Эксперты рассказали, ждать ли скидок на автомобили в конце года
Российский авторынок продолжает расти после резкого весеннего падения. И в то время как некоторые бренды отказываются от него, другие уверенно его используют. В то же время цены на первичном и вторичном рынках остаются высокими. Выясняем, выгодно ли покупать автомобиль сейчас и стоит ли ждать скидок от дилеров в конце года.
Фото: РИА Новости/Михаил Воскресенский
Восстановлению подлежит
Август стал одним из самых успешных месяцев с точки зрения продаж автомобилей с начала спецоперации в Украине. Если в июне россияне купили почти 33 тысячи новых автомобилей, то на конец августа, по данным Автостата, их было около 42 тысяч. Всего, по данным агентства, в 2022 году будет продано 620 тысяч автомобилей. Это намного меньше доковидных показателей, которые составляли около полутора миллионов единиц.
В лидеры вырвались представители российского и китайского автопрома. Самой продаваемой моделью в последнюю неделю августа (с 22 по 28 число) стала Lada Granta. Второе место занял китайский Haval Jolion. Также в пятерку лидеров попали Niva Legend, Lada Vesta и еще один китайский представитель Chery Tiggo 7 PRO. Модели таких производителей, как Hyundai, Renault и Kia, были лишь в первой десятке по количеству проданных автомобилей за этот период.
По данным газеты «Известия», этим летом цены на автомобили стабилизировались. В июле средняя стоимость новых автомобилей составила чуть более 2,46 млн рублей. Подержанные автомобили обходятся покупателям в среднем в 680 тысяч рублей (в целом с 1 по 15 августа россияне интересовались новыми автомобилями на 45,7% больше, чем в первой половине июля этого года).
Программа льготного автокредитования также должна поддержать продажи автомобилей. Он продлится до 1 декабря 2022 года. По льготному кредиту можно купить автомобиль Lada, УАЗ и ГАЗ по цене до двух миллионов рублей, а также электромобиль Evolute.
Ассортимент радует?
Фото: РИА Новости/Михаил Воскресенский
На рынке сохраняется дефицит автомобилей большинства автомобильных марок, рассказал «Москве 24» руководитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев. При этом ситуация вряд ли изменится, пока производители не возобновят работу в России, отметил эксперт.
Остальные переключили свое внимание на вторичный рынок. Однако хороших машин на нем сейчас очень мало, считает эксперт. «Те, кто раньше обменивал свежие автомобили на новые, сейчас этого не делают. Новые слишком дорогие, а их выбор мал. Поэтому люди продолжают пользоваться свежими автомобилями, и, как следствие, в секонд-хенд», — пояснил Мосеев.
В целом, кроме российских и китайских марок, в России еще продается около 80-100 тысяч новых автомобилей других марок (которые официально не поставляют свои машины в Россию). Об этом в интервью «Москве 24» рассказал главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.
«Приезжаешь к официальному дилеру, а у него машина из официальных поставок и машина условно привезенная из Казахстана. Но это не поставка, это поставка. И это не параллельный импорт: невозможно привезти тысяч таких машин, негде их поштучно разгребать то, что есть в Узбекистане, Казахстане и других странах.Но там почти все разгребли, цены выросли, не все машины можно завезти», — пояснил он.
Ждать ли новые марки?
Поставки автомобилей из Латинской Америки ожидать не приходится, так как их производством на континенте занимаются крупные мировые компании, обратил внимание Кадаков. В Африке просто нет производства автомобилей. При этом в Индии есть бренд Tata, который теоретически мог бы наладить поставки в Россию. Однако эта компания связана со многими зарубежными производителями и может не выйти на наш рынок из-за боязни вторичных санкций, предположил автоэксперт.
Два крупных автопроизводителя из Ирана имеют возможность поставлять свои автомобили в Россию. Однако качественно ситуацию на авторынке они не изменят, считает Кадаков.
Иранские производители действительно проявляют интерес к российскому рынку, подтвердил Олег Мосеев. Однако планов по созданию сети дистрибьюторов в нашей стране пока нет. А без этого невозможно полноценно продавать автомобили, подчеркнул он. То же самое касается автопроизводителей из Индии и Вьетнама, которые также не прочь прийти в Россию, добавил эксперт.
Что с ценами?
Фото: РИА Новости/Алексей Даничев
Стоимость моделей АвтоВАЗа сейчас несколько выше, чем до февраля 2022 года. Это связано с инфляцией и удорожанием комплектующих, сказал Мосеев. Китайские бренды весной резко подняли цены, потому что боялись девальвации рубля. После этого затраты немного снизились, отметил автоэксперт.
«Сейчас китайский бренд Haval снизил цену на модель Jolion на 6%. Это может привести к тому, что другие производители потихоньку скорректируют свои цены. Думаю, это произойдет к концу 2022 года, но снижение не будет значительным», — предположили. Мосеев.
Бренды, приостановившие деятельность в России, точно не восстановят поставки своих автомобилей до конца года. По словам Мосеева, на фоне дефицита дилеры устанавливали заоблачные цены на эти модели. Сейчас ситуация немного изменилась.
«Условно до февраля автомобиль определенной марки и марки стоил 5 млн, в марте — 12, сейчас — 8. Скачок был примерно такой же, но отката к прежним значениям не произошло, потому что меньше и машин меньше», — отметил эксперт.
Поскольку параллельный ввоз автомобилей в Россию еще не стал массовым, поставки этих автомобилей в нашу страну практически не осуществляются. В условиях дефицита ожидать резкого падения цен на них не стоит, добавил Мосеев.
Конец года
Фото: РИА Новости/Михаил Воскресенский
Эксперты сошлись во мнении, что невероятно выгодных условий для покупки нового автомобиля в конце 2022 года ждать не стоит. Например, брендам, приостановившим свою деятельность в России, нет смысла устраивать акции и распродажи, считает Мосеев.
«Для китайских брендов, если они будут ввозить избыточное количество автомобилей, могут быть какие-то маркетинговые истории от производителя. Тогда они смогут продавать модели 2022 года и уйти в 2023 году с минимально возможными запасами», — признал Мосеев.
Кадаков, со своей стороны, считает, что ждать распродаж в декабре не имеет смысла. По его словам, в последние годы ритейлеры вообще не проводят такие акции.
По словам Кадакова, изменить ситуацию может только запуск производства временно не работающих в России брендов. Кроме того, с увеличением производства на АвтоВАЗе цены на эти автомобили также начнут снижаться. При этом проблемы с их оснащением, возникшие этой весной, постепенно решаются, заключил эксперт.
Стоит ли покупать машину в ближайшее время
Эксперты полагают, что желающим сменить автомобиль лучше рассчитывать пока на то, на чем они ездят
Засилье китайских моделей и рост цен как минимум на уровне инфляции – такое будущее пророчат эксперты автомобильному рынку России. «Парламентская газета» выяснила, на чем россияне будут ездить в 2023 году россиянину. И пока приятного в прогнозах мало: без колес мы, конечно, совсем не останемся, но такого же масштаба ждать не стоит.
Список потерь
2022 год выдался непростым для российского рынка. Ряд европейских компаний заявили, что присоединились к международным санкциям и либо совсем покинули нашу страну, либо прекратили здесь производство и продажи. Список ушедших с рынка оказался чрезвычайно обширным: Volkswagen, Skoda, Toyota, Lexus, Nissan, BMW, Mercedes-Benz, Porsche, Lamborghini, Infiniti, Rolls-Royce, Jaguar, Land Rover, Ford, Bugatti, Bentley, Jeep, Chrysler больше нет, Cadillac, Chevrolet, Dodge, Ferrari, Aston Martin и так далее. По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», доля ведущих европейских брендов сократилась всего за несколько месяцев в три с половиной раза — с 27,6 до 7,9 процента. Японцы тоже упали: если раньше они составляли почти 18 процентов рынка, то сейчас их всего около семи процентов. Но начался настоящий бум китайских брендов: их доля выросла с 9,5 до 30,3 процента и продолжает расти. Как отмечают автомобильные эксперты, эта тенденция, вероятно, останется ключевой в наступающем году.
«Сегодня в Китае производится более 25 млн автомобилей в год, — заявил в беседе с «Парламентской газетой» генеральный директор Ассоциации автопроизводителей России (ОАР) Игорь Коровкин. — Поднебесная давно поставила перед собой задачу максимально увеличить экспорт и полностью ее реализует. А тут почти полностью свободный российский рынок!»
Также читайте:
На Китай надейся, а сам не плошай
При этом ни одна из стран, сохранивших партнерские отношения с Россией, просто не в состоянии конкурировать с Китаем в автомобилестроении. Рынок экспорта в Иран, например, слишком мал и априори не может удовлетворить потребности большинства россиян. Индийские автомобили, которые уже стоят на месте, необходимо «допилить напильником» — они рассчитаны совсем на другой климат, а потому, как правило, не имеют систем отопления. При этом, по мнению Игоря Коровкина, в качестве источников комплектующих можно рассматривать Иран и Индию, но это все же немного другая история.
Привет НЛО из Китая #авто #автоизкитая #растаможка #car #automobile
«Я рад, что сегодня Китай по-прежнему выпускает достаточно качественные автомобили», — подчеркнул эксперт. — Их специально экспортируют в Европу, и это говорит о многом. Но когда дело касается Китая, есть одно очень важное правило: ни в коем случае нельзя занижать свои стандарты. Если это будет сделано, упадет и качество поставляемой продукции».
Что касается нашего автомобилестроения, то не все так печально, как кажется. Напомним: ранее на заводе «Москвич» заявляли, что в 2023 году с конвейеров сойдет 50 000 автомобилей. Для России это капля в море.
«О чем-то серьезном можно будет говорить, когда объем производства достигнет хотя бы 100–150 тысяч автомобилей в год», — заключил Игорь Коровкин. «Но, на мой взгляд, это произойдет не раньше 2025 года».
Что касается цен, то здесь все стандартно: цены будут расти. По словам эксперта, в автопроме в принципе не бывает такой ситуации, когда цены будут падать. Пока сложно предсказать, насколько автомобили подорожают, но то, что хотя бы уровень инфляции – это факт.
Между тем сами автолюбители смотрят на перспективы следующего года довольно пессимистично. Вывод такой: «Не хотим уходить — уходим сейчас».
«Едем на том, что есть», — поделился прогнозами с парламентской газетой председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. — Учитывая падение доходов населения, можно ожидать заметного падения и авторынка. Единственное, может быть, какие-то позитивные изменения будут наблюдаться на вторичном рынке, на рынке подержанных автомобилей. Но опять же сейчас ситуация такая, что все процессы играют «от продавца». А рядовой покупатель может либо ждать и экономить, либо ездить на том, что ездит сейчас, и откладывать покупку автомобиля на неопределенный срок».
40597
Что будет с ценами на автомобили в России: прогнозы экспертов
Российские автолюбители регулярно попадают в ситуацию «Надо было купить машину в прошлом году, оказывается, она еще дешевая». Но все ли изменилось в 2022 году? Или золотое правило все еще незыблемо? Эксперты Fintalk рассказывают, как на самом деле изменилась ситуация на автомобильном рынке России и когда лучше покупать/продавать автомобиль.
Почему цены ушли в потолок
В предыдущие годы цены на автомобили в России росли вслед за ростом курсов валют. В 2020-2021 годах они сказались сразу: резкое изменение курса доллара, ковид и дефицит полупроводников. Последнее заставило россиян вспомнить советские годы, когда мало было просто иметь деньги, чтобы купить личный транспорт — нужно было еще и стоять в очереди.
Тогда казалось, что это ужас-ужас. Ведь прошли старые добрые времена, когда можно было даже договариваться с автодилерами и выбивать скидки! Мошенничество снова появилось с «золотыми коврами», дорогим дополнительным оборудованием, без которого машину отказывались давать. При этом эксперты утверждали, что если машина нужна, то медлить не стоит, с ценами будет только хуже. По самому оптимистичному сценарию, по окончании всех проблем, ожидалось, что автомобили не будут дешеветь, они просто не будут так быстро дорожать. Как вы, наверное, заметили, даже такого оптимистичного сценария не произошло.
Весной, по данным аналитического агентства «Автостат», цены на новые автомобили в России выросли сразу на 35-45%. Все факторы сошлись воедино: люди ринулись скупать автомобили, пока они были в наличии, а дилеры пытались удержать остатки. Сказался резкий скачок курса в первые дни марта и уход иностранных компаний. Только летом ситуация так или иначе стабилизировалась. По итогам восьми месяцев года рост средневзвешенной цены нового легкового автомобиля аналитики «АВТОСТАТ» оценили в 22%. В сентябре новые автомобили выросли в цене всего на 0,5.
Почему сильный рост вдруг прекратился, потому что ушедшие из жизни автопроизводители не вернулись? Виной тому падение спроса. Кто торопился купил машину весной, а остальные просто стали обходить автосалоны стороной, чтобы не портить настроение. Продажи новых автомобилей с января по сентябрь буквально рухнули — по данным Ассоциации европейского бизнеса, снижение составило 59,8% по сравнению с январем — сентябрем 2021 года. Когда, мы помним, и так это было не лучшее время для российского авторынка.
«Некоторые автомобили в октябре можно купить по более низкой цене, чем в начале 2022 года. Например, Haval Jolion подешевел с 2 000 000 рублей до 1 899 000 рублей, а Kia Rio подешевел на 100 000 рублей. У дилеров также наблюдается точечное снижение стоимости автомобиля. Благодаря программам скидок и льготного кредитования они увеличивают объем продаж, — говорит Анна Уткина, директор по коммуникациям «АвтоСпецЦентра.
Где искать альтернативные варианты
Из-за сложности покупки новых автомобилей россияне стали больше внимания уделять автомобилям с пробегом. В результате продажи даже выросли в нескольких местах.
«В некоторых регионах (например, в Дагестане, Красноярском крае, Омской, Новосибирской областях и других) продажи автомобилей с пробегом выросли не только по сравнению со вторым кварталом 2022 года, но и прошлым годом. Особенно в Дагестане продажи автомобилей с пробегом выросли в третьем квартале на 9,4% по сравнению с прошлым годом, в Омской области — на 27%, в Красноярском крае — на 34,7%, в Новосибирской области — на 45%, — подсчитали специалисты «Авито Авто».
При этом в июне-июле средняя стоимость подержанного автомобиля на «Авито-Авто» не росла, а в июне снизилась на 2,5% по сравнению с маем.
«Август показал лучший результат за всю историю продаж подержанных автомобилей. Покупатели купили 562 тысячи автомобилей. Однако в сентябре продажи упали на 9% до 511 000. На этот результат повлияла общая ситуация в стране, приведшая к оттоку платежеспособных клиентов из России. Несмотря на это, количество предложений на рынке подержанных автомобилей растет. С 21 сентября они выросли примерно на 20%», — рассказали Финтолку в ГК «Автодом».
Однако эксперты не ожидают, например, наплыва подержанных автомобилей из-за рубежа, как это было в девяностые годы. Причина в высоких ввозных пошлинах, которые для автомобилей старше пяти лет становятся практически неподъемными. Судя по всему, они не планируют их сокращать. Так что зарубежные страны нам не помогут.
Зато наблюдается рост продаж автомобилей из Китая. Не компенсировать уход европейских брендов, но все же.
«Китайские бренды уже заняли значительную долю на российском рынке, но станут ли они полноценной заменой европейским автомобилям, сказать сложно. Сейчас повышается покупательская активность китайских брендов, растет спрос на эти автомобили стремительно — по статистике продаж «Ключавто» продал автопарк в третьем квартале на 109% больше автомобилей китайских марок, чем за аналогичный период прошлого года», — говорит директор по развитию автопарка «КЛЮЧАВТО» Юлия Овчинникова.
Что будет с ценами на машины
На дальнейшее будущее российского авторынка прогнозы достаточно оптимистичны. После шока он постепенно вернется к жизни и придет в норму. Пока это можно назвать нормой в современных условиях.
«В перспективе ожидается увеличение объемов выпуска автомобилей в России. Это касается не только отечественных «Жигулей» или национализированных заводов «Рено» (будущий «Москвич») и «Ниссан», но и китайского автопрома параллельный импорт также будет постепенно увеличивать объемы автомобилей, которые продаются в России. Я предполагаю, что продажи новых автомобилей в кредит могут вырасти, так как ключевая процентная ставка в России была снижена до 7,5%, а высокая двузначная ставка повлияла на снижение продаж в первом полугодии 2022 года. Также может действовать отложенный спрос после того, как экономическая неопределенность и геополитическая напряженность снизятся, считает Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global.
В то же время эксперты не ожидают резкого роста стоимости автомобилей, подобного весеннему. Но машины больше не подешевеют.
Александр Разин, директор по административно-финансовой деятельности ТК «Байкал-Сервис»:
— В условиях глобальной инфляции, критического роста стоимости энергоресурсов на мировом рынке, особенно в Европе, нельзя рассчитывать на значительный потенциал дальнейшего снижения цен на автомобили. Наоборот, возможна ситуация, когда через год мы запомним цены 2022 года как относительно низкие. Логистика дорожает, затраты растут. Мы не можем ожидать какого-либо значительного увеличения импорта подержанных автомобилей из-за нежелания нашего правительства рассматривать даже временное снижение ввозных пошлин, а также, на мой взгляд, из-за исчерпания лимита укрепления рубля и его постепенного ослабления в 2023 году.
Выводы тут простые: если уж покупать новую машину, то лучше не затягивать. Можно с большой уверенностью сказать, что он будет только дорожать.
Что происходит с автокредитами и стоит ли покупать машину в 2023 году: разбор Банки.ру
Содержание статьи
Автомобили в России дорожают – в марте несколько крупных автопроизводителей, работающих в нашей стране, подняли цены. АвтоВАЗ, например, за 16-23 тысячи рублей, Geely (за кроссовер Tugella) — за 30 тысяч рублей. А цена минивэна Voyah Dream выросла аж на 700 000 рублей, сообщают «Автоновости дня».
Эксперты Банки.ру проанализировали, как изменился авторынок в 2022 году, и сделали прогноз на 2023 год. Рассказываем, стоит ли тратить деньги на покупку автомобиля и брать автокредит уже сейчас.
Как покупали автомобили в 2022 году
Авторынок в России рухнул в 2022 году: количество проданных новых легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей к концу 2021 года упало на 58,8%, по данным Комитета автопроизводителей АЕБ.
Основной причиной, по мнению аналитиков, стало резкое падение спроса в марте 2022 года: тогда, после введения санкций, с рынка стали уходить крупные автопроизводители, нарушались цепочки поставок комплектующих.
«Продажи новых автомобилей упали на 52% по сравнению с февралем 2022 года и на 63% по сравнению с мартом 2021 года», — отмечают аналитики Банки.ру. «Пик падения спроса пришелся на май, когда было продано 24,3 тысячи новых автомобилей против 147,4 тысячи годом ранее и 114,3 тысячи в феврале».
С июня покупатели переключились на российский и китайский автопром — спрос начал восстанавливаться. Параллельный импорт тоже помог, но вернуться к показателям 2021 года не удалось. На вторичном рынке все было не так плохо: продажи упали всего на 18,8% по сравнению с 2021 годом.
«Это можно объяснить отсутствием новых легковых автомобилей, а также более существенным ростом цен», — отмечают аналитики Банки.ру.
Что происходит с рынком автокредитов
Продажи автомобилей в России упали, уменьшились и доходы населения — все это привело к сокращению автокредитов. По данным центрального банка, к концу 2021 года эмиссия упала на 36.
Меньше всего кредитов было выдано в марте 2022 года, но рост начался в апреле и продолжался до сентября, когда в России объявили частичную мобилизацию и банки ужесточили требования к клиентам.
«В октябре-ноябре выдача снова росла, а в традиционной декабрьской спешке, наоборот, снижалась — это объясняется исчерпанием лимитов по госпрограмме автокредитования, которая подгоняла спрос со стороны заемщиков в течение всего года. », — отмечают аналитики «Банки.ру.
Больше всего автокредитов в 2022 году выдал Drive Click Bank. Совкомбанк занял вторую позицию, а замкнул тройку лидеров банк «ФК Открытие».
Какие машины покупали в кредит россияне в 2022 году
Средняя процентная ставка по автокредитам в 2022 году составила 15,8% годовых. По госпрограмме этот показатель был ниже и составил 12,1% в год. Наименьший средний чек автокредитов, выданных на покупку подержанных автомобилей, составил 1,03 млн руб. Средняя сумма автокредита, выданного на новые автомобили, была выше и составила 1,46 млн рублей, по данным Автостата.
Льготная программа: в чем суть
Льготная программа покупки автомобилей помогла восстановить спрос на рынке в 2022 году. В декабре она была приостановлена (поэтому рынок автокредитования сократился), но в январе ее продлили до конца 2023 года. Минпромторга России в этом году могли принять участие:
- медицинские работники;
- работники сферы образования;
- мобилизованные, добровольческие и контрактные военнослужащие, участвующие в СВО, а также члены их семей.
Базовая скидка на первый взнос по кредиту составляет 20% от стоимости автомобиля (для жителей Дальневосточного федерального округа – 25%). Программа распространяется на автомобили отечественного производства стоимостью до 2 млн рублей. Скидка на электромобили российского производства для всех категорий заемщиков составляет 25% (но не более 625 000 рублей).
Льготные кредиты можно получить в банках:
- ВТБ
- Банк Drive Click
- Совкомбанк
- Росбанк
- Газпромбанк
- «Открытие»
- Генный банк
- РНКБ
- Кредит Европа Банк
- ФастБанк
- ОТП Банк
- РН Банк
Что будет дальше и стоит ли покупать машину
Предпосылок для удешевления автомобилей, как и для изменения существующей структуры рынка, нет, считают аналитики Банки.ру.
«В 2023 году с большой долей вероятности развитие будет происходить в основном за счет вторичного сегмента. Автостат уже зафиксировал рост количества продаж подержанных автомобилей в январе 2023 года по сравнению с январем 2022 года на 7% и почти на 5% в феврале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом падение в первичном сегменте в январе составило 47,4% по сравнению с январем 2022 года, а в феврале — 43,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, отмечают аналитики.
Эксперты ожидают улучшения на рынке автокредитования только во второй половине года. Этому может способствовать снижение стоимости автомобилей и сохранение государственных программ. Но, по мнению аналитиков, цены на автомобили, скорее всего, вырастут, а вместе с ними средний чек и срок кредита на покупку автомобиля.
В то же время автомобиль теперь может стать способом вложения денег, считает основатель Академии бизнеса и стратегического маркетинга Юлия Корчагина-Озджан:
«Если вы рассматриваете автомобиль как инвестицию, вам придется покупать новую модель на иностранном рынке. Его можно будет продать дороже, особенно если он сохранит свое состояние и если вывести этот автомобиль на вторичный рынок на фоне отечественных автомобилей. Также можно купить автомобиль на вторичном рынке. Вы, вероятно, не сможете заработать на его продаже, но вы можете продать его по цене не ниже той, за которую вы его купили».
Какие ставки по автокредитам предлагают сейчас
В феврале, по данным НБКИ, банки выдали 52,6 тыс кредитов на покупку автомобилей. Этот показатель символически уменьшился по сравнению с предыдущим месяцем – на 0,8%. Выбрать автокредит с рыночными процентными ставками можно в нашем каталоге, сейчас там 14 предложений.
Также вы можете обратиться в специальный сервис Банки.ру по выбору кредита — он бесплатно подберет банки, где вам одобрят кредит по выгодной цене.