Что означает «помеха справа» — кто должен уступать?
Несмотря на то, что в ПДД четко прописано, как должен вести себя автомобилист на дорогах общего пользования, многие автолюбители интерпретируют эти правила по-своему. Это приводит к увеличению количества аварий на дорогах. Одним из спорных моментов, который часто возникает при реконструкции, является так называемое «правило правой руки».
Следует понимать, что это правило действует только при определенных условиях.
В частности, она должна ориентироваться на нерегулируемых перекрестках и в местах, где порядок движения не определен действующими правилами.
Но что за препятствие справа? Как водители должны менять полосу движения в соответствии с этим правилом?
Определение понятия
Под препятствием справа в ПДД понимается ситуация, при которой водители обязаны обгонять транспортные средства, расположенные справа от них. По этому правилу следует уступать дорогу, если пути движения автомобилей пересекаются.
Помеха справа обычно используется в следующих ситуациях:
- пересечение перекрестков, где движение не регулируется;
- пересечение соответствующих автомобильных дорог;
- трафик на автостоянках и заправках и т д
Согласно ПДД, помеха справа должна контролироваться в тех случаях, когда автомобилисты, движущиеся в одном направлении, намерены перестроиться с разных полос движения.
Другими словами, это правило применяется, когда одновременно возникают два условия:
- дорожные знаки на определенном участке дороги не устанавливают порядок проезда;
- пути движения автомобилей, пересекающих друг друга.
Примеры возможных помех справа
Несмотря на то, что в этом правиле четко указаны правила поведения автомобилистов, на деле ситуация выглядит сложнее.
Проблемы на перекрестках
В первую очередь необходимо уточнить, что нерегулируемый перекресток – это место, где пересекаются несколько дорог и нет ни одной:
- выравнивание;
- светофор (или это неправильно).
На регулируемых перекрестках правило правой руки не применяется. При их пересечении необходимо ориентироваться на действующий сигнал светофора и установленные дорожные знаки.
Согласно ПДД, на нерегулируемом перекрестке необходимо пропускать автомобили, движущиеся справа, в следующих случаях:
- Автомобиль движется прямо, а справа от него другое транспортное средство собирается повернуть направо.
- При повороте направо необходимо уступить дорогу автомобилям, движущимся прямо по пересекающейся дороге.
- Встречный автомобиль движется прямо или поворачивает налево, совершая аналогичный маневр.
Вне зависимости от того, в каком направлении трамвай собирается повернуть, все автомобилисты обязаны его пропустить.
При движении по кольцевым развязкам также применяется соответствующее правило. При этом автомобили, находящиеся на «кольце», имеют преимущество перед водителями, находящимися за его пределами.
Перестроение между полосами
Транспортные средства, движущиеся в (следующем) направлении влево, должны регулироваться по правилу правой руки при условии, что автомобиль, находящийся от них в правой полосе, начал перестроение.
Если последний продолжает движение в том же направлении и не совершает маневров, соответствующее правило не применяется.
Такая ситуация возникает на дорогах общего пользования довольно часто, поэтому имеет смысл указать на несколько частных случаев:
- Автомобилист, не совершая никаких маневров, продолжает движение по полосе. При этом он не обязан перепрыгивать через другие перестраиваемые автомобили на занимаемой им полосе.
- При маневрировании в левой полосе водитель имеет преимущество перед автомобилистами, находящимися как справа, так и слева от него.
- При перестроении в левую полосу следует позволить машине справа совершить маневр в том же направлении.
В таких ситуациях перед перестроением рекомендуется убедиться, что другие водители готовы пропустить впереди идущую машину.
Когда правило не действует
Рассматриваемое правило недействительно при выполнении следующих условий:
- Статус участников дорожного движения разный.
Например, пешеходы не должны следовать правилу правой руки при переходе автомагистрали. На них распространяются разные правила дорожного движения. Кроме того, выше было отмечено, что автомобилисты всегда должны пропускать трамвай вперед, когда маневры длятся.
- Различные приоритеты движения.
Нельзя идти по помехам справа, при условии, что автомагистрали с разным приоритетом пересекаются друг с другом. Последний устанавливается дорожными знаками, светофором или регулировщиком.
Это правило наглядно иллюстрирует следующий пример:
- Автомобиль намерен покинуть территорию АЗС. Другой автомобиль движется по дороге, по которой он собирается ехать. Вторая строка имеет более высокий приоритет. Соответственно, движущийся по ней автомобиль не должен пропускать транспортные средства с АЗС, даже если последняя расположена справа.
Другая ситуация: машина поворачивает в сторону на зеленый сигнал дополнительной части светофора. Несмотря на то, что путь вперед по установленным правилам ему открыт, он должен пропустить транспорт, который идет вместе с ним до перекрестка и ориентируется по зеленому сигналу светофора на основной участок.
Видео о сути «Помеха справа»
Правило правой руки в ПДД при наличии помехи справа
Словосочетание «помеха справа» знакомо даже тем, кто вообще не водитель. Эта норма представлена как некое основное правило дорожного движения, вокруг которого строится все остальное. Однако те, кто заглядывал в ПДД РФ, не могли найти там никаких «правосторонних правил». По крайней мере, ничего такого, что можно было бы назвать таким или подобным.
Тем не менее такое правило существует и является достаточно важной частью общих норм. Где искать препятствие справа и как применять эти ПДД на практике – подробно рассмотрим в этой статье.
Что такое помеха справа на дороге в ПДД? Определение
Как уже сообщалось, в правилах этот термин не указан, поэтому вам придется его выводить самостоятельно. При этом мы сначала указываем формулировку, которая, на наш взгляд, точно соответствует действительности, а ниже поясняем из того, что следует.
Правило правой руки (помеха справа) – правило, означающее, что при любом маневре преимущество имеет транспортное средство, расположенное справа, если иное не следует из других ПДД, инструкций по разметке, дорожных знаков, сигналов светофора или сигналов регулировщика . Другими словами, это стандартное правило на нерегулируемых участках движения.
Где действует и когда применяется правило?
Перейдем непосредственно к правилам дорожного движения. Возьмем несколько основных моментов, на которых можно построить анализ всех типовых ситуаций.
8.4 | При перестроении на попутном транспорте преимущество имеют те транспортные средства, которые движутся, не меняя направления. При одновременном маневрировании нескольких автомобилей преимущество имеют те, что справа. |
8,9 | При пересечении полос движения двух транспортных средств, если отсутствуют ПДД РФ, регулирующие данную ситуацию, преимущество имеет тот, кто находится справа. |
13.11 | На подобных перекрестках при отсутствии ПДД преимущество имеют те, кто находится справа. Исключение составляют круговые движения. |
13.10 | На разных перекрестках движение по основным дорогам, т.е без маневров, будет основным-второстепенным, регламентируемым правилами соответствующего перекрестка. Аналогично, когда запускаешь только на вторичке, не выходя из основной. |
Этих четырех пунктов нам будет достаточно, чтобы на примерах выяснить, какие машины имеют преимущество в конкретных ситуациях.
Кто должен уступить дорогу?
Ситуаций может быть больше, чем позволит нам рассмотреть объем статьи, но мы разберем самые распространенные и основные — остальные легко выводятся из них. Как это выглядит будет показано отдельно на картинках.
При перестроении по полосам движения
Две машины едут в одном направлении. Идет реконструкция. Кто кого должен пропускать? Всегда ли прав тот, кто справа? Напомним пункт 8.4 ПДД, согласно которому:
-
Если обе машины меняют полосу движения одновременно, преимущество имеет та, что справа.
Если один из автомобилей не меняет полосу движения, а продолжает движение по полосе, он имеет преимущество вне зависимости от его положения по отношению к другому транспортному средству (справа или слева).
Отсюда вытекает еще несколько типичных ситуаций, интерпретация которых вызывает затруднения.
При сужении дороги
Это заблуждение, что когда дорога сужается, препятствия справа всегда возникают. Это не совсем так — ситуация тоже зависит от обстоятельств:
-
Если сужение происходит из-за сокращения левой полосы, преимущество имеют те, кто движется справа.
Если обе полосы узкие, т.е реконструкция происходит с обеих полос, преимущество имеют и те, что справа.
Если правая полоса сужается, т.е транспортные средства, находящиеся слева, продолжают движение по полосе, не перестраиваясь, а находящиеся справа вынуждены «присоединяться» к ним в ряд, то участники дорожного движения в левой полосе имеют преимущество.
Разумеется, все это (как и в других случаях) актуально только при отсутствии дополнительных регулирующих факторов – разметки, знаков, светофоров и/или сотрудников ГИБДД (ГАИ.
Во дворах и на стоянках
Во всех этих случаях действуют и правила, продиктованные разметкой, знаками и т д. Но если эти факторы отсутствуют, т е транспортные средства находятся в определенных зонах с разрешенным движением, но без дополнительного регулирования, то правило правой руки применяется непосредственно, т е справа всегда имеют преимущество.
При этом очень важным будет точное понимание таких понятий, как перекресток, прилегающая территория, т.е оценка типа участка дороги для определения выгоды.
На перекрестке
пересечение перекрестка регулируется своими правилами, но логика во многом та же. В первую очередь действуют сигналы сотрудника ГИБДД, светофоров, знаков и разметки, и только при их отсутствии применяется норма помех справа, ситуации мы рассмотрим далее.
Помимо прочего, в ПДД для РФ есть четкие указания на следующие случаи:
При проезде равнозначных перекрестков
Если перекресток не круговой, то правило правой руки применяется непосредственно к равным дорогам, то есть преимущество имеют те, что справа.
При проезде неравнозначных перекрестков
Вопросов не возникает, когда происходит переключение с первичного на вторичное или наоборот. В этих ситуациях преимущество имеют машины, размещенные на самых важных.
Но есть варианты, когда главная и второстепенная не пересекаются друг с другом под прямым углом, а поворачиваются. Например, первичка поворачивается вправо, а противостоящая вторичка поворачивается в противоположном направлении. При отсутствии съезда с дороги одного типа на другой применяется норма вмешательства вправо в рамках однотипной дороги.
При повороте
Если под поворотом подразумевается движение по перекрестку, то правила пересечения будут такими же, как описано выше. Некоторые вопросы возникают при въезде или выезде с прилегающих территорий, но в подавляющем большинстве случаев они определяются по знакам.
Если нет регулирующих факторов, если ситуация интерпретируется неоднозначно, то лучше применить правило правой руки, и считать, что каждый справа имеет преимущество.
В каких случаях помеха справа не действует?
На основании всего рассмотренного можно определить обратные ситуации — когда правило правой руки не действует:
- Если это явно следует из действия сигналов регулировщика, светофора, действия знака или разметки.
- Если транспортное средство не поворачивает, поворачивает, перестраивается, но продолжает движение по полосе, при отсутствии дополнительных регулирующих факторов.
Еще раз учтем кольцевую развязку (перекресток, на котором организована кольцевая развязка — п. 13.11 (1) ПДД РФ). В этом случае те, кто находится внутри круга, имеют преимущество, а значит, вмешательство справа на них также не распространяется.
Далее мы консолидируем вопросы по теме правила права, которые чаще всего возникают у наших читателей. Обязательно изучите тех, чьи типичные ситуации отличаются от того, что случилось с вами.
Надеемся, что нам удалось во всех подробностях прояснить ситуацию с интервенцией справа. Однако любой рассмотренный случай является обобщением, тогда как ситуации в реальной жизни могут быть совершенно разными, состоящими сразу из нескольких разных нюансов.
Если вы оказались в ситуации, когда не можете самостоятельно защитить свои права, обратитесь за помощью к нашим автоюристам. Для первой бесплатной консультации просто напишите сообщение через форму ниже или позвоните по номерам, указанным на сайте.
Помеха справа в ПДД
Последнее обновление: 03.13.2023
Без комментариев
Обстоятельства, при которых применяется правило правого препятствия»:
Понятие «помеха справа»
Существует несколько различных версий высказываний о термине «препятствие справа».
Некоторые специалисты высказывают мнение, что термин «помеха справа» в ПДД существует с начала их истории, и возводят это понятие в ранг определенного правила.
Другие эксперты утверждают, что термин «вмешательство справа» не имеет юридической силы, поскольку вообще не фигурирует в тексте ПДД.
Несмотря на спорность, использование этого термина значительно упрощает понимание многих дорожных ситуаций, когда необходимо определить приоритет между транспортными средствами, если их пути пересекаются.
Почему в ПДД помеха именно справа а не слева??? Объясняю
Приоритет – право преимущественного движения в намеченном направлении по отношению к другим участникам дорожного движения (п. 1.2 ПДД).
«Помеха справа» в ПДД как термин отсутствует. Это «популярная» концепция, и она относится к ситуациям, когда правила обязывают водителя уступить дорогу машине, приближающейся справа.
Но эта концепция НЕ регулирует некоторые ситуации, когда справа подъезжает другая машина.
О «помехе справа» уместно говорить только в тех случаях, когда между автомобилями (транспортными средствами) имеется равноправие в правах на движение, или когда порядок проезда между ними НЕ оговаривается правилами.
Таких ситуаций немного, и, несмотря на отсутствие официального понятия «помеха с правой стороны», они включены в ПДД с несколько иной формулировкой:
«Водитель, приближающийся справа, должен уступить дорогу».
Ниже приведены условия, на которые распространяется правило «вмешательство с правой стороны», и разделы ПДД, где встречается эта формулировка.
Одновременное перекрестное перестроение
В случае одновременного перевоплощения транспортных средств, движущихся по дороге, водитель обязан уступить место транспортному средству, движущемуся справа (п. 8.4 ПДД).
Имеет смысл учитывать тот факт, что приоритет в одновременной реконструкции возникает только в том случае, если пути машин в этом маневре пересекаются!
Маневры по смене полосы движения являются предметом серии статей «Перестроение.
При одновременной перестроении другим автомобилем очень важно вовремя понять или заметить, что маневры автомобилей происходят одновременно.
Главная дорога поворачивает на перекрестке
В случае изменения направления главной дороги на перекрестке водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться правилами проезда перекрестков на соответствующих дорогах (п. 13.10 ПДД).
Когда на таком перекрестке возникает обязанность уступить дорогу препятствию справа? Это возможно в двух случаях:
- когда главная дорога поворачивает направо, вы движетесь по главной дороге и вам нужно идти прямо через перекресток, либо повернуть налево (развернуться).
- когда подъезжаешь по второстепенной дороге, но «правильная» дорога на перекрестке тоже второстепенная. Независимо от направления вашего дальнейшего движения, на таком перекрестке вы должны уступать всем транспортным средствам, в том числе и препятствиям справа от проезжей части.
Рекомендую ознакомиться с материалом в статье Выезд и поворот с главной дороги из серии «Главная дорога.
Перекресток равнозначных дорог
Перекресток между равнозначными дорогами также называется равносторонним перекрестком.
На пересечении соответствующих дорог, за исключением случая, указанного в п. 13.11 (1) правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа (п. 13.11 ПДД).
Перекресток соответствующих дорог отличается от других перекрестков совсем не тем! по сторонам этого перекрестка отсутствуют (не установлены) знаки приоритета.
На пересечении соответствующих дорог ПДД обязаны уступать дорогу любому «препятствию справа», которое появляется в зависимости от направления движения через перекресток: движение «прямо», поворот налево или поворот.
На равностороннем перекрестке может возникнуть ситуация круговой «помехи вправо». Как его проехать в этом случае — ответ в статье Проезд соответствующего перекрестка.
Другие случаи, не оговоренные в ПДД
В случаях, когда полосы движения транспортных средств пересекаются, а порядок проезда не установлен правилами, водитель обязан уступить дорогу приближающемуся справа транспортному средству (п. 8.9 ПДД).
К другим случаям, когда порядок проезда не оговорен, относятся ситуации движения во дворах и жилых массивах, на парковках, на прилегающих территориях, т.
В качестве примера предлагаю статью Движение во дворах и жилых массивах.
Следующие два раздела Правил регулируют ситуации, когда использование термина «вмешательство с правой стороны» неуместно, поскольку ПДД в этих случаях специально расставляет приоритеты между транспортными средствами.
Но взгляд на эти обстоятельства через призму популярного правила «помеха с правой стороны» может помочь лучше понять ситуацию, особенно на начальном этапе обучения вождению.
Позже, с опытом, на уровне спинного мозга придет понимание, кому и в каких случаях правила требуют от вас уступать.
Речь идет о встречных транспортных средствах, движущихся в тех же условиях, что и вы: либо на зеленый сигнал, либо по аналогичной дороге.
Пункт 13.4. При выполнении левого поворота или разворота на зеленый сигнал светофора водитель безрельсового транспортного средства должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся прямо или направо со встречного направления.
Пункт 13.12. При выполнении левого поворота или разворота водители негусеничных транспортных средств обязаны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся прямо или направо по соответствующей дороге со встречного направления.
Требования, перечисленные в разделах 13.4 и 13.12, являются обязательными не только на перекрестках. Они обязательны на всех участках дороги, где есть возможность повернуть налево или повернуть.
В обоих случаях, если вы мысленно повернете налево и поставите машину поперек движения, встречные машины будут пространственно правее, поэтому вы должны уступить им дорогу.
Такое расположение никоим образом не является «препятствием справа» в рассмотренном выше смысле, потому что в этих пунктах есть прямое требование уступать дорогу встречным автомобилям!
Но если кому-то сложно запомнить, что при повороте налево (задним ходом) необходимо уступать дорогу встречным транспортным средствам, едущим по направлению прямо или направо (возможно, что, увидев встречную машину, человек у кого нет опыта — теряется), поэтому для понимания ситуации можно использовать метод псевдо-«шум вправо», описанный выше.
В любой ситуации, когда у вас есть преимущество в пробке, вы должны помнить, что разумно использовать приоритет в первую очередь, когда вы обязательно уступаете дорогу.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете много интересного и полезного с точки зрения собственной безопасности на дорогах.
Вы можете задать свой вопрос в форме комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «вмешательство справа в ПДД» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности на дорогах предлагаю ознакомиться с материалом в следующих статьях:
Будьте осторожны во время вождения.
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 03.13.2023
Если вы хотите поделиться тем, что читаете, нажмите кнопку ниже, чтобы выбрать один из вариантов. Нажимаем, не стесняйтесь.
Помеха справа или правило правой руки — кто, кого и в каких ситуациях пропускает
Каждому водителю, даже имеющему некоторый опыт вождения, знакомо правило правой руки или препятствие, возникающее с правой стороны. Этому правилу из ПДД отводится важное место, более того, препятствие справа даже считается главным постулатом на дороге.
При соблюдении этого канона могут возникнуть спорные моменты, о которых новичок может и не знать. Мы взяли на себя смелость рассказать все, что связано с такого рода препятствиями. По окончании этого разговора у вас не останется сомнений в действиях по отношению к другим участникам дорожного движения на нерегулируемых участках.
Определение понятия
Для начала необходимо разобрать понятие «помеха справа». Эта информация позволяет четко понимать суть дальнейшего разговора и не путать это правило с другими понятиями из ПДД. Это понятие актуально на тех участках дороги, которые не оборудованы дорожными знаками.
Препятствие справа цитирует отрывок из ПДД под номером 8.9. Суть этого пункта в следующем: отсутствие какой-либо регламентированной формы, имеющей целью регламентировать последовательность проезда транспортных средств, предусматривает выезд водителей с учетом наличия помех с правой стороны. Вы должны четко понимать, что автомобиль, который выступает в качестве фактического препятствия справа, должен быть перепрыгнут. Только после этого можно начинать движение при условии, что с правой стороны нет других машин.
Теперь давайте разберемся с не менее важным вопросом, который часто становится камнем преткновения – как определить помеху справа. Подъезжая к участку дороги, не оборудованному дорожными знаками, убедитесь, что они полностью отсутствуют. Стоя на развилке, учитываем транспортные средства, которые расположены с правой стороны по отношению к вашему автомобилю. Именно такие участники дорожного движения и будут считаться препятствием, которому необходимо дать право проезда.
В случае совпадения линий движения (вашей и машины справа) необходимо уступить дорогу и дождаться завершения маневра другой машиной. Только если с правой стороны нет машин, можно продолжать движение.
Мы проанализировали, что означает помеха справа, и в теории вроде бы все ясно. На практике возникает ряд спорных ситуаций, которые могут поставить вас в ступор. Эти ситуации должны быть подробно исследованы, чтобы не возникло проблем в будущем.
Примеры возможных помех справа
Пришло время узнать, как интерференция справа работает на практике. Мы собрали некоторые тонкости и исключения:
- при выезде с грунтовой дороги автомобиль не воспринимается как препятствие, которое необходимо объехать, этот тип дороги всегда считается второстепенным;
- включенный поворот не имеет значения и не влияет на ситуацию, складывающуюся на дороге, вне зависимости от поворота автомобиль необходимо пропустить.
Далее мы изучим распространенные ситуации, когда применение правила кажется спорным. Вы должны знать, кто должен уступить дорогу, например, на перекрестке или при перестроении. Если вы правильно воспользуетесь этой информацией на практике, то сможете избежать несчастных случаев и неприятных последствий.
Проблемы на перекрёстках
Препятствие справа на перекрестке – обычная ситуация, с которой водитель автомобиля может столкнуться несколько раз в день. Убедитесь, что вы знаете правила пересечения нерегулируемых перекрестков. Эти знания помогут вам свободно ориентироваться на дороге, не создавать проблем другим участникам дорожного движения и избегать аварий.
На перекрестках правило правой руки работает следующим образом: при равных возможностях для водителей необходимо обгонять транспортные средства, стоящие справа. Сложность связана с динамикой трафика, что характерно для крупных городов с большим количеством транспорта. Бывают ситуации, когда это правило не действует. О них мы поговорим далее.
Перестроение между полосами
Не менее спорные ситуации возникают при перестройке многополосной дороги. Автомобиль не всегда воспринимается как препятствие справа при перестроении. Если обратиться к ПДД, то мы увидим следующую трактовку: при совершении конвертирующего маневра водитель должен дать возможность проезда тем транспортным средствам, которые движутся по пути и не меняют направления. Если два транспортных средства, движущиеся по одной полосе относительно друг друга, одновременно выполняют маневр по перестроению, преимущество должно отдаваться автомобилю, находящемуся с правой стороны.
Для облегчения усвоения вышеизложенного материала мы выбрали несколько часто встречающихся в дороге вариантов:
- При движении по своей полосе машина перестраивается с соседней стороны — перепрыгивать ее не нужно. Этот водитель должен дождаться, пока на полосе не останется машин, а затем совершить маневр.
- При перестроении в левую полосу другой автомобиль из этой полосы тоже хочет совершить маневр. В этой ситуации ваше транспортное средство является препятствием, которое должно уступить дорогу. Здесь действует действующее правило.
- При перестроении в правую полосу другой автомобиль из этой полосы также совершает маневр. Вот и уступи дорогу.
На кольце правило интерференции справа работает точно так же. Особенности реконструкции не отличаются от описанных выше. При въезде на кольцо автомобиль должен объезжать все движущиеся по нему транспортные средства, не меняя направления движения.
Где правило правой руки не действует?
Это правило действует не всегда. Есть ряд ситуаций, когда правило правой руки теряет свою силу. Все они описаны ниже:
- разные статусы для участников дорожного движения;
- в отношении железнодорожного транспорта это правило не действует, его всегда пропускают;
- разные приоритеты относительно позиций участников, которые подпадают под регулирование знаков, светофоров или регулировщиков;
- начать движение или попятиться;
- движение по дополнительному светофорному знаку;
- при въезде на мост водитель пропускает уже движущиеся по нему автомобили, в этом случае транспорт не воспринимается как препятствие.
Нам удалось многое оценить, в том числе в каких случаях это правило не действует. Эта информация не только обязательна к изучению, ее нужно помнить и никогда не забывать. Оно должно откладываться в голове, а принципы соблюдения правила выполняться автоматически. В этом случае вы никогда не будете виновником аварии, она может произойти только по вине очередного несведущего водителя. Недаром помеха справа считается главным правилом ПДД.