В современном мире, где у большей половины городских жителей есть личные транспортные средства, топливо играет большое значение. Работа двигателя невозможно без горючей маслянистой жидкости. Один из критериев, определяющих длительность работы мотора, — качество нефтепродукта.
Топливо отличается физико-химическими показателями. По этому критерию делится на несколько классов:
- нулевой — дизельный продукт можно эксплуатировать при температуре не ниже -20°C;
- первый (до -26°C);
- второй (-32°C);
- третий (-38°C);
- четвертый (-44°C).
На заправках водителям предлагается горючее первого, второго класса.
В зависимости от региона, топливу присваивается буквенное значение. «Л» означает «летнее», которое допустимо использовать при температуре не ниже 0°C. Буква «Е» означает, что продукт межсезонный. Зимнее «З» горючее можно заправлять при температуре до -30°C. Есть еще одна категория топлива — арктическое «А», которое можно заправлять при очень низких температурах (до -55°C).
Экологические классы
Содержание отдельных компонентов в горючей маслянистой жидкости регулируется на законодательном уровне. Сюда относится сера. Повышенное содержание вещества ухудшает качество топлива и становится причиной загрязнения окружающей среды.
Максимальная концентрация серы в горючем регулируется ГОСТом.
По содержанию серы нефтепродукты классифицируются на экологические классы:
- К2 — концентрация серы не превышает 500 мг на 1 кг;
- К3 — 350 мг/кг;
- К4 — 50 мг/кг;
- К5 — 10 мг/кг.
Для определения содержания серы в горючей маслянистой жидкости применяются специальные приборы — спектрометры. Рентгенофлуоресцентные волнодисперсионные анализаторы, один из которых представлен здесь https://spectronxray.ru/devices/analyzers/spectroscan-msw/, позволяют измерить массовую долю серы в автомобильном топливе, дистиллятных нефтепродуктах.
Чтобы продукт соответствовал нужному классу, используются следующие виды обработки:
- добавление присадок, снижающих вязкость;
- удаление парафинов, сгущающих горючее.
В сопроводительной документации указано, каким образом получено топливо, а также наименование, количество присадок. В документе указывается класс горючего, температура использования, допустимый цвет.
Чем выше класс топлива, тем меньше вредных выхлопных газов попадает в окружающую среду. Повышенное содержание серы снижает ресурс автомобильного двигателя, наносит вред человеку и природе.