Все оригинальные автозапчасти можно разделить на две категории: к первой относятся компоненты, которые требуются для плановых ремонтов и технического обслуживания текущего модельно ряда и автомобилей, которые были сняты с производства недавно. Данные детали должны постоянно присутствовать на центральном складе, и они составляют львиную долю рынка – до 90% общего ассортимента. Дилеры нуждаются в этом сегменте товара постоянно, поэтому сроки доставки в идеале должны длиться не более 24 часов. Вторая категория – это наименования, которые необходимы определенному автомобилю, и заказываются под конкретный VIN. Речь идет о запчастях, которые редко выходят из строя, они связаны с кузовом, электронными системами и КПП. Их нецелесообразно завозить на центральный склад, их получают у завода-изготовителя, срок получения дилером таких позиций составляет 10-14 дней, но иногда растягивается и до 30 дней. Стандарт – 3 недели с учетом логистики и темпа работы таможни. Большие периоды получения указывают на то, что деталь идет с завода.
Автомобильные дилеры констатируют нарастание объема очередей на ремонты, и при этом утверждают что в этой тенденции нет их вины. Большинство мировых производителей не учитывают российский реалий в своей логистической цепочке, постоянно обновляя модельный ряд или выпуская автомобили, которые слишком зависят от технологий. Не желая брать во внимание нужды российских автомобилистов, они предлагают заполнить бреши старыми моделями.
Во многом они основываются на том факте, что срок эксплуатации машин в РФ превышает привычный промежуток времени в Европе или США. Производя рестайлинг модельного ряда, автопроизводитель прекращает поставку комплектующих на прежние модификации, и их можно получить только после отправки заявки дилером. По этой причине время покупка оригинальных запчастей может растянуться и на полтора месяца.
Работа поставок зависит от квалификации специалиста по марке, его способности оценивать истории моделей и делать расчеты оптимального уровня запасов с учетом многих факторов, в том числе сезонности, на срок между двумя поставками. Отсутствие таких специалистов приведет к увеличению очереди на ремонт.
Многие официальные дилеры не желают хранить на полках низкооборачивающиеся и дорогостоящие оригинальные автозапчасти для тех моделей, которые давно сняты с производства. Владельцы таких автомобилей вынуждены ждать или искать аналоги у сторонних производителей. Появление новой модели в ряде завода может привести к трудностям, но по истечении двух – трех месяцев ситуация нормализуется.
По оценкам российских дилеров проще всего строится работа с европейцами, особенно с немцами и французами. Например, в РФ с 2004 года функционирует центральный склад Peugeot, и с 2008 года такой же открыл и Citroen. Благодаря этому сроки поставки из Франции значительно сократились. Японские производители — Toyota, Nissan, Mazda — используют для сотрудничества с российским рынком собственные центральные склады в Европе.
Импортеры единодушно отметили улучшения в работе на 95% благодаря близости поставщиков. Это означает, что в среднем только 5% автовладельцев ожидают месяцами нужные запчасти, и лишь 5% деталей везется под заказ из-за границы. При этом сегодня рынок наводнен китайскими машинами. Если изначальные показатели новой продукции близки к характеристикам отечественных производителей, то ассортимент запасных деталей не поспевает за объемом продаж. Но как отмечают эксперты, ситуация на рынке достаточно стабильна, что позволяет ожидать в скором времени расширения рамок присутствия.
Возможно, что работники официальных представительств преувеличивают масштаб трагедии, ведь повсеместно владельцы гарантийных авто страдают из-за уровня обслуживания и потока обещаний. Наши дилеры пока не торопятся в качестве утешения представлять подменный автомобиль. Впрочем, единообразие ассортимента и цен должно привести к выводу игроков на рынке о том, что клиента можно завоевать уровнем сервиса.