Стартер СТ-351Б
Стартер СТ-351Б
1 — крышка со стороны привода, 2 — корпус стартера, 3 — якорь, 4 — коллектор 5 — защитная лента, 6 — крышка со стороны коллектора, 7— втулка, 8 —щетка, 9 — провод питания катушек стартера, 10 — крышка включателя, 11 —контакт зажима КЗ, 12 — контактная шайба 13 — тяговое электромагнитное реле, 14 — катушка реле, К — якорь реле, 16 — пружина 17 — возвратная пружина 18 — регулировочный винт тягового реле, 19 — винт, 20 — зажим КЗ, 21 — зажим провода от аккумуляторной батареи, 22 — зажим от клеммы С реле, 23 — рычаг 24 — ось, 25 — муфта свободного хода с шестерней, 26—упор; 27 — шайба ограничительная, 28—шайба пружинная. 29—втулка.
На корпусе стартера размещено тяговое электромагнитное реле РС901А. Перемещение шестерни привода стартера до зацепления ее с зубчатым венцом маховика двигателя осуществляется действием специального электромагнита на рычаг выключателя.
Кроме основных контактов, в тяговом реле имеется дополнительный зажим, который замыкает накоротко сопротивление катушки зажигания при пуске. Питание тягового реле осуществляется от замка зажигания через дополнительное реле стартера РС-502. Схема электрических соединений стартера, реле и замка зажигания показана на рис. 85.
При повороте ключа включателя зажигания в крайнее правое положение замыкаются контакты включателя и ток поступает в катушку дополнительного реле стартера, через контакты которого ток поступает от аккумуляторной батареи в тяговое реле стартера при этом обмотка дополнительного реле включена одной клеммой к батарее, а другой к клемме ЛК реле-блокировки которая в схеме реле соединена на массу.
После запуска двигателя, как только генератор разовьет достаточное напряжение, контакты РБ-1 размыкаются и дополнительное реле автоматически выключает стартер, а возвратная пружина внутри тягового реле стартера выводит шестерню привода из зацепления. Дополнительное реле стартера предохраняет якорь стартера от разноса, а также стартер от случайного включения при работающем двигателе.
Обзор ЗАЗ 965 ( горбатый запорожец). Сделано в СССР
- Держать стартер включенным рекомендуется не более 10 сек, затем сделать перерыв на 15—20 сек.
- Длительное включение стартера может привести к чрезмерному его нагреванию и повреждению аккумуляторной батареи.
Эта статья является частью руководства эксплуатации автомобилей марки Запорожец ЗАЗ 965А и 965АБ. Полное руководство к данному авто вы найдете перейдя по указанной ссылке Руководство по эксплуатации и ремонту автомобиля ЗАЗ 965
Уход за стартером.
Через каждые 6000 км пробега проверьте состояние зажимов проводов тягового реле, не допуская их загрязнения и ослабления креплений.
ЗАЗ 965 «Кроша». Сердце Smart в «Запорожец». Реставрация, переделка, тюнинг.
Проверьте крепление стартера к картеру и крепление реле. Через каждые 12000 км пробега при наличии замечаний в работе стартера рекомендуется снять стартер с двигателя, используя для этого специальный ключ, разобрать его, протереть все детали, продуть их сжатым воздухом и при этом проверить:
- 1. Состояние коллектора и щеток, не заедают ли щетки в щеткодержателях, а также достаточна ли их высота. При необходимости зачистить коллектор мелкой стеклянной шкуркой зернистостью 80 или 100.
- 2. Состояние контактов электромагнитного тягового реле.
Для проверки состояния контактов необходимо реле разобрать в следующем порядке
- а) отсоединить проводы от контактных штырей крышки;
- б) отвернуть две контргайки стяжных винтов;
- в) отвернуть гайки бокового штыря и утопить штырь в крышку;
- г) отвернуть стяжные винты и снять осторожно крышку, чтобы не повредить провода бокового штыря. Подгоревшие поверхности зачистить шкуркой или бархатным напильником, чтобы обеспечить соприкосновение поверхностей по всей плоскости.
Если контактные болты в местах соприкосновения с контактным диском имеют большой износ, их следует повернуть на 180°.
Сборку реле производите в обратном порядке.
3. Смазать подшипники, цапфы и шлицевую часть вала якоря маслом, применяемым для двигателя.
Примечание. Во избежание нарушения изоляции токоведущих деталей недопустима промывка якоря, внутренней части корпуса и катушки реле стартера бензином и другими растворителями.
Горбатый Запорожец. ЗАЗ 965.
После сборки стартера необходимо проверить зазор между торцом шестерни и упорной шайбой в момент замыкания контактов: он должен быть 1,5—2,5 мм.
Необычный и колхозный тюнинг автомобилей ЗАЗ-965 «Горбатый Запорожец».
Для проверки зазора следует подсоединить к зажиму С и корпусу стартера провода от аккумуляторной батареи. При таком соединении тяговое реле включится, а якорь вращаться не будет. Когда шестерня передвинется, замерьте зазор и если он не соответствует 1,5—2,5 мм, отрегулируйте его путем вращения тяги, соединяющей якорь тягового реле с рычагом привода шестерни.
После пробега 36 000 км рекомендуется снять стартер и направить в специальную мастерскую для тщательной проверки и замены изношенных деталей.
Неисправности стартера в основном вызываются следующими причинами: загрязнением и обгоранием коллектора, зависанием щеток, разносом обмоток якоря, отказом в работе тягового реле с включателем и выходом из строя муфты свободного хода.
Во включателе тягового реле стартера чаще всего повреждаются рабочие поверхности клеммных болтов и контактной шайбы, которые обгорают вследствие большой величины тока, проходящего через них. Наблюдаются также случаи заедания якоря тягового реле в направляющей втулке электромагнита.
Однако причиной отказа в работе стартера часто являются неисправности не стартера, а проводки (клемм) аккумуляторной батареи и дополнительного реле.
Если стартер не проворачивает коленчатого вала двигателя, нужно включить свет (например, подфарники, плафон), после чего включить стартер.
По изменению накала ламп при включении стартера можно определить характер неисправности.