Двигатели гоночных КАМАЗов

Двигатели гоночных КАМАЗов. На ралли-марафоне ДАКАР команда-чемпион КАМАЗ десятилетиями была непобедима. За годы ралли-рейдовых выступлений команда использовала силовые установки разных фирм — КАМАЗ, ЯМЗ, ТМЗ, Liebherr, Cummins.

Теперь по просьбе организаторов автомобили были переведены на американские рядные 13-литровые двигатели Dongfeng Cummins QSZ13, мощностью 980 л.с., собранные по лицензии в Китае. Закупаются двигатели специальной комплектации, производитель оказывает помощь запчастями и технической информацией, при этом все доводки, все тесты проводит команда. В результате от серийного двигателя Cummins ISZ-13, по сути, родными остаются только корпус и короткий блок, а производительность достигает впечатляющих цифр: 1150 л.с. С и 5000 Нм крутящего момента. С такими данными гоночный КАМАЗ разменивает первую «сотню» за 6 секунд.

Агрегат получился выше и короче по габаритам, чем предыдущие V-образные «восьмерки», а потому с учетом новых габаритов машину фактически пришлось переделывать.

Двигатель КАМАЗ-Мастер - Cummins QSZ13

Это не первый опыт с двигателями Cummins, они применялись в 90-х годах, поэтому в 2007-2008 годах применялся 15-литровый двигатель Cummins, с двойным турбокомпрессором.

Основным двигателем для команды до 2018 года был швейцарско-немецкий тракторный силовой агрегат Liebherr V8 объемом 16 литров, мощностью 920 л.с., крутящий момент 4000 Нм. Причем доводка условий гонок производилась непосредственно в Набережных Челнах

Двигатель КАМАЗ Мастер - Liebherr V8 объемом 16 литров

На протяжении многих лет мастера КАМАЗ использовали двигатель большого объема, 18,5 л. Мы даже однажды попробовали ярославский 24-литровый 12-цилиндровый двигатель. Но от него быстро отказались, потому что он все ломает. Избыточная мощность. Вот мы и вернулись к 18,5 л, Ярославль.

в 2012 году на грузовиках КАМАЗ-Мастер применялся двигатель V8 ТМЗ-7Э846.10 Тутаевского моторного завода, рабочим объемом 18,5 л, мощностью 850 л.с и крутящим моментом 2700 Нм. Двигатель считался надежным, хотя и устаревшим, он использовался на машине экипажа Сергея Куприянова в рейдах Africa EcoRace и Silk Road в газодизельном варианте.

Двигатель КАМАЗ Мастер - V8 ТМЗ-7Э846.10 от Тутаевского Моторного Завода

История двигателей КАМАЗ-Мастер

Модель грузовикагодДвигательКонфигурацияОбъемВластьКрутящий момент

КАМАЗ 4310 С 1988-1995 гг КАМАЗ-7403 Дизель, турбо, V8 10,85 л 305 л.с 1050 Нм
КАМАЗ 49251 1994-1995 гг Камминс Н14-500Е Дизель, турбо, L6 14,01 л 520 л.с 1700 Нм
КАМАЗ 49252 1994-2003 гг ЯМЗ 7Э846 Дизель, турбо, V8 17,24 л 750 л.с 2700 Нм
КАМАЗ 49255 1997-1998 гг ЯМЗ 3Э847 Дизель, турбо, V12 25,86 л 1050 л.с 3724 Нм
КАМАЗ 49256 2001-2002 гг ЯМЗ 7Э846.10 Дизель, турбо, V8 17,24 л 830 л.с 2700 Нм
КАМАЗ 4911 2002-2007 гг ЯМЗ 7Э846.10 Дизель, турбо, V8 17,24 л 850 л.с 2700 Нм
КАМАЗ 4326 2007-2013 гг ЯМЗ/ТМЗ 7Э846.1007 Дизель, турбо, V8 18,47 л 850 л.с 2700 Нм
КАМАЗ 4326/2013 2013-настоящее время Либхерр D9508 Дизель, турбо, V8 16,16 л 920 л.с 4200 Нм
ГКП* 2015-2016 гг Caterpillar C13 (Баггира) Дизель, турбо, L6 12,5 л 980 л.с 4000 Нм
КАМАЗ 4326/2017 2017-настоящее время Камминс ИСЗ-13 Дизель, турбо, L6 13 л 980 л.с 4300 Нм

Как устроен гоночный «КАМАЗ»?

Технический регламент ралли «Дакар» часто меняется, но камазовские мастера постоянно ищут и находят оптимальные решения. Например, они постоянно уменьшают рабочий объем двигателя, что вынуждает менять партнеров или поставщиков.

Недавно Камский автозавод представил новую версию своего знаменитого раллийного грузовика КамАЗ 43509

Грузовик КАМАЗ МАСТЕР

В трансмиссии используется 6-ступенчатый автомат Allison и мосты финской компании Sisu. В подвеске используются двойные амортизаторы известной фирмы Rieger. Их продукцию использует подавляющее большинство автомобилей в ралли-рейдах.

Гоночные КАМАЗы тоже перешли на другие шины – теперь их поставляет Goodyear. Кстати, все команды должны использовать штатные шины, которые можно купить в магазине — никаких «специально сваренных» дисков. 43509 использует ORD Goodyear Offroad в размере 375/90 R22.5. Основные конкуренты Iveco используют аналогичные шины Goodyear.

Гоночный КАМАЗ-43509 состоит почти исключительно из импортных комплектующих! Но есть одно «но». Взять такие комплектующие может любой, а «Дакар» выигрывает только КАМАЗ.

Технические характеристики КАМАЗ-43509

  • Полная масса автомобиля — 10,2 т
  • Модель — ДЦЭК ИСЗ-13
  • Тип — дизельный с турбонаддувом и промежуточным охлаждением
  • Максимальная мощность/при скорости — 720 (980) кВт (л.с.)/2400 мин-1
  • Расположение и количество цилиндров: Рядный, 6
  • Рабочий объем, л: 13
  • автоматическая коробка передач / механическая коробка передач

Камаз ДАКАР: технические характеристики, особенности

Недавно Камский автомобильный завод представил новую версию своего знаменитого раллийного автомобиля КамАЗ 43509. Новая модификация титульного автомобиля стала необходимостью не просто так.

 

  1. Изменения в правилах трансконтинентального ралли-марафона «Дакар».
  2. Завершение омологации предыдущей версии машины.

 

Соответственно изменились и технические характеристики КамАЗа для гонки Париж-Дакар (сейчас только Дакар), подготовленной в 2018 году. Так новый грузовик получил 13-литровый двигатель, пришедший на смену силовому агрегату рабочим объемом 16,2 л. Всего команда «КАМАЗ-мастер» получила 4 модифицированные боевые машины.

4 модели КАМАЗ 43509, принявшие участие в ДАКАР-2019

Новый КамАЗ Дакар 2018, помимо своих характеристик, существенно отличается от своих спортивных предшественников экстерьером. Два обновленных грузовика, которые успели поучаствовать в официальных гонках, отлично зарекомендовали себя по итогам «Шелкового пути-2018», а также ралли-марафона «Дакар-2019». Поэтому эта модель заслуживает более пристального внимания.

Двигатель

Ни для кого не станет откровением, что на технические характеристики КамАЗа для ралли Дакар, как и на любой другой автомобиль, сильное влияние оказывает используемый двигатель.

Для оснащения модели с индексом 43509 был выбран 6-цилиндровый рядный агрегат Cummins ISZ-13, имеющий максимально близкие параметры рабочего объема к допустимым регламентом значениям.

В связи с тем, что ранее в автомобилях команды «КАМАЗ-Мастер» применялись V-образные «движки», их замена на рядные агрегаты вызывала определенные трудности. Кроме того, в новых спортивных автомобилях использовались оригинальные конструктивные решения, ранее не применявшиеся.

Двигатель Cummins ISZ-13 с 3-х ракурсов

Принимая во внимание эти два фактора, а также богатый опыт команды в ралли Париж-Дакар, конструкторы решили не модернизировать грузовики предыдущего поколения, а создать совершенно новые машины.

В свете этого решения силовые агрегаты были усилены. Здесь следует особо отметить, что эта задача была возложена на отечественных инженеров НП «КАМАЗ-Автоспорт», без привлечения иностранных специалистов.

Техники команды «КАМАЗ-мастер» использовали серийный дизель, но к КАМАЗ «Дакар 2018» им удалось увеличить его технические характеристики почти в два раза. Если говорить о конкурентах, то они выбрали другой путь, сделав ставку на уменьшенные гоночные силовые агрегаты от кольцевых автомобилей.

КАМАЗ 43509, вид сверху на ралли ДАКАР-2019

Мероприятия по увеличению двигателя нового автомобиля стартовали в 2016 году. Результат этих работ поистине впечатляет. Так инженерам удалось добиться от серийного дизеля в 1100 "лошадей" максимальной мощности и 4500 Нм крутящего момента.

Особого внимания также заслуживает работа отечественных специалистов по оптимизации программного обеспечения управления двигателем и подбору характеристик турбокомпрессора, что позволило значительно улучшить динамические характеристики силовой установки КамАЗ 43509.

Коробка передач

Спорткары предыдущего поколения использовали коробки передач механического типа. Зато теперь есть официальное разрешение на установку и использование «автоматов» в гоночных автомобилях категории Т4-2.

Принимая во внимание это обстоятельство, а также то, что основные конкуренты «КАМАЗ-мастер» уже достаточно активно и эффективно используют в своих автомобилях автоматические коробки передач, было принято решение использовать такую ​​коробку передач на КамАЗ 43509.

Ралли ДАКАР 2019 - чемпион КАМАЗ по песку

Работа в этом направлении велась в течение двух лет. В результате два из четырех гоночных автомобилей были оснащены автоматическими коробками передач, а на оставшихся двух специалисты сохранили проверенную и надежную «механику».

Подвеска

В дополнение ко всему сказанному изменения коснулись и подвески автомобиля. Итак, для улучшения технических характеристик КамАЗ Дакар подвергся серьезной оптимизации. Эти работы продолжались более года и принесли свои плоды.

Спортивный КамАЗ 43509 был переставлен на 22,5-дюймовые колеса, что придавало автомобилю безопасное движение при низком давлении, а также отличную управляемость. Кроме того, такое конструктивное решение обеспечивает лучшее охлаждение компонентов тормозной системы.

Команда-чемпион КАМАЗ на пит-стопе во время ДАКАР-2019

Помимо прочего, для успешного выступления в ралли «Дакар» характеристики КамАЗа были улучшены за счет применения новых электронных блоков управления распределением тормозных усилий.

В заключение можно лишь сказать, что упомянутые модернизации — далеко не полный перечень новых технических решений, которые получили грузовики с индексом 43509.

Таблица: технические характеристики КАМАЗ-43509

Массовые параметры
Полная масса автомобиля 10,2 ч
Двигатель
Модель ДЦЭК ИСЗ-13
Тип дизель с турбонаддувом и промежуточным охлаждением
Максимальная мощность / при об/мин 720 (980) кВт (л.с.) / 2400 мин-1
Расположение и количество цилиндров: Ряд, 6
Рабочий объем, л: 1. 3
Контрольная точка
Передача Автоматическая коробка передач / механическая коробка передач

Видео КАМАЗ-мастер на ралли ДАКАР-2019

«Мы всегда со своей Родиной». «КАМАЗ-мастер» отказался от выступления на «Дакаре»

Камаз за 70 000 000 рублей #shorts #настятуман

Описание:
Настя Туман:\nКанал YouTube где Настя Туман серьёзная http://youtube.com/c/NastyaTyman\n\nВк https://vk.com/nastyatyman\nИнстаграм https://www.instagram.com/tymannastya/\nтикток https://www.tiktok.com/@nastyatyman\n\n#shorts #настятуман

Двигатели гоночных КАМАЗов

Двигатели гоночных КАМАЗов

Двигатели гоночных КАМАЗов

Команда гоночных грузовиков «КАМАЗ-мастер» выступила с заявлением об отказе подписывать документ Международной автомобильной федерации (FIA), открывавший россиянам дорогу на самый известный ралли-рейд «Дакар». Наша команда 19 раз побеждала в соревнованиях.

«Участие российских спортсменов в ралли «Дакар» обусловлено необходимостью подписать анкету FIA, осуждающую российскую спецоперацию в Украине. На наш взгляд, содержание этого документа носит политический характер, а также нарушает принципы равных условий для спортсменов. Мы считаем невозможным для себя подписывать такие документы и участвовать в соревнованиях на таких условиях. Наш выбор очевиден — мы всегда с Родиной, особенно когда она в трудной ситуации», — цитирует ТАСС текст заявления российской команды.

Документ FIA

Международная автомобильная федерация (FIA) с 1 марта разрешила водителям из России и Беларуси выступать под нейтральным флагом. Поначалу это решение казалось вполне мирным, но потом к нему появилось дополнение, меняющее ситуацию. Да, российские и белорусские велосипедисты могут быть допущены к международным соревнованиям в нейтральном статусе — без гимна и флага, но только в том случае, если они подпишут специальный документ, часть из которых носит политический характер.

Подробности недопуска команды рассказал руководитель чемпионского КАМАЗа Владимир Чагин. Он отметил, что считает требования FIA о нейтральном статусе с ограничениями неприемлемыми.

«Это происходит не только в автоспорте, но и в других видах спорта. Такие требования выдвигают международные федерации, так как для того, чтобы спортсмены могли соревноваться, они должны не соглашаться с действиями руководства нашей страны. Моя личная позиция как гражданина Российской Федерации неприемлемо. Мы преданы Родине и не будем подписывать такие документы. Мы на стороне нашего президента и все решения, которые он принимает, — сказал Чагин "СЭ».

Вице-президент Российской автомобильной федерации (РАФ) Сергей Ушаков заявил, что команда приняла правильное решение, отказавшись подписывать документ FIA.

"Конечно, я поддерживаю решение КАМАЗа. Издеваться здесь над собой? Давайте обойдемся без них. У нас много запусков. В следующем году будет еще большая конкуренция. Нет Дакара — ничего страшного. — профессиональная команда. А все остальные грузовики — гаражные. Они никогда не сравнится с нами. Нам не нужно себя унижать. Мы всех победим", — сказал Ушаков.

Кто еще отказался

Несмотря на угрозу отстранения, многие российские гонщики отказались подписывать документ FIA. Среди них Даниил Квят. Для него был установлен крайний срок — он должен был принять условия не позднее 22:00 4 марта. И русские этого не сделали. Он не стал комментировать тему, но Даниил назвал удаление спортсменов несправедливым. Гонщик Сергей Карякин также отказался подписывать документ и, таким образом, не будет участвовать в «Дакаре». Он заявил, что требования и ограничения FIA для пилотов являются нарушением прав человека.

«Они не ограничатся этим документом, документ кабальный и нарушает права человека. Судиться бессмысленно — в России я выиграю, а на Западе шансов нет. Делают там что хотят.

Согласно этому документу, мы должны отказаться от флага, гимна, всех признаков того, что мы российские спортсмены. Они хотят, чтобы мы оставили политику в нашем государстве. В Европе это письмо будут использовать против нас, покажут, что в России все плохо, что никто не поддерживает спецоперацию, это будет очередной патрон против нас», — цитирует Карякина ТАСС.

Пилот-испытатель Формулы-1 Роберт Шварцман тоже не подписал документ, а пошел другим путем: сменил спортивное гражданство. У него не было с этим проблем, так как у гонщика был израильский паспорт. Это помогло ему получить гоночную лицензию в этой стране.

Организаторы «Дакара» сожалеют

Теперь решение об отказе приняли в КАМАЗ-мастере. Эта команда является сильнейшей в мире автоспорта в классе спортивных грузовиков. Поэтому ее неучастие в Дакаре станет серьезным ударом по рейду. В январе экипаж «КАМАЗ-мастер» под управлением Дмитрия Сотникова во второй раз подряд стал победителем ралли-марафона. В целом команда из Набережных Челнов без перерыва участвовала во всех ралли-рейдах с 1998 года (дебютировал в 1990 году) и 19 раз (с 1996 года) побеждала в общем зачете).

Тем не менее организаторы «Дакара» настроены оптимистично и надеются на возвращение мачт КАМАЗ в гонку в 2024 году, заявил руководитель команды Чагин. «Мы с июля ведем переговоры и пытаемся найти решение с организаторами «Дакара». Они также очень сожалеют, что вынуждены отказать российской команде «КАМАЗ-мастер» в участии в гонке. Тем не менее, эта команда является лидером позиции грузовика, эталон для многих в плане развития скорости и интереса к этой дисциплине. Надеемся и верим, что чемпионская команда КАМАЗ вернется в гонку в 2024 году, — сказал Чагин РИА Новости».

Легенды «Дакара»

Легенды Дакара

Дакар, пожалуй, самое престижное ралли, а гонки на грузовиках — самая захватывающая его часть. Этот супермарафон со сложными трассами похож на полигон, где производители тракторов могут доказать превосходство своих машин. Своими яркими достижениями и победами российская команда «КАМАЗ-мастер» неоднократно подтверждала непревзойденные качества бытовой техники. В этом году наши гонщики завоевали титул в 19-й раз!

О покорении Дакара, уникальных победных тактиках прохождения рейдов и новых спортивных автомобилях — в нашем материале.

Покорение «Дакара» и победная тактика

Ралли Дакар долгое время называлось ралли Париж-Дакар. Этот ежегодный трансконтинентальный марафон был основан французским мотоциклистом Тьерри Сабином. В 1977 году Тьерри заблудился в ливийской пустыне во время ралли Абиджан-Ницца. После того, как Сабин вышел из пустыни, он решил, что это место идеально подходит для следующего митинга. Так в 1978 году состоялась первая гонка, которая стартовала в Париже и завершилась в столице Сенегала – Дакаре. Африканская пустыня «испытывала» гонщиков до 2009 года, когда марафон был перенесен в Южную Америку. В 2019 году организаторы ралли-рейда подписали пятилетний контракт на проведение марафона в Саудовской Аравии.

Основные правила Дакара, несмотря на переезд, мало изменились. Гонка проводится в самом начале года и длится 12-14 дней. Вся дистанция ралли разбита на отдельные участки. Побеждает тот, кто преодолеет маршрут за наименьшее время. Победители выбираются в четырех категориях: мотоциклы, квадроциклы, легковые автомобили (джипы) и грузовики.

КАМАЗ впервые появился на «Дакаре» в 1990 году. Тогда не финишировали три, еще советских, экипажа. Весь следующий год камазовцы работали над новым грузовиком. В результате в 1991 году в Париж прибыли сразу пять трехосных грузовиков модели 43101 с восьмицилиндровыми двигателями мощностью 430 лошадиных сил. Наша команда вышла на Дакар-1991 не только с новыми автомобилями, но и с совершенно новой тактикой прохождения рейда — сразу после раздельного старта боевой пилот, стартовавший дистанцию ​​раньше, ждет другого, а затем оба едут на в том же темпе и помогать друг другу. Эта идея была поистине новаторской для спортивных гонок, даже пилоты КАМАЗа сомневались в ее целесообразности. Но результат всех удивил — во втором ралли команда заняла второе и третье места, а в 1996 году впервые стала победителем «Дакара».

40171.jpg

Инновационные тактики победы успешно применяются до сих пор, последним доказательством тому является случай с недавним Дакаром-2022. На одном из финальных этапов Эдуард Николаев, отставший от Дмитрия Сотникова всего на 10 минут, остановился, чтобы помочь застрявшему экипажу Сотникова. Это яркий пример того, что в сложных ситуациях камазовские мастера работают в первую очередь командой. Кстати, одна из особенностей российской команды — технически грамотные специалисты. В случае аварии пилоты сами могут исправить ошибку, что часто случается на ралли, и от чего часто зависит исход всей гонки.

Конечно, команда состоит не только из спортсменов. Десятки людей — технический, инженерный и управленческий персонал — те, кто не на виду, но является такой важной опорой для наших гонщиков. И весь КАМАЗ стоит за командой чемпионов КАМАЗ. Большинство предприятий автозавода так или иначе занимаются изготовлением деталей для спортивных автомобилей.

Машины, готовые к победам

Спортивные КАМАЗы постоянно совершенствуются, эта работа никогда не останавливается. Очень часто автомобили рождались в чрезвычайно короткие сроки. Затем в 2002 году Международная автомобильная федерация (FIA) наложила вето на участие грузовиков со среднемоторной компоновкой в ​​Дакаре. КАМАЗ был именно таким. Ситуация осложнялась тем, что об этих нововведениях стало известно лишь за полгода до старта. В короткие сроки был изготовлен боевой спортивный автомобиль КАМАЗ-49256 с двигателем мощностью 830 лошадиных сил. Тесты и технические работы велись до последней минуты, буквально за несколько часов до отправки команды на Дакар. В итоге машина принесла команде «КАМАЗ» еще одно золото «Дакара.

На прошедшем «Дакаре-2022» экипажи КАМАЗ соревновались на грузовиках двух поколений. На новеньких КАМАЗ-435091 семейства К5 пилотировали Дмитрий Сотников и Эдуард Николаев, а Антон Шибалов и Андрей Каргинов сели за руль традиционных КАМАЗ-43509 с техническими доработками, внесенными в прошлом году.

DPPIPRODUCTION_00000825_0127.jpg

При разработке и постройке спорткаров нового поколения были учтены изменения технического регламента FIA, которые с этого года действуют для грузовиков в Чемпионате мира по внедорожным ралли. КАМАЗ-435091 оснащен рядным шестицилиндровым дизельным двигателем с турбонаддувом и промежуточным охлаждением. Коробка передач автоматическая. Рабочий объем двигателя составляет 12,98 л. Емкость топливного бака — 950 литров.

Испытание песками «Дакара-2022»

Маршрут 44-го Дакара в третий раз проходил в Саудовской Аравии. Спортсмены стартовали 2 января в городе Хайль, преодолели почти 8400 километров и достигли финиша в Джидде. При этом больше половины пути пришлось на спецучастки. Азарта гонке добавляла не только сложность трассы — на наших спортсменов повлияли санкции Всемирного антидопингового агентства в отношении российского спорта. К сожалению, российский флаг на технике и автомобилях у команды не получился, сохранился только триколор на номерных знаках машин. Как признал перед стартом менеджер команды Владимир Чагин, «в таких условиях еще сложнее собраться и победить». Однако никакие санкции не смогли остановить Голубую Армаду».

6.jpg

Всего на старт марафона вышли 56 грузовых экипажей из 21 страны мира. Серьезная борьба за высокие места в грузовом зачете развернулась между экипажами КАМАЗ, IVECO, PRAGA, TATRA и RENAULT. Но с первого этапа лидером в общем зачете стал победитель «Дакара-2021» Дмитрий Сотников. Эдуард Николаев, пропустивший последнюю гонку, остался очень близко – максимальная разница между экипажами во время гонки составила около 11 минут. Стабильно выступал и Антон Шибалов, почти на каждом этапе оставаясь в тройке лидеров. Экипаж Андрея Каргинова в этот раз не повезло: сначала были технические неполадки, а незадолго до финиша машина застряла в грязевой ванне.

В результате Дмитрий Сотников второй раз подряд выиграл «Дакар». Экипаж Эдуарда Николаева завершил соревнования вторым, Антон Шибалов занял третье место на подиуме. На четвертом месте Андрей Каргинов. Эта позиция в общем зачете позволила российской команде повторить свое уникальное достижение в 2011 году. В целом для чемпиона КАМАЗа этот титул стал 19-м в истории «Дакара» и, конечно же, не последним.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Тюнинг и ремонт отечественных автомобилей и мотоциклов