Втулки стабилизатора — не самая сложная по конструкции деталь. Что не мешает таким «подушкам» или, как их еще называют, «резинкам» напрямую влиять на управляемость автомобиля. Что укажет на износ втулок стабилизатора? Легко ли их поменять самостоятельно?
Что такое втулки стабилизатора
Втулки стабилизатора представляют собой пару упругих П-образных элементов, которые вместе с удерживающими их хомутами крепят центральную часть стабилизатора поперечной устойчивости (СПУ) к подрамнику или кузову. При этом концы стабилизатора, изготовленного из пружинной стали, соединяются непосредственно или посредством двух стоек с элементами подвески. Втулки позволяют SPU скручиваться при прохождении поворотов. Возникающий в такой ситуации упругий момент ограничивает взаимное вертикальное перемещение колес на оси, что приводит к уменьшению крена автомобиля и снижает риск опрокидывания. Сегодня СПУ устанавливаются на переднюю (а часто и на заднюю) ось автомобилей.
Когда менять втулки стабилизатора
Универсального регламента замены втулок стабилизатора не существует. Многое зависит от условий эксплуатации и стиля вождения. Втулки способны отойти не на один десяток лет, а допилить их можно за два-три года при пробеге 25-30 тыс км.
Бесспорно одно: со временем втулки стабилизатора изнашиваются или деформируются из-за сильного удара, а возникающее размытие снижает или даже сводит на нет эффективность стабилизаторов. На износ/повреждение втулок стабилизатора указывают следующие признаки:
- Скрип, толчки в подвеске при проезде неровностей и поворотов.
- увеличение кренов кузова в поворотах.
- Неустойчивость в поведении автомобиля на поворотах и при разгоне.
- повышенное усилие на руле в поворотах.
- Пробивка руля.
Однако не все так просто. Аналогичная картина наблюдается и при ряде других неисправностей ходовой части автомобиля. Прояснить ситуацию поможет доступный каждому тест. Если водитель при движении по диагонали по «лежачему полицейскому» со скоростью около 20 км/ч чувствует удар в районе педального узла, это означает, что необходимо проверить состояние втулки стабилизатора на смотровой яме, подъемнике или переходе. Однозначно, на необходимость замены вкладышей СПУ укажут:
- Трещины, надрывы в корпусе лайнера.
- Люфт СПУ, скрип который выявляется при наклоне стабилизатора ломом.
Стоит отметить, что накладки передних СПУ изнашиваются быстрее, чем задних, так как большая нагрузка в поворотах приходится на управляемые колеса.
Как менять втулки стабилизатора
К упругим втулкам стабилизатора относится железное правило: их всегда меняют парами во избежание ускоренного износа вновь установленных. А вот при выборе материала вкладышей уже возможны варианты:
- Классический. Вулканизированные резиновые вкладыши проверены временем и доступны по цене. Различия в цене объясняются не только геометрическими размерами втулок, но и степенью износостойкости выбранного состава и нюансами технологии производства. Так ряд моделей снабжен втулками с тканевым уплотнением на внутренней кольцевой поверхности, непосредственно контактирующей с СПУ. Наиболее серьезным недостатком резиновых втулок является потеря эластичности при сильных морозах, что увеличивает износ элемента.
- Нестандартный. Устойчивые к резким перепадам температуры и воздействию химически активных веществ, полиуретановые втулки имеют преимуществом износостойкость, а недостатком чрезмерную жесткость, что усложняет сборку и снижает комфортность шасси.
Собственно процедура замены втулок стабилизатора теоретически достаточно проста, хотя необходимо учитывать нюансы конструкции конкретной модели (например, расположение топливопроводов рядом с хомутами крепления втулок СПУ) . В некоторых случаях целесообразно вооружиться специальными инструментами и держать наготове гидравлическую стойку, баллончик WD-40 для борьбы с закисшими болтами, на крайний случай болгарку. Работу проще проводить на подъемнике (на смотровой яме автомобиль необходимо поддомкратить с двух сторон).
Сам алгоритм действий выглядит так:
- Поднимите автомобиль на подъемнике.
- Снимите колеса и, при необходимости, подкрылки и защиту некоторых элементов конструкции, препятствующих доступу к втулкам СПУ.
- При наличии стоек СПУ открутите гайки, которыми они крепятся к самому стабилизатору поперечной устойчивости и разъедините эти детали.
- Откручиваем болты крепления хомутов втулок, снимаем их.
- Снимите втулки с SPU.
- Очистите СПУ от грязи.
- Обработайте прижимные болты втулок СПУ средством WD-40.
- Установите новые втулки и закрепите хомутами. Для плотной посадки хомутов еще не использованных втулок последние можно обработать графитной или медной смазкой.
- Гайки, соединяющие СПУ со стойками (при их наличии), должны быть полностью затянуты при снятии автомобиля с подъемника.
В этой операции тоже есть спорный момент. Некоторые считают, что перед установкой новых втулок, особенно полиуретановых, внутреннюю поверхность нужно смазать, чтобы уменьшить вероятность скрипа. Некоторые убеждены, что смазка снизит эффективность работы стабилизаторов поперечной устойчивости, а налипшие на нее песчинки ускорят износ втулок.
Стоит ли менять втулки стабилизатора самостоятельно? Вот мнение опытного человека:
Втулка стабилизатора: функции, признаки неисправностей и замена втулок стабилизатора
Как известно, стабилизатор поперечной устойчивости позволяет избежать экстремальных нагрузок на отдельные части шасси. Проще говоря, от работы напрямую зависит устойчивость автомобиля на дороге, а также стабилизатор не позволяет сильно наклоняться кузову в поворотах. В этом случае стабилизатор соединяется с другими частями через стабилизатор.
Для снижения шума и поглощения вибраций, возникающих при работе стабилизатора, в конструкции применены специальные упругие втулки стабилизатора (изготавливаются из резины и в быту их называют резинками стабилизатора). Далее мы рассмотрим, что такое втулка стабилизатора, как она устроена и как работает, а также как проверить втулки стабилизатора и как поменять втулку.
Втулки стабилизатора передние и здание: что нужно знать
Во-первых, втулка стабилизатора частично отлита из резины или полиуретана. Как правило, у разных автомобилей форма часто очень похожа. Также следует отметить, что для увеличения ресурса и надежности втулочных втулок они имеют канавки и приливы. Эти усовершенствования позволили защитить втулки от механических повреждений.
Продукт простой, но его функции очень важны. От состояния вкладышей зависит не только комфорт, но и качество самого стабилизатора. По этой причине необходимо учитывать, что любые дефекты вкладышей являются основанием для замены.
Как правило, замена требуется каждые 30-40 тыс км пробега или 5-6 лет. При этом специалисты рекомендуют заменять сразу все вкладыши, то есть даже в том случае, если вышел из строя только один элемент. При осмотре важно очистить вкладыши от грязи, чтобы не пропустить дефекты и увеличить срок службы детали, если замена в данный момент не требуется.
Замена также необходима при появлении следующих симптомов:
- руль пробуксовывал при повороте, появилось биение на руле;
- корпус сильно кренится, при наклонах слышны щелчки, стуки, скрипы;
- подвеска вибрирует, слышны посторонние звуки
- произошло увод автомобиля при движении по прямой;
- заметна явная потеря устойчивости, машина не держит дорогу;
Также отметим, что скрип втулок стабилизатора хоть и не является острой и опасной проблемой, но сильно снижает комфортность эксплуатации автомобиля. По этой причине также практикуется замена вкладышей в случае слипания вкладышей стабилизатора.
Как заменить втулки стабилизатора
Так что на начальном этапе важно понять, на какой оси требуется замена (втулки заднего стабилизатора или втулки переднего стабилизатора). При этом на практике часто требуется замена втулки передней стойки, поэтому остановимся на этом подробнее.
Во-первых, замена втулок переднего стабилизатора на разных моделях может немного различаться, но в целом процедура замены часто схожа и не представляет сложности. Самое главное – подготовить необходимые инструменты.
Общий порядок замены втулок переднего стабилизатора:
- загнать машину на яму или на подъемник;
- снять колеса с автомобиля;
- открутить крепления стоек стабилизатора;
- отсоедините стойки и стабилизатор;
- проверить втулки стабилизатора и саму опорную стойку (при необходимости заменить);
- ослабьте задние болты кронштейна, удерживающего втулку, затем открутите передние;
- после снятия старых вкладышей необходимо удалить грязь в местах установки новых вкладышей;
- после нанесения мыльного раствора или силиконового спрея смажьте втулки изнутри;
- вставьте новые втулки и соберите в обратном порядке;
Кстати, что касается упомянутого выше визга втулок, то сайлентблоки обычно визжат зимой в мороз или в жаркую, сухую погоду. Причина в дешевизне материала, из которого изготовлены втулки, или в конструктивных особенностях автомобиля. Кроме того, резина может твердеть на морозе, терять эластичность и скрипеть. Еще один скрип свидетельствует о критическом износе вкладышей.
Обратите внимание, что в некоторых случаях владельцы пытаются избавиться от скрипа, смазывая втулки стабилизатора. Так что при необходимости замены втулки стабилизатора из-за износа резины никакие смазки не помогут, так как деталь деформируется.
Если недавно менялись резинки стабилизатора и они в хорошем состоянии, то можно рассчитывать на временный эффект после смазки. Важно понимать, что смазка способствует прилипанию грязи и песка к втулке. Абразивные частицы естественным образом сокращают срок службы втулки.
Также следует учесть, что втулки должны плотно обжимать стабилизатор. Если соединение не такое надежное, стабилизатор может начать скатываться, скрип в этом случае только усиливается.
Также рекомендуем прочитать статью о том, что такое пружина стабилизатора. Из этой статьи вы узнаете о назначении, конструкции этого элемента, а также о том, какие признаки указывают на то, что опора стабилизатора вышла из строя и как заменить стабилизатор поперечной устойчивости своими руками.
В такой ситуации некоторые специалисты рекомендуют заменить втулки заднего или переднего стабилизатора на более качественные аналоги, установить новые полиуретановые втулки стабилизатора вместо резиновых и только в крайнем случае ограничиться смазкой. Но если замена только что произведена, а скрип не исчез, нужно сначала активно эксплуатировать автомобиль в течение 10-15 дней. Бывает, новые втулки притираются и скрип пропадает.
Некоторые оригинальные накладки имеют тканевую вставку с внутренней стороны, то есть такие нюансы производители учитывают отдельно. Так или иначе, если других вариантов нет, остается только смазка.
Для этих целей необходимо использовать смазки, устойчивые к мытью. Оптимальные — силиконовые смазки (Литол-24, Моликот ПТФЭ-Н УФ и так далее). Такие смазки универсальны, их можно использовать для вкладышей, как смазку для рулевых суппортов и так далее
Самое главное не использовать агрессивные по отношению к резине смазки, так как они разрушают втулки. Также отметим, что некоторые другие крупные производители автомобилей выпускают втулки стабилизатора с пылезащитными колпачками, защищающими внутреннюю поверхность втулки от грязи, пыли, воды и т.п варианты, хотя они и дороже.
Подведем итоги
Как видите, втулка заднего стабилизатора или втулка переднего стабилизатора — элемент простой как в плане конструкции, так и в плане замены. При этом втулка стабилизатора поперечной устойчивости и втулка самого стабилизатора разные, поэтому важно не перепутать эти элементы при выборе необходимых запчастей.
Также рекомендуем прочитать статью о том, что такое опорный подшипник амортизатора. Из этой статьи вы узнаете, для чего нужен указанный подшипник, какие признаки указывают на то, что подпятник нужно менять, а также как заменить подпятник своими руками.
Умелая замена втулок стабилизатора Форд Фокус 3 (Ford Focus 3)
Форд Фокус 3 – популярный автомобиль, отлично зарекомендовавший себя на отечественных дорогах. Доступная цена, удобство автомобиля и хорошая надежность сделали его популярным среди водителей. Но езда по плохим дорогам и бездорожью сильно влияет на состояние подвески автомобиля. Одна из частых проблем, с которой часто сталкиваются владельцы Фордов, — это давление на днище автомобиля при наезде на кочки и выбоины. Причиной неприятного звука является неисправность в одном из компонентов стабилизатора, чаще всего во втулках.
Замена втулок стабилизатора Форд Фокус 3: предпосылки
Стабилизатор устанавливается на большинство современных легковых автомобилей, в том числе и на Форд Фокус. Он служит для предотвращения скатывания автомобиля, что повышает устойчивость автомобиля в поворотах. Стабилизатор установлен на подрамнике, по обеим сторонам которого имеются стойки, прикрепленные через втулки к стойкам амортизаторов.
Втулки рассматриваются производителем транспортного средства как расходный материал на амортизацию. Они относительно недорогие и позволяют обслуживать более дорогие детали подвески. Принимая на себя самую большую нагрузку, эти детали обычно выходят из строя первыми.
Основными причинами выхода из строя лайнера являются:
- большой пробег автомобиля;
- езда по плохим дорогам или бездорожью;
- беспечное вождение;
- большая нагрузка на оси автомобиля (езда с полным багажным отделением, большое количество пассажиров);
- сильное загрязнение втулок;
- неоригинальные вкладыши низкого качества.
Ступица представляет собой динамическую деталь, состоящую из нескольких слоев резины и полиуретана. На них приходится большая часть динамической нагрузки автомобиля. В связи с этим элементы выходят из строя достаточно часто, в среднем каждые 30 000 км пробега. После этого в днище автомобиля появляется характерный стук; позже возможно ухудшение динамических характеристик автомобиля.
Признаки неисправности
Характерным признаком неисправности стабилизатора и втулок является особенно стук по днищу автомобиля при наезде на кочки. Это первый признак, после которого желательно загнать машину на диагностику. Есть и другие симптомы поломки, которые обычно проявляются позже и указывают на более серьезные поломки:
- стук и вибрация в подвеске автомобиля во время движения;
- руль в поворотах, поворот руля;
- прокатка кузова автомобиля;
- машину тянет в сторону во время движения;
- общая нестабильность машины.
Обычно эти симптомы появляются при игнорировании наполнения подвески и довольно часто, но не всегда, указывают на более серьезные неисправности. Поэтому рекомендуется сразу отправлять автомобиль на диагностику, не дожидаясь более значительных проблем.
Замена втулки стабилизатора Форд Фокус 3: предварительная диагностика
выявление причин стука – сложный процесс, требующий навыков и специального оборудования. Сложность выявления ошибок заключается в невозможности визуального определения причины: при установке машины на вибростенде на начальных этапах видно, что машина исправна.
В более сложных ситуациях шейкер покажет неисправность в стойках или других деталях подвески, но их замена может не дать положительного результата.
В процессе диагностики необходимо визуально проверить автомобиль. Плохое состояние накладок выражается в трещинах и деформациях, которые может не заметить автомобилист или неопытный автослесарь. Если грязь налипла, ее следует удалить полностью: это позволяет точнее определить состояние детали, а в некоторых случаях и причину протечек в подвеске. Если вкладыши все же пришли в негодность, следует провести ремонт.
Процесс замены втулки стабилизатора Форд Фокус 3
Процесс замены достаточно трудоемкий и требует сноровки. Автомобиль должен быть надежно закреплен, желательно поднятым.
Затем снимают колеса, а саму машину устанавливают на домкрат или подъемник. Неквалифицированный ремонт домкратом может повредить раму. Затем осторожно снимите защитный экран двигателя.
Следующим шагом будет снятие стоек стабилизатора. Соединения находятся под стабилизатором, их не видно. Самостоятельный ремонт в этом случае занимает гораздо больше времени: чтобы открутить детали без опыта и специальных инструментов, приходится снимать почти весь стабилизатор. Опытный специалист способен на ощупь найти крепления стойки, обильно смазать их, чтобы облегчить процесс и гораздо быстрее разобрать необходимые детали.
Затем при помощи лома или струбцины выталкивается подрамник. Кронштейн ставится и откручивается от вкладыша, после чего снимается сам вкладыш. Эта операция достаточно опасна, как с точки зрения повреждения подвески автомобиля, так и повреждения в случае отпадения трубы.
После демонтажа втулки ее заменяют. Попутно специалисты проводят осмотр задней подвески для выявления возможных неисправностей.
В процессе ремонта важно заменять втулки парами, так как замена только одной детали на новую гарантированно не приведет к положительному результату: внешне работоспособная вторая втулка будет деформирована, из-за чего стабилизатор не уметь принимать правильное положение и полноценно выполнять свои функции.
Результат замены втулок стабилизатора Ford Focus 3
После качественной замены в машине пропадут стуки и вибрации, а при наличии — крен кузова и люфт руля. Своевременный ремонт значительно повышает комфорт и безопасность вождения, поэтому пренебрегать им не стоит.
Замена положительно скажется на общем состоянии стабилизатора (особенно стоек) и амортизационной системы.
После ремонта загнать машину, проверить ходовые качества и прислушаться, не исчезли ли толчки в подвеске. Причин шума может быть несколько, и если он не исчезнет, стоит еще раз проверить машину.
Характерная проблема для новых вкладышей – легкий скрип. Это вызывает некоторые проблемы, но в большинстве случаев является нормой. Через несколько дней новые детали притрутся и не будут издавать неприятных шумов. При появлении таких шумов втулки смазывать не рекомендуется: это негативно сказывается на сроке службы детали (притягивает грязь) и нарушает принцип ее работы и притягивает грязь.
Почему необходимо менять стойки и втулки стабилизатора на автомобилях Volvo
Стойки и втулки стабилизатора необходимы для распределения нагрузки на подвеску, которую она воспринимает от дороги. Эти элементы соединяют подвеску и стабилизатор поперечной устойчивости (СПУ).
Особенности стоек стабилизатора
Автомобильные стойки размещаются на мостах и в рабочем состоянии повышают устойчивость автомобиля, особенно на поворотах. Без них стабилизатор поперечной устойчивости не смог бы эффективно выполнять свои функции.
Дизайн подставки может быть разным, в зависимости от модели автомобиля. Самый популярный вариант – тонкий стержень с парой шарниров на концах. Размеры и форма элементов разные: у одних моделей стойки длинные и прямые, у других короткие и слегка изогнутые.
Штативы также различаются на симметричные и асимметричные. Последние можно использовать только на свою сторону, то есть правую стойку можно установить только справа.
Особенности втулок стабилизатора
Чехлы для автомобилей изготавливаются из полиуретана или резины, они прочны и эластичны. Эти элементы необходимы для того, чтобы центральный стержень мог поворачиваться в разные стороны.
Постепенно втулки изнашиваются, так что ход штока внутри деталей становится больше. Это делает стабилизатор менее эффективным в снижении крена при прохождении поворотов или торможении.
Понять, что требуется замена втулок стабилизатора автомобиля, можно по характерным звукам, возникающим при резких поворотах. Это делает рукав менее эластичным. Износ может усугубляться песком и другими загрязнениями, скапливающимися внутри втулки.
Проверка стоек и втулок стабилизатора
Элементы выходят из строя по двум основным причинам:
- В связи с естественным износом;
- Езда по плохим дорогам, преодоление препятствий и неровностей.
- Базовую оценку состояния втулок и стоек стабилизатора следует проводить ежегодно, при техническом обслуживании автомобиля.
- Если ТО было недавно, но есть признаки некорректной работы элементов, проверку можно провести самостоятельно. Для этого вам нужно:
- разобрать колесо, под которым находится подставка;
- слегка поверните руль, чтобы открыть доступ к подставке;
- возьмите элемент рукой и потрясите его из стороны в сторону.
- При неисправности будет заметен люфт, а сама рейка разболтается.
- Есть еще один способ самостоятельной диагностики, машину необходимо поставить на смотровую яму.
Подставка отделена с каждой стороны, с другой стороны разбирать не нужно. Затем элемент необходимо повернуть, чтобы оценить, какой у него люфт и вращение. В случае сильного износа деталь будет легко вращаться. Для проверки второго стенда достаточно наклонить машину вертикально. Неудачный предмет издаст звук.
Затем оценивается состояние футеровки. Изготавливается из резины или полиуретана. Поверхность не должна быть повреждена или сильно изношена. В противном случае втулки автомобиля заменяются.
Признаки неисправности стоек стабилизатора
Понять, что есть поломка в районе наклонной штанги, можно по следующим признакам:
- возникновение значительных кренов кузова (особенно при совершении крутых поворотов);
- машину качает даже при небольшом повороте руля;
- звук в подвеске при движении по неровной дороге;
- «Рыскание» автомобиля при торможении.
При наличии хотя бы одного из этих проявлений необходимо немедленно провести самостоятельную диагностику, описанную выше. При необходимости обратитесь в автосервис для замены изношенных или поврежденных элементов.
Замена стоек стабилизатора
Стойки и втулки являются расходными деталями автомобиля, которые необходимо регулярно заменять. Рассмотрим, как установить новые элементы на примере передней части автомобиля Вольво:
- Домкратим машину и снимаем переднее колесо.
- Крепление стабилизатора очищают металлической щеткой от грязи и обрабатывают смазкой WD-40.
- Затем подходящим ключом откручиваются верхняя и нижняя гайки крепления стабилизатора, при этом штифт стойки закрепляется подходящей битой под торкс и ключом, чтобы эта бита не проворачивалась.
- Демонтируется старая стойка и устанавливается новая.
- Собрав одну сторону, меняем подставку на другую сторону.
- Замена автомобильных пружин всегда должна производиться с обеих сторон.