Президент Владимир Путин подписал документ о полной отмене обязательного технического осмотра личного автотранспорта. Управление автомобилем больше не является обязанностью водителя, если он использует автомобиль в личных целях. Получение диагностической карты с 2022 года будет добровольным, за исключением некоторых категорий транспортных средств, перечисленных в новых изменениях в законе.
Диагностические карты теперь требуются только для коммерческих автомобилей, а также для легковых автомобилей. Кроме того, техосмотр при перерегистрации должны будут проходить автомобили старше четырех лет, а также любые автомобили с изменениями в конструкции.
Что происходило с техосмотром в 2021 году
Новые правила техосмотра были приняты еще в июне 2019 года, но из-за ограничений по коронавирусу они стали обязательными только в марте 2021 года. Для получения диагностических карт автовладельцам предписано приезжать в пункты технического осмотра, аккредитованные страховыми компаниями, и проходить обновленную процедуру техосмотра. 800 руб.
Существенно изменилась сама процедура: на стенде автомобиль нужно было сфотографировать вместе с номерным знаком, а данные об автомобиле, а также GPS-координаты места осмотра, подписанные техническим специалистом, должны были быть внесены в электронную карту диагностики системы ЕАИСТО. При этом Министерству внутренних дел были даны полномочия контролировать деятельность пунктов досмотра и привлекать к ответственности физических и юридических лиц за фальсификацию диагностических карт.
Однако полностью наладить систему не успели, так как отрасль не была готова к столь масштабной реформе. Пунктов техосмотра для работы по новым правилам не хватило, поэтому новшества перенесли на 1 октября. Как пояснил премьер-министр Михаил Мишустин, на старте реформы количество пунктов техосмотра было несопоставимо с объемом автопарка страны. Юридически перевод был оформлен просто: отдельным документом срок действия диагностических карт большинства автомобилистов продлевался на полгода.
Но уже в июле глава ГИБДД Михаил Черников опубликовал видеообращение, в котором предложил сделать техосмотр для личного автотранспорта добровольным. Он пояснил, что МВД провело собственный анализ ситуации и пришло к выводу, что система не готова. При этом депутаты и общественные деятели впервые предложили расторгнуть продажу полисов ОСАГО с диагностической карты. И вскоре это было сделано — с 22 августа 2021 года автомобилисты могли покупать страховки без предъявления техосмотра. А в начале сентября «Единая Россия» внесла в Госдуму законопроект об отмене обязательного техосмотра личных автомобилей. Документ был быстро принят в трех чтениях, одобрен Советом Федерации и подписан президентом еще до Нового года.
Кому нужно проходить техосмотр в 2022 году
По словам депутатов, отмена обязательного техосмотра облегчит жизнь десяткам миллионов автомобилистов, использующих транспорт в личных целях. Но они всегда могут добровольно пройти техосмотр и получить диагностическую карту.
Только для некоторых категорий транспортных средств процедура сохранена и до сих пор является обязательной. Те, кто занимается коммерческим и пассажирским транспортом, то есть владельцы такси, автобусов и грузовиков, должны будут пройти техосмотр по всем новым правилам.
Владельцы личных автомобилей и мотоциклов старше четырех лет также пройдут техосмотр при перерегистрации транспортного средства в ГИБДД. Это означает, что при покупке автомобиля новому владельцу все равно потребуется диагностическая карта для регистрации автомобиля на себя. Еще одна категория автомобилей, которые должны быть проверены, — это автомобили, прошедшие доработку.
В рамках реформы власти также запустили пилотный проект по регистрации на техконтроль онлайн через портал госуслуг. Сотрудники ГИБДД будут следить за соблюдением правил технического осмотра и наличием диагностических карт.
Кого могут принудительно отправить на техосмотр
Самый неудобный для автомобилистов раздел нового закона гласит, что диагностическая карта автомобиля может быть затребована «при визуальном обнаружении признаков технической неисправности, представляющей угрозу безопасности движения». Например, если инспектор увидит разбитую фару или нестандартное оборудование, которое покажется ему небезопасным, он может выдать водителю предписание на ремонт. А это означает необходимость прохождения техосмотра, пояснил глава Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
«На дорогах появится так называемый инструментальный контроль. Инспектор может остановить автомобиль и со ссылкой на статью 12.5.1 Закона об административных правонарушениях о несоблюдении Правил эксплуатации выдать предписание с требованием явиться на технический осмотр и получить диагностическую карту, которая подтвердит устранение неисправности», — считает Шапарин.
По его словам, сотрудники ГИБДД имеют право фиксировать, например, нарушения работы выхлопной системы органолептическим методом — то есть на глаз, на запах, на слух. Такова формулировка в протоколе. При наличии диагностической карты инструментальный контроль на дороге водителю не грозит.
Даже сейчас проходят проверки автомобилей с явными неисправностями, а их водителей штрафуют на 500-800 рублей по той же статье 12.5.1, и выдают предписание об устранении неисправности. Об этом напомнил руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов. По его мнению, массовых проверок на дороге не будет.
«Сейчас есть список неисправностей согласно ПДД и техническому регламенту. 99% водителей нормальные люди и не враги себе, ездят на технически нормальных машинах. Но есть и другие автомобилисты, которых нужно мотивировать. И у инспектора есть возможность проверить всю эту историю. А штраф по 12.5.1 как был, так и остался. Если человек стандартно обслуживает свою машину для себя, вероятность того, что что-то будет не так, стремится к нулю», — считает Шкуматов.
Что будет со штрафом за езду без техосмотра
Еще весной было объявлено, что с марта 2022 года вступит в силу новый штраф за езду без техосмотра — 2 тысячи рублей (вместо сегодняшних 500–800 рублей). Предполагалось, что наказать за это нарушение смогут не только инспекторы ГИБДД, но и камеры ГИБДД. Штрафовать планировалось раз в сутки.
Депутаты много говорили об отмене этого штрафа, а спикер Госдумы Вячеслав Володин пообещал, что это правило не должно распространяться на водителей. «Володин сказал, что этим КоАП заниматься не будут. Но депутаты пока не хотят менять действующий КоАП, потому что его скоро забудут, так как разрабатывается новый. Чисто технически Действующий Кодекс об административных правонарушениях, несмотря на слова Володина, по-прежнему включает новый штраф», — подтвердил Антон Шапарин.
Представитель ОНФ Петр Шкуматов, напротив, уверяет, что к марту история со штрафом будет решена и в действующий КоАП будут внесены изменения. «Новый административный кодекс появится не скоро, его отложили на два года. Вместе с рабочей группой ОНФ мы участвуем в обсуждениях многих статей о драйверах. Я знаю, какие там сильные противоречия, и это быстро не разрешится. Поэтому к марту штраф уберут из действующей редакции КоАП», — пояснил Шкуматов.
Изменения в прохождении техосмотра
Технический осмотр (ТО) транспортных средств — проверка состояния транспортного средства (автомобиля, мотоцикла) на соответствие правилам и требованиям безопасности, установленным законодательством РФ и международными стандартами. В рамках процедуры мастер лишь устраняет выявленные дефекты, не устраняя их. Если неисправности не обнаружены или вовремя устранены, автомобилист получает диагностическую карту, подтверждающую полную исправность автомобиля.
Изначально ТО было обязательным для автовладельцев, но с начала 2022 года система изменилась, и сегодня техосмотр проводится на добровольной основе.
Как изменились условия и сроки проведения техосмотра
Изменения в сроках проведения ТО
По данным Госавтоинспекции РФ на 2021 год, 5,7% дорожно-транспортных происшествий в России произошло по причине эксплуатации технически неисправных транспортных средств, при этом представители Комитета Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры в пояснительной записке к законопроектом от 14 сентября 2021 г об отмене обязательного технического контроля личных транспортных средств предоставлены данные о вероятности участия в ДТП для владельцев неисправных транспортных средств с диагностической картой и полисом ОСАГО: для легковых автомобилей вероятность попадания в ДТП составляет 1,1%, грузовых автомобилей — 2,07%, автобусов — 5,6%, мотоциклов — 0,7%. Таким образом, новые правила были приняты 30 декабря 2021 года, после чего вопрос о том, проходить техосмотр или нет, будет решаться в добровольном порядке (за исключением случаев, о которых мы поговорим ниже).
Несмотря на то, что сегодня технический осмотр является добровольной процедурой, никто не отменял обязанность водителя убедиться в исправности транспортного средства перед выездом (согласно п. 2.3 ПДД РФ). Изменения, внесенные в законодательство, также не лишают ГИБДД права останавливать автомобили, неисправности которых видны невооруженным глазом. При этом они могут проверить автомобиль на месте, и если при такой проверке будут обнаружены проблемы, например, с тормозами или рулевым управлением, сотрудник запретит дальнейшее использование транспортного средства. Это значит, что водитель должен вызвать эвакуатор, оплатить штраф и оплатить ремонт. Своевременное техническое обслуживание повысит безопасность на дороге и защитит финансовые интересы автовладельца.
Кто обязан проходить техосмотр
Изменения, которые вступят в силу в 2022 году, коснутся только физических лиц. Владельцы коммерческого и служебного транспорта (легковые, грузовые), а также компании, занимающиеся грузовыми и пассажирскими перевозками, по-прежнему обязаны проходить техосмотр. При этом они должны соблюдать сроки и требования, установленные законом.
Согласно новым правилам, физические лица должны проходить техосмотр только в определенных ситуациях. Диагностическая карта необходима, если:
- необходимо зарегистрировать автомобиль с годом выпуска, прошедшим более четырех лет, включая год выпуска;
- необходимо оформить право собственности на транспортное средство на нового владельца (возраст транспортного средства более 4 лет);
- необходимо зарегистрировать транспортное средство после изменения конструкции или основного узла;
До декабря 2021 года техническое обслуживание автомобилей до 10 лет требовалось не реже одного раза в 2 года, автомобилей старше 10 лет — раз в год. Грузовой транспорт, такси, автобусы и транспорт автошкол также должны были проверяться раз в год, автобусы и такси старше 5 лет – раз в полгода.
Согласно новым требованиям, частота осмотра зависит от возраста автомобиля и условий эксплуатации. Например, автомобили, используемые в пассажирском транспорте, должны проходить техосмотр каждые 6 месяцев, служебные автомобили старше 10 лет — один раз в год.
Кого освободят от обязательного прохождения техосмотра
В связи с изменениями в российском законодательстве некоторые автомобили были освобождены от прохождения технического осмотра. К ним относятся автомобили и мотоциклы, принадлежащие физическим лицам. В этом случае транспортное средство разрешается использовать только в личных целях. Перевозка грузов и пассажиров запрещена. Кроме того, автомобили за исключением ТО нельзя использовать в качестве служебных автомобилей.
Сколько будет стоить техосмотр
В соответствии с программой реформирования и оптимизации технического обслуживания в марте 2022 г. Федеральной антимонопольной службой подготовлен проект приказа с Методикой расчета предельных тарифов на технические осмотры, где предполагается определение затрат на технические осмотры на основе данных о фактическом затраты организаций, осуществляющих техническое обслуживание, которые действующая методика не учитывает. Ожидается, что расчет тарифов по новой схеме начнется не ранее 2024 года
По методике, действующей с 2012 года, установлением тарифов занимаются региональные власти, которые запрещают официальным точкам корректировать цены. При этом стоимость обслуживания в регионах варьируется от 400 до 1000 рублей. Если АЗС предлагает оформить диагностическую карту за 3000 или 5000 рублей, она, скорее всего, работает по «серой» схеме и включает в тариф дополнительные услуги.
Затраты на техосмотр начали пересматривать еще до того, как процедура стала добровольной. Исходя из стоимости, в Москве она должна быть не менее 2,5 тысяч рублей. По данным Гильдии ремонтников и Союза ремонтников, именно столько в среднем стоят услуги дежурных по СТО. В других городах цены будут примерно такими же. Однако ни одно ведомство пока не прокомментировало ситуацию с ценами.
Какие штрафы грозят за отсутствие техосмотра
Согласно п. 1.1 ст. 12.5 КоАП РФ, за отсутствие диагностической карты технического осмотра водителю транспортного средства грозит штраф в размере 2000 рублей.
Согласно новым правилам, большинству автовладельцев вождение исправного транспортного средства без диагностической карты не грозит штрафом. Оштрафовать могут только владельцев транспортных средств, прошедших техосмотр.
Перед официальным принятием изменений говорилось, что дорожные камеры будут оснащены программным обеспечением, способным автоматически выявлять нарушителей. Однако пока эта функция не реализована, и выписывать штрафы могут только сотрудники Норвежской дорожной инспекции. При этом водителям не обязательно ездить с бумажной версией диагностической карты. Сотруднику ГИБДД будет достаточно электронного подтверждения. Он оставляет за собой право отправить на ТО автомобили, где дефекты конструкции видны невооруженным глазом (течь жидкости, неработающие фары и т.д.).
Как должен проходить техосмотр
Для прохождения техосмотра, как и прежде, необходимо явиться на АЗС с паспортом и документами на автомобиль. Оператор должен сверить данные и в случае расхождений передать информацию в информационную систему ЕАИСТО, которая доступна только для сотрудников полиции и страховых компаний. После этого он фотографирует автомобиль так, чтобы на них были четко отмечены номерной знак, дата записи и местонахождение автомобиля.
При техническом осмотре мастера:
- проверить качество тормозов;
- оценить удобство использования осветительных приборов и управления;
- проверить работу стеклоочистителей и омывателей,
- оценить состояние колесных дисков;
- проверьте, насколько изношены шины.
В 2022 году изменения коснулись порядка фотографирования автомобиля при техосмотре. Эта мера принята для борьбы с мошенниками, фальсифицирующими изображения. Сегодня оператор сделает фотографии автомобиля спереди и сзади. Кроме того, должно быть требование, чтобы сначала фотографировались транспортное средство спереди и сбоку, а затем сзади и сбоку. Каждая фотография должна иметь шашку рядом с транспортным средством.
Теперь ГИБДД не имеет права на штраф за несвоевременный техосмотр, если вы не обязаны этого делать по закону. Но за отсутствие обязательной страховки штраф все равно остается.
Подать заявку на ОСАГО можно онлайн на официальном сайте компании на странице ОСАГО.
Изменения для автомобилистов в 2022 году. Техосмотр, ОСАГО и новые штрафы
Ежегодно автомобилисты вносят изменения в правила и процедуры, штрафы и тарифы. Незнание законов не освобождает от ответственности, поэтому водители должны держать руку на пульсе – следить за всеми нововведениями и погружаться в их суть. Рассмотрим самые важные изменения для автомобилистов в 2022 году.
Отмена ежегодного техосмотра (c января)
Обязательный ежегодный техосмотр в России отменили накануне Нового года. Но забыть его навсегда не получится из-за существенных оговорок в законе. Посмотрим, нужен ли техосмотр в 2022 году.
Ежегодный технический осмотр отменяется только для легковых автомобилей и мотоциклов. И только если они используются в личных целях. Например, если машина работает в такси, она все равно должна пройти технический контроль, даже если она оформлена на частника. А также личный транспорт, который используется в служебных целях. Это означает, что если вы едете на машине на работу или в командировку, вы обязаны проходить техосмотр каждый год.
Для остальных транспортных средств (грузовых автомобилей, автобусов, тракторов), а также для любых автомобилей и мотоциклов, находящихся в собственности юридических лиц, ежегодный технический осмотр по-прежнему обязателен.
Полностью избежать техосмотра не получится даже у частников. Если транспортному средству больше 4 лет (включая год выпуска), диагностическая карта теперь требуется при постановке на учет в МРЭО ГИБДД: регистрация, смена собственника, изменение конструкции или замена блока.
Для легковых автомобилей фактически отменен ежегодный техосмотр, но не техосмотр как таковой. Просто сейчас он не общий, а "по заказу" и связан с оформлением документов в МРЭО. Об этом следует помнить всем, кто покупает автомобиль старше 4 лет – необходимо заранее пройти техосмотр и получить диагностическую карту.
Для оформления ОСАГО диагностическая карта не нужна — эта практика была налажена еще в 2021 году и сейчас окончательно закрепилась. Страховые компании больше не занимаются техническим осмотром.
Тюрьма за превышение и встречную (с января)
Уголовная ответственность за нарушение ПДД существовала и раньше — но только в ДТП, где были серьезно ранены или погибли люди (в том числе пассажиры самого нарушителя).
За повторное опьянение за рулем рецидивистов стали привлекать по статье (264.1) УК с 2021 года. Она применяется, когда водитель после лишения водительских прав снова находится в нетрезвом состоянии (то есть во время регулярный дорожный осмотр, даже без ДТП и жертв).
А в 2022 году в УК была добавлена статья 264.2: теперь «лишенных прав» можно привлечь к уголовной ответственности за превышение скорости и выезд на встречную полосу. Новая статья работает по той же логике, что и «алкоголь».
Если водитель лишится прав за превышение скорости более чем на 60 км/ч или движение в встречном направлении, но едет без прав и пойман на этом, то это будет уголовное, а не административное наказание. : штраф от 200 до 300 тысяч рублей, принудительные работы или лишение свободы на срок до 2 лет. Тем, кто уже имеет судимость по этой статье, грозит еще больше: штраф от 300 до 500 тысяч рублей или лишение свободы на срок до 3 лет.
Штрафы с камер согласно Уголовному кодексу наказываться не будут. В законе конкретно указано, что карательные меры применяются только при фиксации нарушения инспектором, а не автоматической камерой.
Новые тарифы ОСАГО (с января/с апреля)
В начале 2022 года ЦБ РФ (именно он регулирует страховое дело) запланировал сразу несколько изменений в тарифах ОСАГО. Некоторые из них вступили в силу 9 января.
Тарифный коридор расширился: на 10% для легковых автомобилей и для других категорий транспорта (например, такси) — сразу на 30%, что обязательно скажется на стоимости проезда. На практике расширение тарифного коридора обычно приводит к увеличению стоимости полисов, но страховые компании не обязаны использовать прежние цены. Поэтому есть смысл перед подачей заявки на ОСАГО сравнить цены в нескольких страховых компаниях – наверняка будет более выгодное предложение.
Изменились территориальные коэффициенты. Почти во всех крупных городах (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Уфа и др.) они несколько снизились. Из городов-миллионников коэффициент остался прежним только в Новосибирске; ничего не изменилось и для Владивостока и Комсомольска-на-Амуре. Но есть регионы, где коэффициент увеличился: например, в Магадане и республиках Кавказа.
ОСАГО заметно подорожала для молодых и неопытных. Если раньше для водителей моложе 22 лет с нулевым стажем базовая ставка умножалась на 1,93, то теперь она умножается на 2,27. К группе риска также стали относить возраст до 24 лет: коэффициент вырос с 1,79 до 1,88. Чуть дешевле стала страховка для возрастных и опытных водителей.
Аварийность увеличится. В апреле обновляется бонус-малусный коэффициент (MBM): он будет немного снижен для безаварийного вождения и заметно повышен для аварийного вождения. Так, ранее за 3 аварии в течение года тариф умножался на 2,45, по новой методике – на 3,92. Для новичков без страховки ОСАГО начальный (базовый) КБМ теперь будет 1,17 вместо единицы.
Получение медсправки по-новому (с марта)
Медицинская справка требуется при получении водительского удостоверения в ГИБДД — впервые или после приостановления. С 1 марта может быть сложнее пройти медкомиссию и получить справку.
Изначально Минздрав планировал ужесточить диспансеризацию всех водителей и обязать их сдавать кровь на наличие ЦДТ — специального маркера, указывающего на хронический алкоголизм. Но цена такого анализа составляет более 5000 рублей, что увеличит стоимость медосмотра в несколько раз.
В итоге остановились на менее радикальном варианте. Врачи направят на углубленные исследования (психиатрическую экспертизу, проверку на наличие следов психотропных веществ), если посчитают нужным. Для этого достаточно 3-х клинических признаков, среди которых: неадекватное поведение, вялость, сонливость, бледность… В общем, на медосмотр лучше приходить бодрствующим и хорошо высыпающимся.
Также утверждена новая, более защищенная форма медицинской справки водителя, в которой будут отражены заключения каждого из врачей. Это должно усложнить покупку «серых» сертификатов без фактического расследования.
Пересмотр налога на роскошь (с марта)
Ожидается, что в марте 2022 года Минпромторг пересмотрит классификацию автомобилей «люкс». Теперь автомобили стоимостью более 3 млн рублей облагаются повышенным транспортным налогом — этот предел цены был установлен еще в 2014 году. С тех пор он не менялся, в отличие от цен на автомобили. В результате такие автомобили, как Subaru Outback и Nissan Murano, теперь попадают в категорию «люкс.
Автомобильные эксперты считают, что стоимость по-настоящему роскошных автомобилей сегодня начинается от 5-7 миллионов рублей, и пора повышать ценовой порог. Аналогичное письмо Российская ассоциация автодилеров (РОАД) направила в Минпромторг весной 2021 года. Посмотрим, что решат чиновники: ведомство традиционно публикует обновленные списки «люксовых» автомобилей в марте.
Новые штрафы и способы их сбора (в течение года)
Ни один год не проходит без повышенного штрафа за нарушение правил дорожного движения, и 2022 год явно не станет исключением. Пока обсуждаются только новые штрафы, но можно не сомневаться, что часть из них будет принята.
Например, Минюст хочет ввести штраф за опасное вождение: термин появился в ПДД еще в 2016 году, но штрафа за него до сих пор нет. Предлагается увеличить штраф за перевозку ребенка без детского кресла до 5000 рублей. За выбрасывание мусора из машины может быть наложен штраф. Также планируется ужесточить штрафы за тонировку не соответствующую ГОСТу, неразборчивые номера и мойку автомобилей на газоне.
С 1 марта будет обновлен список неисправностей, при которых эксплуатация автомобиля запрещена. В него войдут такие пункты, как установка изношенных шин и шин разного размера, а также использование шин не по сезону; отсутствие солнцезащитных кремов; навигаторы и видеорегистраторы, закрывающие обзор водителю; поврежденный бампер и незаконно установленная лебедка.
Цифровое исполнительное производство — новый механизм, который заработает в конце 2022 года. С его помощью приставы смогут автоматически списывать долги по штрафам ГИБДД со всех карт и счетов. Закон уже подписан, реализация продолжается.
«Народный инспектор» (неофициальное название) — еще один цифровой сервис по увеличению сбора штрафов, который планируется запустить к 1 июня. К этой дате в законодательстве появятся правила наложения штрафов без составления протокола — с помощью мобильного приложения и фото/видеофиксации. Авторизовавшись через госуслуги, любой гражданин сможет зарегистрировать нарушение ПДД в приложении и отправить информацию в ГИБДД.
Словом, наступающий год принесет автолюбителям много нового и интересного. Подпишитесь на Instagram Hyperauto, чтобы не пропустить важные новости. Удачи на дорогах!
Будет ли регресс или отказ по ОСАГО по новому закону, если на момент ДТП нет техосмотра?
Без технического осмотра — регресс
- Если при ДТП у вас нет действующего техосмотра, но нет обязанности проходить процедуру, обращение по ОСАГО будет незаконным. Вернуть деньги, выплаченные на этом основании, никто законным путем не может.
- Даже если бы у вас была диагностическая карта, есть еще одно важное условие, необходимое для регрессного требования – авария должна была произойти из-за неисправности автомобиля.
- Кроме того, отказ в страховой выплате при отсутствии технического осмотра является незаконным. И здесь это работает уже безоговорочно — даже если вы нарушили закон и были обязаны пройти техосмотр в момент аварии, отказа все равно не будет.
Отмена обязательного техосмотра в начале 2022 года на самом деле была не совсем отменой — точнее, не полной отменой процедуры. А вот для автомобилей, находящихся в собственности физических лиц и не работающих в такси, отменили обязательный техосмотр. Но в связи с условностями в сети все чаще возникают два типа вопросов. Первый из них – правда ли, что за отсутствие техосмотра в случае ДТП виновнику грозит регресс по ОСАГО в 2023 году? Второй еще печальнее: откажет ли страховая компания в выплате, если у пострадавшего на момент аварии еще не было диагностической карты? Давайте выясним оба эти вопроса со ссылками на официальные источники.
Техосмотр отменили или нет?
Да. Но не для всех.
В частности, техосмотр был отменен для определенной и наиболее распространенной в России категории автовладельцев — физических лиц и их личных автомобилей, которые не ведут коммерческую деятельность с использованием своих транспортных средств.
Это было реализовано путем добавления части 7 к статье 15 соответствующего закона, поэтому должны быть выполнены следующие условия (все), чтобы не было необходимости обращаться в МТ:
- техосмотр не требуется для легковых автомобилей,
- если машина используется исключительно в личных целях,
- в том числе если вы с ним не работаете в такси или иным образом не занимаетесь коммерческим транспортом.
Также отметим, что даже до этого техосмотр не нужно было проводить первые 4 года после выпуска автомобиля. Теперь, если вышеуказанные условия соблюдены, его никогда не нужно передавать. Однако в некоторых случаях существуют определенные требования для получения диагностической карты. Подробнее о них мы поговорим ниже.
А еще вы имеете право добровольно пройти техосмотр, если, например, просто хотите убедиться в исправности своего автомобиля (п. 9 ст. 15 ФЗ-170).
Нужно ли его проходить, чтобы не было проблем при ДТП?
Тогда возникает резонное предположение: если проверку сделали добровольной процедурой для большинства автомобилистов, может быть, стоит ее пройти, чтобы избежать проблем со страховыми выплатами в будущем?
У многих водителей, в частности, есть два важных недоразумения.
- Можно ли обратиться в страховую компанию, если вы оказались виновником ДТП без техосмотра?
- Откажут ли в оплате ОСАГО, если вы, как пострадавший в ДТП, так же не имели диагностической карты?
И ответ на оба эти вопроса – нет. Просто чтобы избежать регресса и выхода из строя в случае ДТП не обязательно проходить техосмотр. Все очень просто! Наличие у страховщика оснований для отказа или регрессного требования не зависит от того, проводилась у вас проверка или нет. Это означает, что именно диагностическая карта не может стать законной причиной наступления обоих последствий.
Но давайте узнаем подробнее и со ссылками на официальные источники почему!
Будет ли по новому закону регресс по ОСАГО после ДТП, если нет диагностической карты?
Нет, если вы не были обязаны по закону оформить диагностическую карту, пройдя техосмотр.
Итак, основание правомерности регрессного требования содержится в подпункте «и» пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО:
1. Требование потерпевшего к лицу, причинившему ущерб, должно быть передано страховщику, выдавшему страховое возмещение, с суммой страхового возмещения, выплаченного потерпевшему, если:
.
и) на момент взлома страхового случая, произошедшего в результате неисправности транспортного средства, срок действия диагностической карты истек.
В целом такое право регресса не совсем корректно выражено в официальном юридическом тексте. Речь идет об истечении срока действия карты. А если у вас его никогда не было, а вы обязаны были проходить техосмотр в момент аварии? Тогда формальная регрессия в 2023 году незаконна. Однако судебная практика считает иначе.
Также обратите внимание, что регрессное требование ни в коем случае не будет угрожать водителю, виновному в ДТП, если ДТП произошло не из-за неисправности в автомобиле.
Таким образом, с одной стороны все очевидно: не было диагностической карты — будет регресс. Однако в законе ничего не указано о том, что делать, если не было обязанности получать эту карту.
И тут в дело вступает Банк России, фактически регулирующий деятельность страховых компаний по ОСАГО. В связи с новыми вопросами к автомобилистам ЦБ выпустил специальное информационное письмо ИН-018-53/9, в котором разъяснил буквально следующее:
Принимая во внимание вышеизложенное, отмечаем, что предъявление страховщиком регрессного требования к лицу, причинившему ущерб, по основанию, указанному в абзаце втором настоящего письма, возможно только в случаях, когда транспортное средство виновника дорожно-транспортного происшествия находится в подлежат техническому осмотру в соответствии с законодательством в области технического контроля транспортных средств.
Таким образом, если виновник ДТП находился без технического контроля, но обязанности по его прохождению в момент ДТП не было, регресса не будет.
А если его выставит страховая компания, такой иск в суде отменить будет достаточно легко.
Грозит ли отказ в выплате за отсутствие техосмотра в 2023 году?
Дело в том, что основания для отказа исчерпывающе отражены в Законе об ОСАГО. Оставить не так структурировано в статье о разных подразделах, как регрессию, но все же перечислить.
И среди таких причин ни одна не может установить правомерность отказа в выплате, если у водителя нет технического контроля при ДТП.
При этом отказ будет грозить не во всех случаях:
- если вы, как пострадавший в ДТП, не имеете действующего техосмотра,
- или у виновника не было диагностической карты.
Таким образом, даже если авария произошла из-за неисправности автомобиля, и даже если вы были обязаны пройти технический осмотр (например, вы работаете в такси или автомобиль принадлежит юридическому лицу), в любом случае отказ от оплаты ОСАГО незаконен при отсутствии диагностической карты.
Кому и в каких случаях нужно проходить технический осмотр?
И все же обязанность сдать его на машину осталась в 2023 году, как мы выяснили выше. И рассмотрим для кого и в каких случаях, разделив условия на две группы по последствиям.
Когда нужно пройти техосмотр, чтобы не было регресса:
- если автомобиль принадлежит юридическому лицу,
- если вы работаете с автомобилем в такси,
- если вы занимаетесь коммерческим транспортом или иным образом используете транспортное средство не в личных целях.
Но даже в этих случаях новым автомобилям не обязательно проходить ТО. Мы подробно обсуждали этот вопрос в специальной статье о периодичности техосмотра.