Торможение автомобиля двигателем – достаточно полезный прием, который, по мнению опытных водителей, необходим каждому автолюбителю. Но что такое торможение двигателем? Как это сделать правильно? Каковы преимущества и недостатки торможения двигателем? Сейчас мы вам расскажем. Информация будет полезна как новичкам, так и опытным водителям — позволит узнать что-то новое.
Что такое торможение двигателем
Торможение двигателем — это процесс замедления без использования тормозной системы автомобиля. Больше не нужно нажимать на педаль тормоза. Скорость снижается при включении передачи и отпускании педали газа. Этот метод остановки также называют «принудительным холостым ходом».
На практике это выглядит так. Автомобиль движется на скорости. На приличном расстоянии до светофора с красным сигналом водитель перестает жать на газ, и машина движется по инерции и постепенно замедляется. А перед переездом водитель осторожно нажимает на тормоз, и машина останавливается.
Плюсы торможения двигателем
Этот процесс имеет много преимуществ. Наиболее важными являются:
- Меньший риск заноса на мокрой и скользкой дороге. Блокировки колес нет, что в свою очередь снижает вероятность потери контроля над автомобилем. В результате автомобиль едет плавно, а устойчивость на скользком или мокром покрытии повышается. При достаточном опыте, даже при плохом сцеплении колес с дорожным покрытием, с помощью этого метода можно эффективно и безопасно маневрировать.
- Экономия топлива. Чаще всего используется для передвижения автомобиля в городских условиях. Топливо больше не требуется. Также при частом таком торможении меньше изнашиваются шины и тормозные колодки.
- При движении в гористой местности. В этой ситуации цель обычно состоит в том, чтобы уменьшить значительный перегрев колодок при интенсивном использовании. Однако, если вам нужно быстро затормозить, рекомендуется немедленно затормозить, а не пытаться остановиться описанным способом.
- Тормозная система не работает. Конечно, если тормоза отказали во время вождения, вам необходимо знать альтернативный метод безопасной остановки автомобиля. В этом случае можно говорить о проблемах с тормозными колодками или нехватке тормозной жидкости. Некоторые опытные водители также перемещают автомобиль даже с неисправными тормозами на определенные расстояния, если нет возможности воспользоваться услугами эвакуатора.
Минусы торможения двигателем
Указанный вариант торможения также имеет свои недостатки. Их немного, но они все же есть:
- Возрастает риск несчастных случаев. Это связано с тем, что стоп-сигналы не загораются при заданном замедлении. Следовательно, водители едущих сзади автомобилей могут не заметить, что рассматриваемое транспортное средство теряет скорость и не сделать из этого соответствующих выводов.
- Увеличивается износ механизмов. Мотор плохо выдерживает реверсивные нагрузки. А так как современные двигатели имеют несимметрично расположенные поршни, то боковые нагрузки возрастают при так называемом торможении. Также, например, увеличивается нагрузка на впускной коллектор, что увеличивает износ системы вентиляции.
- повышенный расход масла. Практика показывает, что если в обсуждаемом процессе можно на чем-то сэкономить, то с нефтью дело обстоит иначе. Наоборот, его потребление увеличивается.
- Вероятность операции увеличивается. Хотя торможение двигателем часто используется именно на скользкой дороге, совершать здесь хотя бы одно действие неправильно, машина может скользить гораздо больше, чем ожидалось.
Как правильно тормозить двигателем при АКПП
Если говорить о том, как правильно тормозить двигателем на автомобиле с автоматической коробкой передач, то тут все достаточно просто. Нужно просто убрать ногу с педали газа, и тогда машина сама переключается вниз в нужном порядке.
Но этот алгоритм работает не на всех машинах, есть исключения. Об этом можно прочитать в инструкции к конкретной модели. Например, есть АКПП, где для достижения обсуждаемой цели необходимо сначала включить режим овердрайва, затем при наборе определенной скорости сделать альтернативный переход сначала на D2, а затем, при достижении скорости уменьшается до L.
При этом скорость сначала не должна превышать 92 км/ч, а затем переход на D2 производится при движении до 54 км/ч. Кроме того, в некоторых случаях при движении на автомате нужно пользоваться только ручным режим.
Как правильно тормозить двигателем при МКПП
Выполнить указанное торможение автомобиля на механике несложно, но и своих нюансов хватает. Есть два основных способа — стандартный и прогазовка. В первом варианте нужно отпустить педаль газа, выжать сцепление, включить третью передачу, а затем, когда скорость уменьшится, переключиться на вторую и первую.
Также при использовании высокой передачи рекомендуется переключаться на более низкую только через третью. При переключении непосредственно на пониженную передачу колеса могут заблокироваться, и автомобиль повернется. Кроме того, на двигатель и коробку сразу ляжет большая нагрузка, что может вывести их из строя заблаговременно.
Поэтому опытные водители чаще всего используют газовое торможение, так как оно больше защищает основные узлы машины. Этот способ сводится к тому, что при переключении на пониженную передачу сначала выжимается сцепление, затем коробка переключается на нейтраль, затем водитель дает немного газа, и только после этого переключается на пониженную передачу.
Здесь следует запомнить правило: ни в коем случае нельзя сразу переключаться с высокой передачи на первую. Кроме того, педаль сцепления выжимается очень равномерно и только тогда, когда есть связь между двигателем и коробкой передач.
Что такое торможение двигателем и насколько оно безвредно
Торможение двигателем — это торможение автомобиля без нажатия на педаль тормоза. Некоторые автомобилисты используют этот метод для экономии топлива и жизни. Другие прибегают к нему, чтобы избежать заноса на скользких дорогах или при движении по гористой местности. Третье — когда есть проблемы с тормозами. В некотором смысле торможение двигателем имеет две стороны медали. В сегодняшнем материале мы поговорим о пользе и вреде этого метода.
Что значит тормозить двигателем
Этот термин означает снижение скорости транспортного средства путем отпускания педали акселератора при включенной передаче. Другое название метода — «принудительный холостой ход». Чтобы понять, как это работает, давайте возьмем простой пример. Водитель, движущийся на скорости, видит на значительном расстоянии красный сигнал светофора, перестает разгоняться, в этот момент автомобиль начинает двигаться по инерции, медленно постепенно замедляясь, так что перед перекрестком остается только осторожно затормозить. Как правило, процесс идет через последовательное снижение передачи и оборотов двигателя. Рассмотрим подробнее, что происходит в этот момент с автомобилем.
Механическое трение на самом деле не является основной причиной замедления, как думают многие. Исключение составляют дизельные двигатели, у которых нет дроссельной заслонки. Напротив, для бензиновых агрегатов блокировка впуска значительно способствует снижению скорости. Водитель сбрасывает газ — в результате топливо перестает поступать в двигатель. С этого момента двигатель больше не передает энергию на коробку передач. Скорость снижается из-за инерционного сопротивления, которое в свою очередь пытается увеличить вращение коленчатого вала. Скорость снижается, и происходит прямо противоположный эффект – энергия через вращающиеся колеса и коробку передач поступает в двигатель. Коленчатый вал совершает принудительную работу, за счет механических потерь скорость карданного вала уменьшается, сопротивление сжатию в цилиндрах увеличивается, скорость уменьшается — то есть автомобиль тормозит двигателем.
Теперь давайте посмотрим, как работает коробка передач — это даст нам представление о том, почему торможение двигателем возможно только при пониженной передаче. При разгоне автомобиля в стандартном режиме коробка выделяет энергию согласно выбранной передаче, если у вас механика. На автомобиле с автоматической коробкой передач это происходит автоматически. Например, если ехать на пониженной передаче (1-3), то на колеса передается много мощности, при этом достичь высокой скорости не получится. На более высоких передачах (4-7) мощность, передаваемая на колеса, меньше, машина может двигаться быстрее, но динамика разгона намного хуже. При движении в этом режиме сопротивление двигателя и коробки минимально, возрастает роль инерции. Отсюда вывод: быстрый разгон возможен только на пониженных передачах. Если в этот момент перестать нажимать на педаль газа, возникнет значительное инерционное сопротивление и автомобиль быстро затормозит. Если сделать то же самое на высоких передачах, торможение будет менее интенсивным.
Плюсы и минусы метода
Торможение двигателем снижает вероятность заноса на скользкой дороге — это, пожалуй, самое главное его преимущество. При таком способе торможения колеса не блокируются, в отличие от использования штатных тормозов, а значит, нет риска потерять управление. Даже в автомобилях с АБС полностью исключить занос на гладких поверхностях невозможно, хотя наличие электронных систем безопасности существенно повышает устойчивость на дороге.
Торможение двигателем также часто используется в гористой местности при движении по серпантину, в основном из-за значительного перегрева блоков вследствие их интенсивной эксплуатации. В случае возникновения экстренной ситуации, требующей быстрой реакции, все же лучше нажать на тормоза, а не тратить время на торможение двигателем, которое уж точно не поможет быстро остановиться.
В городе двигатель тормозит чаще всего из-за экономии топлива. Автомобилистов привлекает то, что машина движется при отсутствии подачи топлива. При этом шины на колесах и тормозные колодки не изнашиваются. В реальности экономия незначительна, а ошибка в последовательности действий может вывести двигатель из строя.
Метод часто используется, если тормоза вышли из строя. В этом случае мы, конечно же, рекомендуем обратиться в сервис. Но при невозможности перевезти автомобиль с помощью эвакуатора некоторые смельчаки практикуют перемещение автомобиля с помощью этого метода. Скорость снижается путем переключения на более низкую передачу, затем автомобиль останавливается стояночным тормозом (ручным тормозом).
Основной недостаток торможения двигателем заключается в том, что стоп-сигналы при торможении не загораются, а значит, идущие сзади автомобили могут не сразу заметить, что ваша машина замедляется, увеличивая риск аварии. Однако гораздо печальнее то, что злоупотребление методом не лучшим образом сказывается на состоянии механизмов.
В общем, обратная нагрузка плохо переносится двигателем. Необходимо понимать, что поршни современных двигателей расположены несимметрично, и при их торможении с помощью двигателя увеличиваются боковые нагрузки. Также увеличивается разрежение (давление становится ниже атмосферного) во впускном коллекторе, соответственно увеличивается нагрузка на систему вентиляции и могут возникать протечки. Масло поступает непосредственно от распределительного вала во впускной коллектор. Смазка через поршни просачивается прямо в цилиндры, а если машина оснащена турбиной, то и через нее. Избыток масла может вызвать загрязнение свечей зажигания и повреждение поршневых колец, не говоря уже о загрязнении каталитического нейтрализатора. В целом скачки давления негативно сказываются на состоянии впускных элементов. Загрязнение впускного коллектора также происходит из-за неправильного использования торможения двигателем. Это особенно вредно, если каталитический нейтрализатор находится близко к коллектору.
Алгоритм действий
Торможение двигателем на автомобиле с автоматической коробкой передач обычно ограничивается снятием ноги с педали газа: тогда «умная» система самостоятельно переключается на пониженную передачу в нужном порядке. Однако это возможно не на всех машинах. Подробно алгоритм действий указан в инструкции к каждой конкретной модели. Так, есть АКПП, в которых сначала нужно включить режим овердрайва (что соответствует третьей передаче), а после достижения определенной скорости (не более 92 км/ч) следует сначала перейти в D2, так при снижении скорости до 54 км/ч и ниже переключиться на L, что соответствует второй и первой передачам. Иногда достаточно включить ручной режим.
С машинами на механике не все так просто. Это стандартный способ «газирования». В первом случае водитель действует следующим образом: отпускает педаль газа, выжимает сцепление, включает третью передачу, затем, когда скорость снижается, вторую и первую. Если вы едете на высокой передаче, переключение на более низкую передачу следует выполнять только через третью передачу. Если вы сразу пойдете слишком низко, колеса могут заблокироваться, и автомобиль начнет крутиться. Кроме того, перегрузки не лучшим образом скажутся на двигателе и коробке передач.
Режим «газирования» считается более щадящим. Основное отличие состоит в том, что перед переключением на пониженную передачу водитель выжимает сцепление, переводит коробку передач в нейтральное положение, немного ускоряется и только потом переключается на пониженную передачу.
В любом случае, ни в коем случае нельзя переключаться с высшей передачи сразу на первую. Нажимайте педаль сцепления как можно мягче и только тогда, когда двигатель соединен с коробкой передач.
Тормозить двигателем или на нейтралке?
Среди автомобилистов существует извечный спор – тормозить двигателем или на нейтрали? В большинстве автошкол не учат торможению двигателем, поэтому курсанты учатся тормозить на нейтральной передаче.
Откуда взялась привычка тормозить на нейтралке? Она пришла к нам из глубокой древности, когда автомобили были большими и ненадежными чудесами техники. При длительной езде на высоких скоростях двигатели таких автомобилей начинали перегреваться, поэтому водители при каждом удобном случае выключали передачу и заводили машину на разгоне, чтобы на холостом ходу двигатель остывал. Так же они экономили топливо, некоторые даже выключали двигатель на длинных спусках.
С тех пор под мостом утекло много воды, изменилась техника. Теперь автомобили уже не так боятся перегрева, а расход топлива у современных автомобилей не такой высокий, как у старых моделей. Однако многие водители склонны тормозить на нейтральной передаче. Однако в большинстве случаев торможение двигателем является более безопасным и экономичным.
Безопасность
В большинстве дорожных ситуаций торможение двигателем более безопасно, чем торможение на нейтральной передаче. Это связано с тем, что между ведущими колесами и педалью акселератора поддерживается постоянная связь, позволяющая водителю в любой момент оперативно вмешаться в процесс управления. Кроме того, при постоянной тяге на ведущих колесах автомобиль со всеми видами привода ведет себя более стабильно, чем при движении накатом.
Зимой особенно полезно тормозить двигателем. Представьте себе, что вы поднимаетесь по длинному спуску и ведете машину. Если нужно притормозить, нажать на педаль тормоза, и если в этот момент поверхность между правым и левым колесами окажется разной степени гладкости (асфальт и лед), автомобиль может уйти в резкий занос. Для переднеприводной машины в этом случае приходится плавно прибавлять газ и выводить машину из заноса. Но при торможении на нейтралке нужно сначала выжать сцепление, включить нужную передачу и только потом начинать маневр. Этого времени может хватить, чтобы потерять контроль над автомобилем.
А если у вас вдруг отказали тормоза — торможение двигателем иногда является самым безопасным способом остановить машину.
Экономия
Как ни странно, торможение двигателем экономит больше топлива, чем нейтральное. Это связано с особенностью работы современных систем управления двигателем. При определенных условиях (отпущена педаль акселератора, включена передача в коробке передач, достигнуты определенные обороты двигателя) электронный блок управления двигателем полностью отключает подачу топлива в двигатель и автомобиль движется, не потребляя топлива. В этом легко убедиться, если ваш автомобиль оснащен бортовым компьютером, показывающим мгновенный расход топлива.
При торможении двигателем компьютер показывает расход топлива около л/100 км до перехода на нейтраль в конце торможения.
При торможении на нейтрали двигатель продолжает работать на холостом ходу, а компьютер показывает расход топлива в несколько литров на 100 км.
Также работают многие карбюраторные двигатели, оснащенные системой принудительного холостого хода. На дальних маршрутах торможение двигателем обеспечивает значительную экономию топлива.
Еще один плюс для экономии при торможении двигателем заключается в том, что в этом режиме двигатель работает как компрессор, помогая более эффективно тормозить автомобиль, что как минимум увеличивает срок службы тормозных колодок.
Торможение двигателем и в каких случаях оно применяется
Торможение двигателем и в каких случаях оно применяется
Современные системы торможения
Сегодня доступны современные тормозные системы с электронными помощниками:
- ABS – антиблокировочная система (предотвращает блокировку колес при экстренном торможении);
- ASR — система противоскольжения (предотвращает пробуксовку ведущих колес при трогании с места на скользком покрытии);
- ESP — электронная система динамической стабилизации автомобиля (сочетает в себе две системы ASR и ABS).
Эти тормозные системы очень эффективны, но нужно знать и о другом способе торможения, а именно о торможении двигателем.
Давайте рассмотрим, что такое торможение двигателем, какова функция торможения двигателем и как оно выполняется.
Что такое торможение двигаетелем?
Торможение двигателем — это торможение, при котором транспортное средство замедляется без нажатия водителем педали тормоза (т е без использования тормозов).
Торможение двигателем возможно только с механической коробкой передач.
Применение торможения двигателем
Торможение двигателем можно использовать в трех случаях:
- По ровным дорогам. На скользкой дороге автомобиль может занести при торможении (даже с ABS). Поэтому торможение двигателем на таких дорогах поможет сохранить устойчивость и контроль над автомобилем.
- На длинных крутых спусках. Кроме того, чем ниже передача, тем эффективнее торможение двигателем. Такое торможение на затяжных спусках не вредит двигателю. На затяжных спусках торможение двигателем предотвращает перегрев тормозов. При длительном торможении (нажатии на педаль тормоза) тормозные колодки в тормозной системе могут раскаляться докрасна. Это может привести к снижению эффективности торможения и даже выходу из строя тормозной системы.
- В случае отказа функционирующей тормозной системы. При отказе тормозов необходимо последовательно переключать передачи с 5-й на 4-ю, 3-ю, 2-ю и 1-ю, а для полной остановки автомобиля достаточно включить ручник или выключить зажигание.
Как курсанту понять, что такое торможение двигателем и как оно должно осуществляться? Очень просто. Уже на первой практике курсанта автошколы при движении в городском потоке можно понять, что такое торможение двигателем. Включите первую передачу, начните движение, нажмите педаль газа и разгоните машину, затем резко отпустите педаль газа, машина замедлится из-за двигателя, а не из-за тормоза. Здесь вступает в действие торможение двигателем.
Порядок действий при торможении двигателем
Теперь разберем порядок выполнения действий при торможении двигателем, когда автомобиль движется с большой скоростью, например на четвертой передаче.
Последовательность действий следующая. Едешь на 4 передаче со скоростью 70 км/ч, нажимаешь педаль сцепления, переключаешь на 3 передачу, машина тормозит. Потом нажимаем на педаль сцепления, переключаемся на 2 передачу, машина тормозит еще интенсивнее, потом снова нажимаем на педаль сцепления, включаем 1 передачу, она еще интенсивнее снижает скорость. Чем ниже передача, тем сильнее интенсивность торможения.
При торможении двигателем стоп-сигналы не загораются. Поэтому для безопасности движения необходимо несколько раз кратковременно нажать на педаль тормоза, чтобы сообщить об этом участникам движения, движущимся сзади, или просто нажать аварийную кнопку».
При обучении вождению в городском потоке, особенно на первых занятиях, у курсантов возникают следующие ошибки, вызванные непреднамеренным торможением двигателем. Курсант включает 1 передачу, разгоняет машину до 20 км/ч, нажимает педаль сцепления, включает 2 передачи, разгоняет машину до 40 км/ч. Следующей передачей должна быть третья, но в начале обучения курсант часто смешивает первую и третью передачу, т.е вместо третьей передачи включает первую. При этом автомобиль быстро снижает скорость (происходит очень резкое торможение двигателем). Можно даже поковыряться в носу на руле. Этот тип торможения очень опасен, так как машины позади вас ожидают, что вы ускорите тренировочную машину и переключитесь на 3 передачи. Он не видит, что горят стоп-сигналы (они загораются только при нажатии на педаль тормоза), что может привести к аварии. Если это произошло внезапно, немедленно нажмите на педаль сцепления и включите 2-ю передачу, восстановив первоначальную скорость.
Автошкола «Профессионал» желает вам успешной сдачи экзамена в ГИБДД и удачи на дорогах!