Что такое ЕСП система (ESP) в автомобиле: принцип работы ESP. Многие современные автомобили даже в базовой комплектации сейчас оснащаются различными системами активной и пассивной безопасности. Что касается электронных «помощников», то среди наиболее распространенных решений можно назвать антиблокировочную систему ABS, а также систему стабилизации ESP и т д
При этом не все автомобилисты знают, зачем нужна система стабилизации, как улучшается сцепление с дорогой за счет работы ESP и что будет, если стабилизацию отключить кнопкой ESP OFF. Подробнее читайте в нашей статье.
Для чего нужна система ESP
Система ESP в автомобиле (Electronic Stability Program) представляет собой систему динамической стабилизации. Автомобили Мерседес были первыми серийно выпускаемыми с такой системой. Обратите внимание, что разные производители автомобилей могут также использовать сокращения ESC, DSC, VDC, VSC и т д для определения этой системы.
По сути, система ESP представляет собой систему активной динамической стабилизации, которая позволяет сохранять курсовую устойчивость и траекторию движения, а также стабилизирует автомобиль при маневрировании.
Работа системы особенно полезна на высокой скорости или на скользкой поверхности, когда есть повышенная склонность к заносу или проскальзыванию. Благодаря таким функциям система ESP является не только стабилизирующей, но и противобуксовочной системой.
Как работает ESP
После понимания того, что такое ESP и для чего нужна система, важно также понять, как эта система устроена и работает. Прежде всего, мы можем выделить:
- блок ЭСП (блок управления);
- группа датчиков (датчики ESP).
Устройство получает сигналы от датчиков, которые постоянно следят за направлением движения автомобиля, учитывая угол поворота руля, угол открытия дроссельной заслонки и т д. Устройство ESP также получает информацию о боковых ускорениях автомобиля, направлении заноса и других показателях.
В целом ЭСП представляет собой отдельный контроллер с датчиками, интегрированный в комплекс аварийных систем. Сигналы на блок поступают от датчиков скорости вращения колес, а также датчика положения руля и датчика давления в тормозной системе.
Однако основными датчиками ESP являются:
- датчик угловой скорости относительно вертикальной оси;
- датчик бокового ускорения.
Такие датчики часто называют датчиками стабильности. В случае, если величина бокового скольжения по вертикальной оси больше допустимого значения, начнет работать система стабилизации ESP. Система пытается вернуть автомобиль в нужное русло, притормаживая одно или несколько колес.
Учитывая то, что блок получает информацию об оборотах двигателя, скорости автомобиля, на какой угол повернут руль, насколько сильно нажата педаль газа и так далее, система работает как «отлично» и как безопасно насколько это возможно.
При этом система стабилизации постоянно активна, работает при разгоне, торможении и т д. Алгоритм работы в разных ситуациях будет разным. Сегодня существуют так называемые «адаптивные» ESP, способные тесно взаимодействовать с АКПП (при необходимости система стабилизации может самостоятельно переключать передачи, гасить реакции на нажатие педали газа и так далее).
Как работает система ESP! ОЧЕНЬ НАГЛЯДНО!
Система ESP работает очень просто: она сравнивает реальную траекторию движения (на основании большого набора датчиков она это понимает) с расчетной идеальной траекторией (компьютер рассчитывает какая должна быть идеальная траектория) и стремиться чтобы эти траектории совпадали. Например, реально происходит занос — траектория отличается от идеальной (расчетной), то ESP принимает решение \»подправить\» траекторию путем вмешательства и управление автомобиля: она может притормозить выборочно некоторые колеса, сбросить газ и обороты, переключиться на передачу ниже и, даже, повернуть (в некоторых моделях) руль. Как видите, принцип работы ESP очень понятный!\n\nСсылка на ролик про ABS — https://youtu.be/sTmxKY4LsWg\n\nКупить датчик АБС — https://autoostrov.by/
В результате набор решений динамически оценивает условия во время вождения и принимает ряд контрмер. При этом водитель в обычных режимах может даже не заметить, как работают эти системы.
Отключение ESP: зачем отключать систему стабилизации
Изучив функции ESP, что такое система стабилизации и как она работает, вы можете с удивлением обнаружить следующее — в автомобиле с ESP есть кнопка ESP OFF. Это означает, что систему можно отключить. Многие водители недоумевают, зачем реализована возможность отключения такой полезной системы.
- Отвечаем сразу — отключать ESP можно только в том случае, если водитель опытный и намеренно будет эксплуатировать автомобиль в спортивно-экстремальном режиме.
Дело в том, что в некоторых случаях система стабилизации может «мешать». Иногда бывает так, что для выхода из заноса приходится увеличивать обороты двигателя, при этом система ESP дает команду компьютеру уменьшить подачу топлива. Даже любители агрессивной езды намеренно срывают машину в занос, при этом система стабилизации всеми силами пытается этому помешать.
Также рекомендуем прочитать статью о том, чем кроссовер и паркетник отличаются от паркетника. Из этой статьи вы узнаете об основных отличиях этих видов внедорожников.
В случае с обычными водителями пробуксовка и экстремальная ситуация могут стать абсолютной неожиданностью. По этой причине категорически не рекомендуется отключать систему контроля устойчивости даже опытным водителям, эксплуатирующим автомобиль в обычном или агрессивном режиме.
Что в итоге
Как видите, современный автомобиль оснащен большим количеством вспомогательных систем, значительно повышающих безопасность и комфорт во время вождения. При этом важно знать, как работает система ESP, что это такое и для чего она предназначена.
Также рекомендуем прочитать статью о том, как работает система ABS в автомобиле. В этой статье вы узнаете, что такое система АБС, для чего она предназначена и как реализовано устройство и принцип работы антиблокировочной системы АБС в автомобиле.
ABS, EBD, ESC, ESP… Что означают эти аббревиатуры и как работают «ассистенты» в современном авто?
Сегодня электронику нигде не найти: она внедрена даже на таких проверенных временем автомобилях, как УАЗ и Лада 4х4. А в современном автомобиле «помощников» на порядок больше, и каждый из них выполняет свои функции. А вот что на самом деле делают электронные помощники в автомобиле и как водителю понять, что они работают — ответы в нашем материале.
ABS+EBD
Начнем с самых распространенных «помощников», появившихся в 70-х годах прошлого века. Изначально они позиционировались исключительно как опция для моделей представительского класса (помимо цены около 10% от цены самого автомобиля). Речь идёт об ABS (Anti-lock Braking System) — антиблокировочной системе торможения колёс, обеспечивающей максимальное тормозное усилие при торможении, но не блокирующей колёса. За что? Чтобы водитель мог контролировать автомобиль при торможении, объехать препятствие или перестроиться в другую полосу.
Brake Assist
Следующим шагом в развитии тормозных систем является появление Brake Assist. Из названия понятно, что помогает тормозить, но как и зачем? Ведь уже есть ABS и EBD. По идее, с внедрением этих систем аварийность должна была снизиться, потому что управлять автомобилем при экстренном торможении стало гораздо проще. Но проведя исследование, ученые выяснили, что в опасный момент многие водители просто.. не нажимают на педаль тормоза! Это означает, что физически автомобиль способен остановиться перед препятствием, но потенциал системы используется не на 100%.
Traction Control
Если предыдущие системы у всех автопроизводителей обозначаются одинаково, то эту «помощницу» каждый волен называть по-своему. Но суть та же — это антипробуксовочная система. Работает по тому же принципу, что и ABS, но в зеркале: вы не даете колесам заблокироваться при торможении, а это предотвращает пробуксовку на старте. Используются те же датчики скорости вращения колес и тормозная система с электронным распределением тормозных усилий.
Как это работает? Допустим, вы стоите на краю дороги, левое колесо еще на асфальте, а правое на льду. На старте правое колесо начнет буксовать, и если лед очень скользкий, машина не тронется с места — весь крутящий момент пойдет на буксование. Это то, против чего борется Traction Control. Когда она находит отклонение в скорости вращения колес и обнаруживает, что машина стоит на месте, а правое колесо буксует, она хочет его немного «покусать» тормозами. Из-за этого крутящий момент частично будет уходить на левое колесо, и машина сможет двигаться.
Каково это? В большинстве случаев никак. Система активируется только миганием значка на панели приборов, и машина откуда-то благополучно заводится.
В то же время Traction Control может снизить обороты двигателя. И это уже чувствуется, потому что водитель нажимает на акселератор, а машина не разгоняется. Но как только ведущие колеса получают достаточное сцепление с дорогой, Traction Control перестает мешать и все возвращается к обычным режимам управления.
Система оказалась очень эффективной: она устанавливается практически на все автомобили, а на мощные версии является обязательной. Собственную разработку Traction Control получил на кроссоверах и внедорожниках, ведь на нем основаны все внедорожные «помощники.
ESP (Electronic Stability Program)
Научив автомобили быть послушными при разгоне и торможении, инженеры перешли к следующей проблеме – контролю над управляемостью в экстремальных условиях. Вы наверняка видели много видео, где автомобиль делает резкий маневр, срывается в занос и либо вылетает на встречную полосу, либо на обочину. Именно такие ситуации предотвращает ESP — электронная система стабилизации. Некоторые автопроизводители еще называют ее системой динамической стабилизации, но сути от этого не меняется.
Система стабилизации стала следующим шагом в развитии электронных «помощников», и включает в себя как ABS, так и Traction Control. Но в отличие от них ESP работает не только при разгоне или торможении, а постоянно. С помощью специальных датчиков система «знает», что происходит с автомобилем в каждую секунду движения. Куда поворачивается руль, как сильно нажимается педаль газа, какая передача включена, активирован ли спортивный режим вождения и т д. Он может сразу распознать аварийные ситуации и сразу решить проблемы, созданные водителем или внешними факторами.
Большинство водителей даже не подозревают, что в осенне-зимний период ESP может срабатывать несколько раз в день, настолько эффективно и незаметно ведет себя система в обычных режимах движения. А заменить его в экстремальных ситуациях может только профессиональный автогонщик, да и то не во всех ситуациях. Именно ESP позволяет каждому за рулем чувствовать себя словно за каменной стеной — даже новичок может спокойно управлять 500-сильным суперкаром, под бдительным контролем электроники.
Зачем в автомобиле кнопка ESP OFF и когда ее нужно нажимать?
Современный автомобиль имеет множество разнообразных опций. Многие из них полезны и помогают спасти жизнь в чрезвычайной ситуации. Одной из таких функций является ESP. Однако на некоторых машинах есть кнопки для его отключения. Зачем это делать и в каких случаях нужно отключать ESP? Ответы на эти вопросы дает Daily-Motor.Ru.
Что такое ESP?
Это электронная система контроля устойчивости для транспортных средств. Его задача – сохранить траекторию движения автомобиля в случае заноса. Он появился на базе АБС и имеет аналогичный принцип работы.
На каждом колесе автомобиля есть датчик, который считывает скорость колеса. Информация о скорости вращения передается на блок управления ABS/ESP. Кроме того, система собирает информацию о многих других параметрах, таких как скорость движения, поперечное ускорение с помощью специального датчика на кузове и угол поворота рулевого колеса.
Lada Van: что известно о новом минивэне «АвтоВАЗа», который построят на базе «Весты»
Возрожденную «Ниву» по-японски засняли камеры слежения на дорогах
Когда происходит занос, колеса начинают проскальзывать, система сразу это видит и в зависимости от направления заноса качает тормозную жидкость с помощью гидроблока АБС и подтормаживает это колесо. В этом отличие от тормозной системы, когда заблокированное колесо, наоборот, освобождается. После серии легких торможений траектория движения автомобиля выравнивается и предотвращается занос.
Когда система подключена к работе, водитель может почувствовать небольшие удары и мигающий значок на панели приборов. В такие моменты обычно ограничивают подачу топлива или уменьшают угол открытия дроссельной заслонки.
Зачем и когда отключают систему курсовой устойчивости? (кнопка ESP OFF)
В одних случаях система действительно работает на пользу и спасает жизни, а в других мешает водителю совершать сложные маневры — например, выбраться из сугроба или грязи. Дело в том, что ESP работает как противоюзовая система и предотвращает занос автомобиля, что необходимо для движения по сложным участкам дороги. Чтобы вытащить застрявшую машину или съехать с дороги, лучше отключить систему.
При нажатии на кнопку ESP Off система стабилизации автомобиля отключится и не будет участвовать в остановке буксующих колес. При этом загорится соответствующая лампа на панели приборов, что сигнализирует о поломке ЭСП или ее отключении.
После проезда сложного участка дороги или выезда из бездорожья на дорогу общего пользования, чтобы не потерять управление на ровной дороге, рекомендуется снова включить систему.
Что такое ESP в автомобиле
Система курсовой стабилизации движущегося автомобиля имеет 20-летнюю историю развития, за время которой получила всеобщее признание, и используется сегодня практически на всех моделях современных автомобилей. Он предназначен для автоматической коррекции курсового положения автомобиля во время заноса.
ESP стабилизирует положение автомобиля при заносе
Каждый производитель автотехники называл систему курсовой устойчивости на своих моделях по-своему. Поэтому у него много разных сокращенных названий, которые могут ввести в заблуждение неопытных водителей. Первые машины стабилизации курса для немецких автомобилей Mercedes Benz и BMW назывались Elektronisches Stabilitatsprogramm.
ESP и его синонимы
Аббревиатура этого названия ESP является самой распространенной и используется практически на всех моделях европейских и американских производителей автомобилей. На других моделях можно встретить такие аббревиатуры и названия системы курсовой устойчивости:
- на моделях Hyundai, Kia, Honda обычно называется электронной системой курсовой устойчивости ESC;
- на моделях Rover, Jaguar, BMW устанавливается динамическое управление стабилизатором Dynamic Stability Control — DSC;
- на Volvo это называется Dynamic Stability Traction Control — DTSC;
- на японских марках Acura и Honda он назывался Vehicle Stability Assist — VSA;
- toyota использует название Vehicle Stability Control — VSC;
- такое же оборудование под названием Vehicle Dynamic Control (VDC) используется на автомобилях Subaru, Nissan и Infiniti.
Несмотря на множество названий, все это оборудование используется для достижения одной цели – помочь водителю справиться со скользкими, мокрыми или гравийными дорогами, где маневрирование автомобиля приводит к заносу и потере хода.
Система курсовой устойчивости глазами экспертов
Основное назначение этой системы – предотвращение остановки автомобиля в заносе и боковом скольжении путем изменения передаваемого крутящего момента на одно из колес ведущей пары, при этом предотвращается дальнейшее развитие начавшегося заноса и положение автомобиля стабилизируется на трассе при маневрировании на ровных дорогах. В некоторых технических источниках ее называют системой противоскольжения, потому что такая ESP в автомобиле исключает занос и тем самым обеспечивает устойчивость для удержания курса.
Эта картинка является хорошей иллюстрацией работы системы ESP, удерживающей автомобиль в крутом повороте
Эффективность использования оборудования автоматической курсовой стабилизации подтверждена научными исследованиями, проведенными специалистами американского института IIHS. По результатам исследований установлено, что использование ESP в автомобилях, попавших в дорожно-транспортное происшествие, снизило смертность с 43 до 56%. На 77-80% снизились фатальные перевороты автомобилей. Вероятность опрокидывания автомобиля, оснащенного системой ESC, значительно ниже, чем у автомобиля без системы ESC.
Данные немецких страховых компаний свидетельствуют о том, что 35-40% всех аварий со смертельным исходом можно было бы предотвратить или иметь более благоприятный исход, если бы на автомобили их участников была установлена система контроля устойчивости. По мнению специалистов, это оборудование однозначно помогает автолюбителю в экстремальных ситуациях. Во многих случаях это спасение для неопытных водителей.
Устройство и работа оборудования ESP
Современное оборудование контроля устойчивости работает в связке с антиблокировочной системой колес ABS и одновременно использует механизмы. Простой комплекс этих двух систем работает вместе, и одновременно выполняет несколько процедур для обеспечения безопасного движения автомобиля. Структура системы курсовой устойчивости состоит из:
- контроллер, представляющий собой контроллер, который непрерывно сканирует состояние различных сигнальных устройств и считывает их сигналы;
- датчики ABS, определяющие скорость вращения колес;
- датчики поворота на руле;
- датчики давления в тормозных цилиндрах;
- G-сенсор, устройство, чувствительное к боковой скорости и ускорению автомобиля и фиксирующее возникновение скольжения в поперечном направлении.
Таким образом, на входы контроллера постоянно поступает информация о скорости движения, угле поворота руля, частоте вращения двигателя, давлении в тормозных цилиндрах, угловой скорости поперечного шлифования и ее градиенте. Информация от датчиков постоянно сравнивается с расчетными данными, запрограммированными в контроллере. При наличии отклонений контроллер выдает корректирующие управляющие сигналы на приводы тормозных цилиндров, которые подтормаживают соответствующие колеса для возврата траектории движения автомобиля к расчетной кривой.
Выбор тормозных колес и степень их торможения определяется системой автоматически и индивидуально, в зависимости от возникающей ситуации. Для автоматического торможения колес используется гидромодулятор ABS, создающий дополнительное давление в тормозных цилиндрах. При этом в систему подачи топлива двигателя подается токопроводящий сигнал, уменьшающий расход горючей смеси. В результате одновременно с торможением осуществляется снижение крутящего момента на колесе.
Примеры и особенности работы системы ESP
Чтобы наглядно представить, что такое ESP в автомобиле, обратите внимание на картинки.
На этой иллюстрации все отлично видно и четко
На этом изображении показаны линии вероятного движения автомобиля при превышении максимальной скорости для входа в крутой поворот на трассе. При повороте руля машина начинает скользить. Красной пунктирной линией на левом рисунке показана линия движения автомобиля без ESC при торможении водителем (автомобиль выезжает на встречную полосу). На правом рисунке красной пунктирной линией показан путь движения без торможения при выносе автомобиля из кювета. Зеленая линия и блики на обоих изображениях указывают путь автомобиля, оборудованного системой ESC, и колеса, которые система автоматически тормозит при заносе.
Избирательное торможение системы ESP стабилизирует направление движения автомобиля
Система управления работает и работает во всех ситуациях, будь то разгон, движение накатом или торможение. Алгоритм работы схемы управления определяется новой ситуацией и системой привода колес. Если, например, датчик проскальзывания задней оси срабатывает при повороте автомобиля налево, ESC уменьшит подачу топлива в двигатель и снизит скорость. Если эта мера не устраняет занос, происходит частичное торможение правого переднего колеса. За этой операцией следуют дальнейшие действия по установленной программе до устранения возникающего бокового увода задних колес.
ESP обеспечивает возможность управления коробкой передач в автомобилях с автоматической коробкой передач с электронным управлением. В таких автомобилях при пробуксовке происходит автоматическое переключение на пониженную передачу, аналогично зимней езде. Опытные водители, привыкшие к езде на максимальной скорости и мощности, замечают, что система курсовой стабилизации затрудняет движение в таком режиме.
Система стабилизации автомобиля ESP. Принципы управления
Такие ситуации могут возникать в определенные моменты, когда необходимо увеличить мощность двигателя, а система управления, наоборот, снижает ее, устраняя пробуксовку автомобиля. Для таких случаев конструкторы устанавливают выключатели, с помощью которых можно принудительно отключить систему управления и осуществлять полное ручное управление автомобилем.
Аппаратура автоматической стабилизации руля входит в состав активной бортовой системы безопасности автомобиля. Основное преимущество системы в том, что оснащенный ею автомобиль становится более послушным и менее требовательным к квалификации водителя. Ему достаточно повернуть руль, а система далее самостоятельно выполняет все необходимые действия для правильного выполнения маневра.
Однако всегда нужно помнить, что у этой системы есть и свои ограничения. Если скорость слишком высока или радиус поворота слишком мал, даже самая совершенная система контроля устойчивости не сможет спасти автомобиль от неконтролируемого заноса и опрокидывания