мста-С», пусковые установки «Искандер-М», а также самые мощные в мире 300-мм реактивные комплексы «Смерч». Войска ПВО выйдут с зенитно-ракетными комплексами «Тор-М2» и «Бук-М2», зенитными ракетно-пушечными комплексами «Панцирь-С» и пусковыми установками зенитно-ракетного комплекса С-400, который в настоящее время считается самым передовой в мире.
Для боевой техники всех видов сухопутных войск и ВДВ по главной площади страны будут проезжать машины Национальной гвардии. В прошлом году это ведомство впервые представило на параде свою технику: экипаж состоял из бронеавтомобилей «Патруль» и бронеавтомобилей «Урал». В этом году перечень типов техники ФСВНГ, участвующих в параде, значительно шире: специальная бронемашина СМБ «Тигр», бронеавтомобили «Тайфун-К» и «Тайфун-У», а также «Тигр-М».
По окончании «механизированной» части парада парадный расчет РВСН традиционно проходит по Красной площади. В 2019 году этот род войск будет представлен стратегическими ракетными установками «Яр» и бронеавтомобилями «Тигр-М» с боевым модулем «Арбалет». Проход военной техники будут преграждать три бронетранспортера «Бумеранг» с флагами родов войск Вооруженных Сил.
На генеральной репетиции парада 7 мая отсутствовали экипажи на багги «Чаборз-М3» и пикапе «Лада» и УАЗ с автоматами, в то время как они участвовали в предыдущих учениях.
Покажут, но позднее
Особенность нынешнего парада будет заключаться в том, что на нем не будут демонстрироваться перспективные образцы вооружений. Самой необычной технической новинкой является российский кабриолет Aurus, на котором глава Минобороны впервые примет Парад Победы. При этом участие отечественного лимузина в церемонии до последнего момента вызывало сомнения. Как сообщали «Известия», на середину апреля полностью готов только один экземпляр машины — по регламенту требуется не менее трех (двух основных и одного запасного).
В 2019 году вся техника, участвующая в торжественном мероприятии, является серийными образцами, поставленными в войска, отметил военный эксперт Владислав Шурыгин.
— Невозможно ежегодно массово выставлять какие-то новинки. Это не лучший показатель, считает Владислав Шурыгин. «Важно, чтобы перевооружение шло волнами. Потому что это процесс, который определяет военную политику на ближайшие 15-20 лет. Такие волны перевооружения сопровождаются большим количеством новых экземпляров. А потом надо, чтобы они пошли в войска в достаточном количестве, чтобы их освоили, чтобы можно было модернизировать. И наконец приходит время, когда мы видим на парадах технику, которая уже стоит на вооружении.
«Парад — это не показ мод, где каждый сезон представляют новую коллекцию, — соглашается военный эксперт Виктор Мураховский. — Системы вооружения разрабатываются в течение длительного периода времени, а затем остаются на вооружении в течение нескольких десятков лет. Большой набор новинок был показан в юбилейном 2015 году. Надо подождать до следующего года, он будет юбилейным. Основываясь на предварительных признаках, вы можете ожидать, что что-то появится.
Воздушные порядки
Воздушную часть парада откроют четыре группы вертолетов — Ми-26, Ми-8, Ми-28Н, Ка-52 и Ми-24. Затем в парадном строю пройдут 12 групп самолетов всех видов авиации Воздушно-космических сил. Стратегические бомбардировщики Ту-160 «Белый лебедь» и Ту-95МС, дальние бомбардировщики Ту-22М3, МиГ-29СМТ, МиГ-29, истребители Су-35С и Су-30СМ, дальние истребители МиГ-31, а также Су Бомбардировщики Су-24М и Су-34. Воздушную часть завершат штурмовики Су-25.
Как рассказал «Известиям» командир вертолетов Ми-8АМТШ майор Евгений Миргородский, вертолетчики выступают на параде на своих штатных машинах.
«Основная сложность заключается в том, что вертолет летит на высоте 150 м, а в Москве есть здания гораздо выше», — пояснил он. — Во избежание аварийных ситуаций экипаж тщательно изучает маршрут по картам и план местности.
Всего по брусчатке главной площади страны 9 мая пройдет более 130 единиц колесной и гусеничной техники, а в воздушной части парада примут участие 74 самолета и вертолета.