Двигатели гоночных КАМАЗов. На ралли-марафоне ДАКАР команда-чемпион КАМАЗ десятилетиями была непобедима. За годы ралли-рейдовых выступлений команда использовала силовые установки разных фирм — КАМАЗ, ЯМЗ, ТМЗ, Liebherr, Cummins.
Теперь по просьбе организаторов автомобили были переведены на американские рядные 13-литровые двигатели Dongfeng Cummins QSZ13, мощностью 980 л.с., собранные по лицензии в Китае. Закупаются двигатели специальной комплектации, производитель оказывает помощь запчастями и технической информацией, при этом все доводки, все тесты проводит команда. В результате от серийного двигателя Cummins ISZ-13, по сути, родными остаются только корпус и короткий блок, а производительность достигает впечатляющих цифр: 1150 л.с. С и 5000 Нм крутящего момента. С такими данными гоночный КАМАЗ разменивает первую «сотню» за 6 секунд.
Агрегат получился выше и короче по габаритам, чем предыдущие V-образные «восьмерки», а потому с учетом новых габаритов машину фактически пришлось переделывать.
Это не первый опыт с двигателями Cummins, они применялись в 90-х годах, поэтому в 2007-2008 годах применялся 15-литровый двигатель Cummins, с двойным турбокомпрессором.
Основным двигателем для команды до 2018 года был швейцарско-немецкий тракторный силовой агрегат Liebherr V8 объемом 16 литров, мощностью 920 л.с., крутящий момент 4000 Нм. Причем доводка условий гонок производилась непосредственно в Набережных Челнах
На протяжении многих лет мастера КАМАЗ использовали двигатель большого объема, 18,5 л. Мы даже однажды попробовали ярославский 24-литровый 12-цилиндровый двигатель. Но от него быстро отказались, потому что он все ломает. Избыточная мощность. Вот мы и вернулись к 18,5 л, Ярославль.
в 2012 году на грузовиках КАМАЗ-Мастер применялся двигатель V8 ТМЗ-7Э846.10 Тутаевского моторного завода, рабочим объемом 18,5 л, мощностью 850 л.с и крутящим моментом 2700 Нм. Двигатель считался надежным, хотя и устаревшим, он использовался на машине экипажа Сергея Куприянова в рейдах Africa EcoRace и Silk Road в газодизельном варианте.
История двигателей КАМАЗ-Мастер
Модель грузовикагодДвигательКонфигурацияОбъемВластьКрутящий момент
КАМАЗ 4310 С | 1988-1995 гг | КАМАЗ-7403 | Дизель, турбо, V8 | 10,85 л | 305 л.с | 1050 Нм |
КАМАЗ 49251 | 1994-1995 гг | Камминс Н14-500Е | Дизель, турбо, L6 | 14,01 л | 520 л.с | 1700 Нм |
КАМАЗ 49252 | 1994-2003 гг | ЯМЗ 7Э846 | Дизель, турбо, V8 | 17,24 л | 750 л.с | 2700 Нм |
КАМАЗ 49255 | 1997-1998 гг | ЯМЗ 3Э847 | Дизель, турбо, V12 | 25,86 л | 1050 л.с | 3724 Нм |
КАМАЗ 49256 | 2001-2002 гг | ЯМЗ 7Э846.10 | Дизель, турбо, V8 | 17,24 л | 830 л.с | 2700 Нм |
КАМАЗ 4911 | 2002-2007 гг | ЯМЗ 7Э846.10 | Дизель, турбо, V8 | 17,24 л | 850 л.с | 2700 Нм |
КАМАЗ 4326 | 2007-2013 гг | ЯМЗ/ТМЗ 7Э846.1007 | Дизель, турбо, V8 | 18,47 л | 850 л.с | 2700 Нм |
КАМАЗ 4326/2013 | 2013-настоящее время | Либхерр D9508 | Дизель, турбо, V8 | 16,16 л | 920 л.с | 4200 Нм |
ГКП* | 2015-2016 гг | Caterpillar C13 (Баггира) | Дизель, турбо, L6 | 12,5 л | 980 л.с | 4000 Нм |
КАМАЗ 4326/2017 | 2017-настоящее время | Камминс ИСЗ-13 | Дизель, турбо, L6 | 13 л | 980 л.с | 4300 Нм |
Как устроен гоночный «КАМАЗ»?
Технический регламент ралли «Дакар» часто меняется, но камазовские мастера постоянно ищут и находят оптимальные решения. Например, они постоянно уменьшают рабочий объем двигателя, что вынуждает менять партнеров или поставщиков.
Недавно Камский автозавод представил новую версию своего знаменитого раллийного грузовика КамАЗ 43509
В трансмиссии используется 6-ступенчатый автомат Allison и мосты финской компании Sisu. В подвеске используются двойные амортизаторы известной фирмы Rieger. Их продукцию использует подавляющее большинство автомобилей в ралли-рейдах.
Гоночные КАМАЗы тоже перешли на другие шины – теперь их поставляет Goodyear. Кстати, все команды должны использовать штатные шины, которые можно купить в магазине — никаких «специально сваренных» дисков. 43509 использует ORD Goodyear Offroad в размере 375/90 R22.5. Основные конкуренты Iveco используют аналогичные шины Goodyear.
Гоночный КАМАЗ-43509 состоит почти исключительно из импортных комплектующих! Но есть одно «но». Взять такие комплектующие может любой, а «Дакар» выигрывает только КАМАЗ.
Технические характеристики КАМАЗ-43509
- Полная масса автомобиля — 10,2 т
- Модель — ДЦЭК ИСЗ-13
- Тип — дизельный с турбонаддувом и промежуточным охлаждением
- Максимальная мощность/при скорости — 720 (980) кВт (л.с.)/2400 мин-1
- Расположение и количество цилиндров: Рядный, 6
- Рабочий объем, л: 13
- автоматическая коробка передач / механическая коробка передач
Камаз ДАКАР: технические характеристики, особенности
Недавно Камский автомобильный завод представил новую версию своего знаменитого раллийного автомобиля КамАЗ 43509. Новая модификация титульного автомобиля стала необходимостью не просто так.
- Изменения в правилах трансконтинентального ралли-марафона «Дакар».
- Завершение омологации предыдущей версии машины.
Соответственно изменились и технические характеристики КамАЗа для гонки Париж-Дакар (сейчас только Дакар), подготовленной в 2018 году. Так новый грузовик получил 13-литровый двигатель, пришедший на смену силовому агрегату рабочим объемом 16,2 л. Всего команда «КАМАЗ-мастер» получила 4 модифицированные боевые машины.
Новый КамАЗ Дакар 2018, помимо своих характеристик, существенно отличается от своих спортивных предшественников экстерьером. Два обновленных грузовика, которые успели поучаствовать в официальных гонках, отлично зарекомендовали себя по итогам «Шелкового пути-2018», а также ралли-марафона «Дакар-2019». Поэтому эта модель заслуживает более пристального внимания.
Двигатель
Ни для кого не станет откровением, что на технические характеристики КамАЗа для ралли Дакар, как и на любой другой автомобиль, сильное влияние оказывает используемый двигатель.
Для оснащения модели с индексом 43509 был выбран 6-цилиндровый рядный агрегат Cummins ISZ-13, имеющий максимально близкие параметры рабочего объема к допустимым регламентом значениям.
В связи с тем, что ранее в автомобилях команды «КАМАЗ-Мастер» применялись V-образные «движки», их замена на рядные агрегаты вызывала определенные трудности. Кроме того, в новых спортивных автомобилях использовались оригинальные конструктивные решения, ранее не применявшиеся.
Принимая во внимание эти два фактора, а также богатый опыт команды в ралли Париж-Дакар, конструкторы решили не модернизировать грузовики предыдущего поколения, а создать совершенно новые машины.
В свете этого решения силовые агрегаты были усилены. Здесь следует особо отметить, что эта задача была возложена на отечественных инженеров НП «КАМАЗ-Автоспорт», без привлечения иностранных специалистов.
Техники команды «КАМАЗ-мастер» использовали серийный дизель, но к КАМАЗ «Дакар 2018» им удалось увеличить его технические характеристики почти в два раза. Если говорить о конкурентах, то они выбрали другой путь, сделав ставку на уменьшенные гоночные силовые агрегаты от кольцевых автомобилей.
Мероприятия по увеличению двигателя нового автомобиля стартовали в 2016 году. Результат этих работ поистине впечатляет. Так инженерам удалось добиться от серийного дизеля в 1100 "лошадей" максимальной мощности и 4500 Нм крутящего момента.
Особого внимания также заслуживает работа отечественных специалистов по оптимизации программного обеспечения управления двигателем и подбору характеристик турбокомпрессора, что позволило значительно улучшить динамические характеристики силовой установки КамАЗ 43509.
Коробка передач
Спорткары предыдущего поколения использовали коробки передач механического типа. Зато теперь есть официальное разрешение на установку и использование «автоматов» в гоночных автомобилях категории Т4-2.
Принимая во внимание это обстоятельство, а также то, что основные конкуренты «КАМАЗ-мастер» уже достаточно активно и эффективно используют в своих автомобилях автоматические коробки передач, было принято решение использовать такую коробку передач на КамАЗ 43509.
Работа в этом направлении велась в течение двух лет. В результате два из четырех гоночных автомобилей были оснащены автоматическими коробками передач, а на оставшихся двух специалисты сохранили проверенную и надежную «механику».
Подвеска
В дополнение ко всему сказанному изменения коснулись и подвески автомобиля. Итак, для улучшения технических характеристик КамАЗ Дакар подвергся серьезной оптимизации. Эти работы продолжались более года и принесли свои плоды.
Спортивный КамАЗ 43509 был переставлен на 22,5-дюймовые колеса, что придавало автомобилю безопасное движение при низком давлении, а также отличную управляемость. Кроме того, такое конструктивное решение обеспечивает лучшее охлаждение компонентов тормозной системы.
Помимо прочего, для успешного выступления в ралли «Дакар» характеристики КамАЗа были улучшены за счет применения новых электронных блоков управления распределением тормозных усилий.
В заключение можно лишь сказать, что упомянутые модернизации — далеко не полный перечень новых технических решений, которые получили грузовики с индексом 43509.
Таблица: технические характеристики КАМАЗ-43509
Массовые параметры | |
Полная масса автомобиля | 10,2 ч |
Двигатель | |
Модель | ДЦЭК ИСЗ-13 |
Тип | дизель с турбонаддувом и промежуточным охлаждением |
Максимальная мощность / при об/мин | 720 (980) кВт (л.с.) / 2400 мин-1 |
Расположение и количество цилиндров: | Ряд, 6 |
Рабочий объем, л: | 1. 3 |
Контрольная точка | |
Передача | Автоматическая коробка передач / механическая коробка передач |
Видео КАМАЗ-мастер на ралли ДАКАР-2019
«Мы всегда со своей Родиной». «КАМАЗ-мастер» отказался от выступления на «Дакаре»
Камаз за 70 000 000 рублей #shorts #настятуман
Настя Туман:\nКанал YouTube где Настя Туман серьёзная http://youtube.com/c/NastyaTyman\n\nВк https://vk.com/nastyatyman\nИнстаграм https://www.instagram.com/tymannastya/\nтикток https://www.tiktok.com/@nastyatyman\n\n#shorts #настятуман
Команда гоночных грузовиков «КАМАЗ-мастер» выступила с заявлением об отказе подписывать документ Международной автомобильной федерации (FIA), открывавший россиянам дорогу на самый известный ралли-рейд «Дакар». Наша команда 19 раз побеждала в соревнованиях.
«Участие российских спортсменов в ралли «Дакар» обусловлено необходимостью подписать анкету FIA, осуждающую российскую спецоперацию в Украине. На наш взгляд, содержание этого документа носит политический характер, а также нарушает принципы равных условий для спортсменов. Мы считаем невозможным для себя подписывать такие документы и участвовать в соревнованиях на таких условиях. Наш выбор очевиден — мы всегда с Родиной, особенно когда она в трудной ситуации», — цитирует ТАСС текст заявления российской команды.
Документ FIA
Международная автомобильная федерация (FIA) с 1 марта разрешила водителям из России и Беларуси выступать под нейтральным флагом. Поначалу это решение казалось вполне мирным, но потом к нему появилось дополнение, меняющее ситуацию. Да, российские и белорусские велосипедисты могут быть допущены к международным соревнованиям в нейтральном статусе — без гимна и флага, но только в том случае, если они подпишут специальный документ, часть из которых носит политический характер.
Подробности недопуска команды рассказал руководитель чемпионского КАМАЗа Владимир Чагин. Он отметил, что считает требования FIA о нейтральном статусе с ограничениями неприемлемыми.
«Это происходит не только в автоспорте, но и в других видах спорта. Такие требования выдвигают международные федерации, так как для того, чтобы спортсмены могли соревноваться, они должны не соглашаться с действиями руководства нашей страны. Моя личная позиция как гражданина Российской Федерации неприемлемо. Мы преданы Родине и не будем подписывать такие документы. Мы на стороне нашего президента и все решения, которые он принимает, — сказал Чагин "СЭ».
Вице-президент Российской автомобильной федерации (РАФ) Сергей Ушаков заявил, что команда приняла правильное решение, отказавшись подписывать документ FIA.
"Конечно, я поддерживаю решение КАМАЗа. Издеваться здесь над собой? Давайте обойдемся без них. У нас много запусков. В следующем году будет еще большая конкуренция. Нет Дакара — ничего страшного. — профессиональная команда. А все остальные грузовики — гаражные. Они никогда не сравнится с нами. Нам не нужно себя унижать. Мы всех победим", — сказал Ушаков.
Кто еще отказался
Несмотря на угрозу отстранения, многие российские гонщики отказались подписывать документ FIA. Среди них Даниил Квят. Для него был установлен крайний срок — он должен был принять условия не позднее 22:00 4 марта. И русские этого не сделали. Он не стал комментировать тему, но Даниил назвал удаление спортсменов несправедливым. Гонщик Сергей Карякин также отказался подписывать документ и, таким образом, не будет участвовать в «Дакаре». Он заявил, что требования и ограничения FIA для пилотов являются нарушением прав человека.
«Они не ограничатся этим документом, документ кабальный и нарушает права человека. Судиться бессмысленно — в России я выиграю, а на Западе шансов нет. Делают там что хотят.
Согласно этому документу, мы должны отказаться от флага, гимна, всех признаков того, что мы российские спортсмены. Они хотят, чтобы мы оставили политику в нашем государстве. В Европе это письмо будут использовать против нас, покажут, что в России все плохо, что никто не поддерживает спецоперацию, это будет очередной патрон против нас», — цитирует Карякина ТАСС.
Пилот-испытатель Формулы-1 Роберт Шварцман тоже не подписал документ, а пошел другим путем: сменил спортивное гражданство. У него не было с этим проблем, так как у гонщика был израильский паспорт. Это помогло ему получить гоночную лицензию в этой стране.
Организаторы «Дакара» сожалеют
Теперь решение об отказе приняли в КАМАЗ-мастере. Эта команда является сильнейшей в мире автоспорта в классе спортивных грузовиков. Поэтому ее неучастие в Дакаре станет серьезным ударом по рейду. В январе экипаж «КАМАЗ-мастер» под управлением Дмитрия Сотникова во второй раз подряд стал победителем ралли-марафона. В целом команда из Набережных Челнов без перерыва участвовала во всех ралли-рейдах с 1998 года (дебютировал в 1990 году) и 19 раз (с 1996 года) побеждала в общем зачете).
Тем не менее организаторы «Дакара» настроены оптимистично и надеются на возвращение мачт КАМАЗ в гонку в 2024 году, заявил руководитель команды Чагин. «Мы с июля ведем переговоры и пытаемся найти решение с организаторами «Дакара». Они также очень сожалеют, что вынуждены отказать российской команде «КАМАЗ-мастер» в участии в гонке. Тем не менее, эта команда является лидером позиции грузовика, эталон для многих в плане развития скорости и интереса к этой дисциплине. Надеемся и верим, что чемпионская команда КАМАЗ вернется в гонку в 2024 году, — сказал Чагин РИА Новости».
Легенды «Дакара»
Дакар, пожалуй, самое престижное ралли, а гонки на грузовиках — самая захватывающая его часть. Этот супермарафон со сложными трассами похож на полигон, где производители тракторов могут доказать превосходство своих машин. Своими яркими достижениями и победами российская команда «КАМАЗ-мастер» неоднократно подтверждала непревзойденные качества бытовой техники. В этом году наши гонщики завоевали титул в 19-й раз!
О покорении Дакара, уникальных победных тактиках прохождения рейдов и новых спортивных автомобилях — в нашем материале.
Покорение «Дакара» и победная тактика
Ралли Дакар долгое время называлось ралли Париж-Дакар. Этот ежегодный трансконтинентальный марафон был основан французским мотоциклистом Тьерри Сабином. В 1977 году Тьерри заблудился в ливийской пустыне во время ралли Абиджан-Ницца. После того, как Сабин вышел из пустыни, он решил, что это место идеально подходит для следующего митинга. Так в 1978 году состоялась первая гонка, которая стартовала в Париже и завершилась в столице Сенегала – Дакаре. Африканская пустыня «испытывала» гонщиков до 2009 года, когда марафон был перенесен в Южную Америку. В 2019 году организаторы ралли-рейда подписали пятилетний контракт на проведение марафона в Саудовской Аравии.
Основные правила Дакара, несмотря на переезд, мало изменились. Гонка проводится в самом начале года и длится 12-14 дней. Вся дистанция ралли разбита на отдельные участки. Побеждает тот, кто преодолеет маршрут за наименьшее время. Победители выбираются в четырех категориях: мотоциклы, квадроциклы, легковые автомобили (джипы) и грузовики.
КАМАЗ впервые появился на «Дакаре» в 1990 году. Тогда не финишировали три, еще советских, экипажа. Весь следующий год камазовцы работали над новым грузовиком. В результате в 1991 году в Париж прибыли сразу пять трехосных грузовиков модели 43101 с восьмицилиндровыми двигателями мощностью 430 лошадиных сил. Наша команда вышла на Дакар-1991 не только с новыми автомобилями, но и с совершенно новой тактикой прохождения рейда — сразу после раздельного старта боевой пилот, стартовавший дистанцию раньше, ждет другого, а затем оба едут на в том же темпе и помогать друг другу. Эта идея была поистине новаторской для спортивных гонок, даже пилоты КАМАЗа сомневались в ее целесообразности. Но результат всех удивил — во втором ралли команда заняла второе и третье места, а в 1996 году впервые стала победителем «Дакара».
Инновационные тактики победы успешно применяются до сих пор, последним доказательством тому является случай с недавним Дакаром-2022. На одном из финальных этапов Эдуард Николаев, отставший от Дмитрия Сотникова всего на 10 минут, остановился, чтобы помочь застрявшему экипажу Сотникова. Это яркий пример того, что в сложных ситуациях камазовские мастера работают в первую очередь командой. Кстати, одна из особенностей российской команды — технически грамотные специалисты. В случае аварии пилоты сами могут исправить ошибку, что часто случается на ралли, и от чего часто зависит исход всей гонки.
Конечно, команда состоит не только из спортсменов. Десятки людей — технический, инженерный и управленческий персонал — те, кто не на виду, но является такой важной опорой для наших гонщиков. И весь КАМАЗ стоит за командой чемпионов КАМАЗ. Большинство предприятий автозавода так или иначе занимаются изготовлением деталей для спортивных автомобилей.
Машины, готовые к победам
Спортивные КАМАЗы постоянно совершенствуются, эта работа никогда не останавливается. Очень часто автомобили рождались в чрезвычайно короткие сроки. Затем в 2002 году Международная автомобильная федерация (FIA) наложила вето на участие грузовиков со среднемоторной компоновкой в Дакаре. КАМАЗ был именно таким. Ситуация осложнялась тем, что об этих нововведениях стало известно лишь за полгода до старта. В короткие сроки был изготовлен боевой спортивный автомобиль КАМАЗ-49256 с двигателем мощностью 830 лошадиных сил. Тесты и технические работы велись до последней минуты, буквально за несколько часов до отправки команды на Дакар. В итоге машина принесла команде «КАМАЗ» еще одно золото «Дакара.
На прошедшем «Дакаре-2022» экипажи КАМАЗ соревновались на грузовиках двух поколений. На новеньких КАМАЗ-435091 семейства К5 пилотировали Дмитрий Сотников и Эдуард Николаев, а Антон Шибалов и Андрей Каргинов сели за руль традиционных КАМАЗ-43509 с техническими доработками, внесенными в прошлом году.
При разработке и постройке спорткаров нового поколения были учтены изменения технического регламента FIA, которые с этого года действуют для грузовиков в Чемпионате мира по внедорожным ралли. КАМАЗ-435091 оснащен рядным шестицилиндровым дизельным двигателем с турбонаддувом и промежуточным охлаждением. Коробка передач автоматическая. Рабочий объем двигателя составляет 12,98 л. Емкость топливного бака — 950 литров.
Испытание песками «Дакара-2022»
Маршрут 44-го Дакара в третий раз проходил в Саудовской Аравии. Спортсмены стартовали 2 января в городе Хайль, преодолели почти 8400 километров и достигли финиша в Джидде. При этом больше половины пути пришлось на спецучастки. Азарта гонке добавляла не только сложность трассы — на наших спортсменов повлияли санкции Всемирного антидопингового агентства в отношении российского спорта. К сожалению, российский флаг на технике и автомобилях у команды не получился, сохранился только триколор на номерных знаках машин. Как признал перед стартом менеджер команды Владимир Чагин, «в таких условиях еще сложнее собраться и победить». Однако никакие санкции не смогли остановить Голубую Армаду».
Всего на старт марафона вышли 56 грузовых экипажей из 21 страны мира. Серьезная борьба за высокие места в грузовом зачете развернулась между экипажами КАМАЗ, IVECO, PRAGA, TATRA и RENAULT. Но с первого этапа лидером в общем зачете стал победитель «Дакара-2021» Дмитрий Сотников. Эдуард Николаев, пропустивший последнюю гонку, остался очень близко – максимальная разница между экипажами во время гонки составила около 11 минут. Стабильно выступал и Антон Шибалов, почти на каждом этапе оставаясь в тройке лидеров. Экипаж Андрея Каргинова в этот раз не повезло: сначала были технические неполадки, а незадолго до финиша машина застряла в грязевой ванне.
В результате Дмитрий Сотников второй раз подряд выиграл «Дакар». Экипаж Эдуарда Николаева завершил соревнования вторым, Антон Шибалов занял третье место на подиуме. На четвертом месте Андрей Каргинов. Эта позиция в общем зачете позволила российской команде повторить свое уникальное достижение в 2011 году. В целом для чемпиона КАМАЗа этот титул стал 19-м в истории «Дакара» и, конечно же, не последним.