Рулевого управления ГАЗ-3110 состоит из рулевого механизма, рулевой колонки с валом, рулевого колеса и рулевого привода.
Рулевое колесо с гофрированным стальным элементом (типа “сильфон”) закреплено на шлицах вала гайкой.
Вал рулевого колеса установлен в трубе рулевой колонки на двух шариковых подшипниках и соединен с рулевым механизмом карданным шарниром.
На автомобиле устанавливаются два типа рулевого механизма: червячно-роликовый без усилителя, и винтореечный со встроенным гидроусилителем.
Червячно-роликовый механизм смонтирован в алюминиевом картере и закреплен на левом лонжероне четырьмя болтами. Глобоидный червяк напрессован на вал установленный в двух роликовых конических подшипниках. Их преднатяг достигается подбором прокладок под верхней и нижней крышками картера. Вал сошки, в пазу которого смонтирован трехгребневой ролик, вращается в двух бронзовых втулках, запрессованных в картер и роликовом подшипнике, который установлен в верхней крышке. Вал имеет регулировочный винт, изменяющий зазор в зацеплении червяка с роликом. При вращении вала ролик перекатывается по нарезке червяка, поворачивая вал сошки.
Замена масла в рулевом механизме: порядок выполнения
Подставив под рулевой механизм широкую емкость, отворачиваем нижний ближайший к центру болт.
Если отверстие забито герметиком, прочищаем его проволокой.
Заворачиваем отвернутый болт и подтягиваем другие болты нижней крышки рулевого механизма.
Через воронку наливаем свежее трансмиссионное масло до уровня на 15 мм ниже наливного отверстия и заворачиваем пробку.
Регулировка рулевого механизма инструкция и порядок действий
Устанавливаем передние колеса в положение прямолинейного движения.
Кладем на панель приборов отвертку острием к рулевому колесу в верхней его точке.
Вращаем рулевое колесо вправо-влево до момента появления сопротивления (колеса при этом не поворачиваются).
Ориентируясь по острию отвертки, отмечаем на ободе мелом или грифелем карандаша границы свободного хода рулевого колеса.
Рулеткой замеряем расстояние по ободу колеса между метками. Если свободный ход рулевого колеса больше 17 мм, проверяем люфты в карданном шарнире рулевой колонки, подшипниках рулевого механизма (см. соответствующие разделы). При отсутствии там люфтов – регулируем зазор в зацеплении ролика с червяком.
Снимаем левое переднее колесо.
Ключом “на 30” отворачиваем колпачковую гайку…
…и снимаем стопорную шайбу.
Установив шестигранный ключ “на 12” в регулировочный винт накидным ключом “на 12” поворачиваем его по часовой стрелке на небольшой угол. Если ориентироваться по стопорной шайбе – это два или три ее выреза.
Проверяем люфт на рулевом колесе, добиваясь его свободного хода не более 17 мм. Заполняем полость регулировочного винта Литолом-24. Устанавливаем стопорную шайбу и заворачиваем колпачковую гайку.
Если после регулировки при выходе из поворота рулевое колесо медленно возвращается в среднее положение – отворачиваем регулировочный винт на 1–2 выреза стопорной шайбы, убедившись, что люфт не превышает допустимый.
Снятие рулевого колеса: порядок выполнения ГАЗ-3110
Выключаем зажигание, снимаем минусовую клемму с аккумуляторной батареи.
Пальцами поддев край накладки рулевого колеса, снимаем ее.
Головкой “на 24” отворачиваем гайку крепления рулевого колеса, при этом удерживайте руль.
Оставив на валу гайку завернутой на 1–2 витка, ударами ладоней со стороны панели приборов сбиваем рулевое колесо со шлицев.
Бывает, что рулевое колесо сидит на шлицах очень плотно. Тогда наверните гайку заподлицо на вал рулевой колонки. Подперев коленями обод снизу и ударяя через латунную оправку по торцу вала, спрессовываем рулевое колесо.
Снятие рулевой колонки
Снимаем с рулевого вала пружину.
Отверткой отворачиваем три винта, соединяющих верхнюю часть кожуха рулевой колонки с нижней (см. Снятие панели приборов).
Отверткой отворачиваем винт крепления основания подрулевых переключателей к рулевой колонке.
Отверткой отворачиваем два винта крепления нижнего кожуха и снимаем кожух.
Ключом “на 10” отворачиваем два болта крепления усилителя панели приборов.
Отсоединяем разъемы от выводов выключателя указателей поворота, нарисовав схему их взаимного положения.
Отсоединяем колодку выключателя зажигания и снимаем переключатели с вала.
Ключом “на 12” отворачиваем два винта крепления рулевой колонки к кронштейну.
Ключом “на 12” отворачиваем гайку клина крепления вилки крестовины на рулевом валу. Через латунную оправку выбиваем клин и вынув вал из вилки, снимаем колонку.
Снимаем ее.
Снимаем ее. Закрепив колонку за ушки хомутов рулевой трубы, зубилом отворачиваем два специальных болта крепления запорного устройства выключателя зажиганияи снимаем устройство.
Щипцами снимаем стопорное кольцо с нижнего конца рулевого вала.
Снимаем шайбу. Через оправку выпрессовываем вал с подшипником в сторону верхней части трубы рулевой колонки и вынимаем вал.
Снимаем с верхнего конца вала запорное кольцо, шайбу и подшипник.
Заложив смазку “Литол-24” в подшипники, собираем и устанавливаем рулевую колонку в обратной последовательности. Провода к выводам переключателей указателей поворота подключаем в соответствии со сделанным рисунком.
Снятие и установка рулевого механизма
Подъемник для выполнения операции не обязателен, но все же работать на нем удобнее.
Снимаем левое переднее колесо. Пассатижами извлекаем 9 пружинных пистонов крепящих резиновый уплотнитель брызговика. Ключом “на 12” отворачиваем гайку клина, оставив ее на резьбе заподлицо.
Через латунную оправку выбиваем клин и только после этого полностью отворачиваем его гайку. Вынимаем клин.
Ключом “на 10” отворачиваем четыре гайки крепления уплотнителя.
Снимаем со шпилек держатель уплотнителя и сам уплотнитель.
Проталкиваем уплотнитель в моторный отсек через отверстие в панели.
Повернув рулевое колесо вправо до упора, специальным съемником выпрессовываем шаровой палец из отверстия.
Если съемника шаровых пальцев нет, наживляем гайку на 1–2 витка резьбы. Используя сошку в качестве опоры, “напрягаем” палец, опираясь монтажной лопаткой о тягу сошки. Ударяя молотком по сошке вдоль ее оси, выпрессовываем палец.
Ключами “на 17” и “на 19” отворачиваем болты крепления рулевого механизма к лонжерону и снимаем рулевой механизм.
Устанавливаем рулевой механизм в обратной последовательности.
Работать удобнее вдвоем – напарник из салона автомобиля помогает установить карданый шарнир на рулевой вал.
Снимаем вилку карданного шарнира с вала рулевого механизма
Установив вал сошки в среднее положение, съемником снимаем сошку. Шестигранным ключом “на 12” отворачиваем пробку заливного отверстия и сливаем масло в емкость объемом около 1 л.
Устанавливаем рулевой механизм в тисках, зажав его за бобышки картера под болты.
Ключом “на 30” отворачиваем колпачковую гайку и снимаем стопорную шайбу.
Ключом “на 12” отворачиваем четыре болта крепления боковой крышки к картеру. Легкими ударами латунного молотка выбиваем вал сошки вместе с крышкой, следя за тем, чтобы вал оставался в среднем положении.
Из крышки через оправку выбиваем манжету и снимаем прокладку.
Ключом “на 12” отворачиваем болты крепления нижней крышки.
Снимаем нижнюю крышку вместе с регулировочными прокладками.
Постукивая латунным молотком по валу червяка из картера извлекаем
наружное кольцо…
…и, ролики нижнего подшипника…
…и далее червяк с внутренним кольцом и роликами верхнего подшипника.
Ключом “на 12” отворачиваем четыре болта крепления верхней крышки.
Снимаем крышку вместе с регулировочными прокладками.
Прокладки следует сохранить, не перепутав между собой.
Поддев отверткой манжету, извлекаем ее из картера рулевого механизма.
Через оправку выбиваем внутрь картера наружное кольцо верхнего подшипника и вынимаем его.
Перед сборкой рулевого механизма манжеты, подшипники и валы смазываем трансмиссионным маслом.
Устанавливаем новую манжету в верхнюю крышку.
В роликовый подшипник и полость регулировочного винта закладываем смазку “Литол-24”.
Надев на вал регулировочный винт, устанавливаем верхнюю крышку, заворачивая ее по резьбе регулировочного винта.
Устанавливаем манжету в картер рулевого механизма, предварительно заложив в нее смазку “Литол-24”.
Запрессовываем через оправку наружное кольцо верхнего подшипника червяка.
Устанавливаем на место крышку с прокладками нанеся на резьбу болтов герметик.
Далее собираем рулевой механизм в последовательности, обратной разборке, сначала вставляем вал с червяком в картер надеваем на вал внутреннее кольцо роликового подшипника…
…и его наружное кольцо.
Затем устанавливаем крышку подшипника.
Вставляем вал сошки в картер…
…и постукивая латунным молотком, напрессовываем роликовый подшипник вала сошки, одновременно вдвигая вал в картер рулевого механизма.
После сборки регулируем зазор в зацеплении червяк-ролик.
Проверка износа шаровых шарниров и наконечников рулевых тяг
Люфт шарового пальца в коническом гнезде рычага определяем визуально или на ощупь, когда помощник покачивает рулевое колесо из стороны в сторону.
Если люфт невозможно устранить подтягиванием гайки шарового пальца – замените рычаг и палец.
Износ сферической поверхности шарового пальца определяем покачиванием пальца в шарнире.
Ощутимого люфта не должно быть. Если он появился проверяем износ шарнира. Степень износа шарнира можно определить не разбирая рулевую трапецию.
Устанавливаем автомобиль на смотровую канаву.
Расшплинтовываем резьбовую заглушку шарнира.
Большой отверткой заворачиваем ее до упора.
Глубиномером измеряем расстояние от плоскости торца корпуса шарнира до заглушки. Шарнир исправен, если это расстояние меньше 5,5 мм.
Если расстояние больше этой величины, то выворачиваем заглушку и вынимаем пружину, опорную пяту (и сухарь в шарнире маятникового рычага).
Измеряем расстояние между вершиной сферической поверхности пальца и плоскостью торца корпуса шарнира.
Если оно не превышает 16 мм, закладываем в шарнир рулевой тяги смазку ШРБ-4 и собираем узел, если превышает – заменяем палец шарнира или шарнир в сборе.
Измеряем зазор между стянутыми ушками хомутов регулировочных трубок рулевых тяг. Если этот зазор меньше 1 мм – заменяем хомуты.
Снятие и разборка рулевой трапеции
Работу удобнее выполнять на подъемнике или смотровой канаве. Вывешиваем передок автомобиля и снимаем передние колеса.
Отсоединяем шаровой шарнир от сошки (см. Снятие рулевого механизма) и от поворотных рычагов.
Ключом “на 17” отворачиваем два винта крепления маятникового рычага к лонжерону.
Снимаем рулевую трапецию в сборе
При необходимости можно снять только отдельные элементы рулевой трапеции, например, наконечник тяги или маятниковый рычаг.
Если необходимо разобрать рулевую тягу, предварительно, за 6-12 ч обрабатываем резьбовые соединения керосином или WD-40. Ключами “на 12” и “13” ослабляем болты стяжных хомутов.
Вставив в отверстие регулировочной трубки бородок, “прогоняем” резьбу.
Если резьба сильно заржавела, попытайтесь расшатать трубку “газовым” ключом.
Снимаем тягу с автомобиля и полностью выкручиваем ее наконечники из трубки. При сборке тяги следует покрыть резьбу регулировочной трубки любой пластичной смазкой.
Зажимаем рычаг в тисках и, расшплинтовав гайку, ключом “на 19”, отворачиваем ее. Снимаем шайбу и кронштейн с пальца маятникового рычага.
Собираем рычаг в обратной последовательности смазав подшипники графитной смазкой. Это можно сделать не снимая маятниковый рычаг с автомобиля.
Разборка и смазка шарниров рулевых тяг ГАЗ-3110
Снимаем с шарниров уплотнители.
С шарнира сошки и маятникового рычага их снимать удобнее после выпресовки пальца. С шарниров средней тяги и наконечников уплотнитель сбиваем бородком, ударяя по металлическому кольцу.
Снимаем с пальца втулку (в шарнирах наконечников и средней тяги они пластмассовые и цилиндрической формы).
Расшплинтовываем резьбовую заглушку…
…и выворачиваем ее.
Извлекаем пружину.
Шаровым пальцем выталкиваем опорную пяту и вынимаем палец.
Из шарнира маятникового рычага извлекаем полиэтиленовый сухарь.
Промываем шарниры и собираем их в обратной последовательности. Сухарь устанавливаем внутренней фаской к пальцу. Перед установкой опорной пяты закладываем в шарнир смазку ШРБ-4. Перед установкой уплотнителя также заполняем его смазкой.
Смазываем шарниры
Смазывать шарниры можно и без снятия рулевых тяг с автомобиля. Отворачиваем заглушку и вынимаем пружину, опорную пяту. Поворачиваем тягу так, чтобы шаровой палец относительно нее был наклонен. Заполняем шарнир смазкой ШРБ-4. Заворачиваем заглушку до упора. При этом смазка заполнит уплотнитель. Вывернув заглушку, собираем шарнир.
Замена шарнира рулевых тяг
Подбираем оправку с внутренним диаметром чуть большим диаметра корпуса шарнира. Вынимаем шплинт резьбовой заглушки и наживляем на палец гайку.
Подложив под шарнир оправку, зажимаем его в тисках. Затягивая тиски, выдавливаем корпус шарнира из наконечника тяги.
Устанавливаем новый шарнир так, чтобы овальное отверстие в его корпусе располагалось вдоль стержня тяги.
Запрессовываем шарнир через латунную оправку, оперев головку наконечника тяги о трубу подходящего диаметра.
Запрессовать шарнир можно также в тисках.
Разбираем шарнир и подложив под наконечник тяги обрезок трубы подходящего диаметра, запрессовываем корпус шарнира.